Система подготовки к ЕГЭ по биологии
учебно-методический материал по биологии

Коваль Галина Александровна

Для того чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают у выпускников знания базового и повышенного уровня, предусмотренные существующим образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Федеральным агентством по образованию РФ. Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы. Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Это надо делать с самых первых уроков биологии в 6-м классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11-го класса необходимо переходить к детальному повторению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_ege.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки  к ЕГЭ по биологии.

Учитель биологии Коваль Г.А. МБОУ «СОШ №36»

Реформирование системы образования продолжается, те или иные изменения происходят ежегодно. В 2017 году КИМы по биологии были доработаны. Исключены тестовые вопросы с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа. Изменено количество вопросов. Теперь их только 28 вместо 40в 1-ой части задания базового уровня, которые не вызывают больших затруднений. На выполнение работы теперь отводится 210 минут (по 5 минут на каждый вопрос 1 блока и по 10-20 минут для каждого задания 2 блока).

В блоке №1 появились новые виды заданий, требующие умение работать с графическими схемами и таблицами, а также производить анализ и синтез предоставленной информации. Задания расположены не по уровню сложности, а сгруппированы по блокам.

Минимальный проходной порог составляет 36 баллов. С учетом внесенных изменений структура КИМ предполагает, что при выполнении заданий 1 блока выпускник должен справиться с такими видами работ, как: множественный выбор; установление соответствия; установление правильной последовательности; дополнение схемы, таблицы; анализ информации, проставленной в графической либо табличной форме.

Во 2 блоке каждое из заданий требует полного развернутого ответа.

Чего ждать? К чему готовиться в 2018 г.?

Демо 2018утверждена 10 ноября

Кардинальные изменения в КИМ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года отсутствуют. Экзаменационная модель 2017 г. сохранена полностью, только некоторые моменты доработаны.

Всего заданий – 28, из них по типу заданий: с кратким ответом – 21, с развёрнутым ответом – 7; по уровню сложности: Б – 10, П – 12, В – 6.

Максимальный первичный балл за работу – 59.

Минимальный проходной тестовый балл  по биологии для поступления в ВУЗ - 36

Общее время выполнения работы – 210 мин.

Поэтому для подготовки к ЕГЭ по биологии в 2018 году можно использовать варианты 2017 года.

Рассмотрим задания по ЕГЭ повышенной сложности.Почему необходимо уделять большое внимание этим заданиям,( особенно уч-ся на бюджет)?

Выполнение таких заданий оценивается в 3 балла. Чтобы без проблем поступить в один из ВУЗов нашей страны, одиннадцатиклассникам следует набрать как минимум 50 баллов, причем этого количества не хватит для зачисления на бюджет, что же касается престижных учебных заведений России, то их планка намного выше — на бюджет принимаются те, кто набрал 84 балла и более. Поэтому необходимо ориентироваться на выполнение  2-ой части ЭР.

Сложности вызывают задания №27, 28( цитология и генетика). Многие учащиеся в 2017 г. срезались на этой части заданий, у многих сняли баллы за оформление заданий: ошибки в  записи ДНК, РНК. Это задания в открытой форме, где выпускнику придётся отвечать на вопрос и демонстрировать глубокие знания предмета. Особое внимание надо уделить языку изложения ответа. Ученик 11 класса должен владеть определённым понятийным аппаратом, биологическими терминами, используемыми в ответах к заданиям. Эти задания требуют полного развернутого ответа, необходимо их хорошо прорабатывать, учить грамотно писать и оформлять ответы, в т.ч. и пояснения. Т.к. 1-ая часть ЭР стандартизированная для проверки, а 2-ая-критерии разные.Кто-то из экспертов,проверяющих работу требует четкость, краткость, логичность ответов, кто-то требует минисочинения.

Задания по цитологии.( 2-ой слайд):Это задания с закрытым рядом требований, т.к. в эталоне  указан единственный правильный ответ, иная интерпретация не допускается( читать слайд). Эти задачи хороши тем, что вопросы в них конкретны и точны. С другой стороны, они достаточно сложны и требуют глубокого понимания тех процессов, о которых идет речь. Важным моментом при решении  таких заданий является объяснение выполняемых действий, особенно если в задаче так и написано: «Ответ поясните». Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере очень важного балла.  К таким заданиям относятся задачи по цитологии.

( слайд 3-ий):Задачи по цитологии, которые встречаются в ЕГЭ, можно разбить на семь основных типов.

Первый тип связан с определением процентного содержания нуклеотидов в ДНК .

Ко второму относятся расчетные задачи, посвященные определению количества аминокислот в белке, а также количеству нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК.

Задачи по цитологии типов 3, 4 и 5 посвящены работе с таблицей генетического кода, а также требуют от абитуриента знаний по процессам транскрипции и трансляции. Такие задачи составляют большинство вопросов №27 в ЕГЭ.

Задачи типов 6 и 7 появились в ЕГЭ относительно недавно, и они также могут встретиться абитуриенту во 2-ой части. Шестой тип основан на знаниях об изменениях генетического набора клетки во время митоза и мейоза, а седьмой тип проверяет у учащегося усвоения материала по диссимиляции в клетке эукариот.

Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базироваться на умении оперировать биологическими понятиями.

Для  решения задач по цитологии необходимо владеть следующими биологическими понятиями: виды нуклеиновых  кислот, строение ДНК,  репликация ДНК , строение  и РНК, т-РНК, транскрипция, генетический код, свойства генетического кода, мутация, кодон, антикодон, правило Чаргаффа и др.Рекомендуем уч-ся учить , зубрить терминологию.

(4-ый,5-ый слайд):Рассмотрим тип заданий на определение количества нуклеотидов ДНК, и-РНК, т-РНК .К ним  обязательно необходимо делать пояснение по условию задания, если задача идет без пояснения, то максимального балла не будет даже при правильном решении задачи. Это выпускники должны знать.

( 6-ой слайд): Задания такого типа имеют разные варианты:

На расчет  числа водородных связей между нуклеотидами;

задачи на определение длины отдельного участка ДНК или количества нуклеотидов в нем. Молекулярная масса нуклеотида равна 345 а.е.м .. Длина нуклеотида 0,34 нм, расстояние между соседними нуклеотидами составляет 0,34 нм.  Этих данных в задании может не быть, их необходимо запомнить. При решении применять правило Чаргаффа.

7-ой,8-ой слайд: Наибольшую сложность в задачах, касающихся  синтеза белка, вызывают задания на построение молекул и-РНК, антикодонов т-РНК и определение аминокислот в белке.

При решении задач этого типа необходимо, чтобы уч-ся  помнили и обязательно указывали в пояснениях следующее:( обязательно мне прочитать)

•        нуклеотиды иРНК комплементарны нуклеотидам ДНК;

•        вместо тимина во всех видах РНК записывается урацил; забывают, путаются.

•        нуклеотиды иРНК пишутся подряд, без запятых, т. к. имеется в виду одна молекула;

•        антикодоны тРНК пишутся через запятую, т. к. каждый антикодон принадлежит отдельной молекуле тРНК;

•        аминокислоты находим по таблице генетического кода;

•        если дана таблица генетического кода для иРНК, значит, используем кодоны иРНК:

•        аминокислоты в белке пишутся через дефис, т. к. имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка. Ознакомимся с содержанием такой задачи. При решении ряда задач данного раздела необходимо пользоваться таблицей генетического кода. Правила пользования таблицей обычно указываются в задании, но лучше научиться этому заранее, чтобы не терять время.

Пояснения, которые дают уч-ся при ответах: иРНК строим комплементарно ДНК; антикодоны тРНК комплементарны кодонам иРНК; аминокислоты находим по кодонам иРНК, используя таблицу генетического кода.

9-ый, 10-ый, 11-ый слайды: Обратить внимание  уч-ся на аспект решения этой задачи: каждая т- РНК является отдельной молекулой, поэтому последовательность антикодонов т-РНК записывается только через запятую!!! Между цепями ДНК или ничего не писать, или водородные связи: Г-Ц- тройная; А-Т(У)- двойная. Необходимо внимательно читать задачу, чтобы четко знать какие ответы от них потребуются ( заданияс пояснениями). Задания  оценивается в три балла, которые начисляются в случае полностью верного решения. Поэтому, приступая к задаче, в первую очередь необходимо выделить все вопросы. Количество ответов должно им соответствовать, иначе можно также лишиться балла.

Задания такого типа  я уже даю на уроках в 9 и 10 классах.

Даны примеры выполнения заданий учащимися.

Какие ошибки допускают выпускники при выполнении этих заданий? В т-РНК можно ставить запятые; в и-РНК это будет ошибка, снимается 1 балл. Задача решена, а записана неверно, да еще и без пояснений баллы снимаются. В ДНК,  и-РНК можно ставить черточки между триплетами, также и между аминокислотами в молекуле белка.

12-ый слайд: Особое внимание нужно обратить на задачи этого типа, там где задания начинаются словами «Все виды РНК….». Пояснение: когда нам дается последовательность т-РНК, мы берем  единый центральный триплет и к нему составляем кодон и-РНК; не нужно  записывать всю последовательность, сэкономить время и обязательно пояснения.

ЗАДАЧИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

При решении задач этого типа необходимо помнить и обязательно указывать в пояснениях следующее:

•        каждая аминокислота доставляется к рибосомам одной тРНК, следовательно, количество аминокислот в белке равно количеству молекул тРНК, участвовавших в синтезе белка;

•        каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (одним триплетом, или кодоном), поэтому количество кодирующих нуклеотидов всегда в три раза больше, а количество триплетов (кодонов) равно количеству аминокислот в белке;

•        каждая тРНК имеет антикодон, комплементарный кодону иРНК, поэтому количество антикодонов, а значит и в целом молекул тРНК равно количеству кодонов иРНК;

•        иРНК комплементарна одной из цепей ДНК, поэтому количество нуклеотидов иРНК равно количеству нуклеотидов ДНК. Количество триплетов, разумеется, также будет одинаковым.

13-ый слайд: Следующий тип задач, когда у однотипной задачи другая формулировка. Пояснение: обязательно в ответе нужно указать слово может, потому что может и не привести, иначе снимается балл.

Следующая группа задач, которая вызывает больше затруднений, чем задача с применением генетического кода. Это задача на подсчет хромосом и молекул ДНК при делении клеток (митоз, мейоз).( слайд 14-ый, 15-ый):Здесь необходимо четко знать механизм деления клетки и поведение хромосом ( по фазам).( слайд 16-ый, 17-ый):Я даю такие задания и мы отрабатываем их в 9, 10 классе с рисунками, схемами по задачникам или подбираю из других источников, включая КИМы ЕГЭ. Не всем, а только заинтересованным учащимся, нацеленным на ЕГЭ.

Здесь без понимания механизма простое заучивание не дает результата, т.к. в задании необходимо дать объяснение ( характеристика фаз), чтобы заработать 3 балла. При достаточном разборе схем это поможет.

При решении подобных задач необходимо четко понимать следующее:

•        количество ДНК и количество хромосом - не одно и то же; гаплоидный, диплоидный набор хромосом, хроматида

•        после репликации ДНК число хромосом остается прежним, а количество ДНК увеличивается вдвое (каждая хромосома содержит две хроматиды);

•        количество ДНК в соматических клетках в два раза больше, чем в половых;

•        в конце интерфазы, т. е. после завершения репликации, в соматической клетке количество ДНК становится в два раза больше обычного;

•        в течение профазы, метафазы и анафазы количество ДНК по- прежнему превышает обычное в два раза;

•        после завершения деления (а точнее, после завершения телофазы) образовавшиеся дочерние клетки содержат количество ДНК, характерное для соматической клетки данного организма;

•        у цветковых растений клетки эндосперма содержат триплоидный набор хромосом, поэтому количество ДНК в них в три раза больше, чем в гаметах.

16-ый, 17-ый слайд :Пример задания и решение.

18-ый слайд: Еще большие сложности вызывают вопросы 3-его типа заданий по цитологии.  Потому что здесь помимо того, что учащиеся должны хорошо понимать процесс митоза и мейоза им необходимо знать цикл развития каждой группы организмов- растений и представлять каким делением образуются какие клетки в данном организме. На схеме представлены три типа жизненных циклов организмов А,Б,В. Разнообразные жизненные циклы (чередование поколений).

19-ый слайд: Пояснение: можно использовать рисунок из учебника 6,7 класса «Схема развития хламидомонады, мха, папоротника и других».

20-ый- 24-ый слайд: схожее задание. Рисунки, схемы.

25-ый слайд: Следующий тип заданий, который вызывает опять же серьезные затруднения «Развитие гамет у цветковых растений». Из каких клеток, с каким набором хромосом образуются пыльцевые зерна? Как происходит развитие зародышевого зерна? Дана схема с механизмом образования.

26-,27-ой слайд: Задача

Для закрепления теоретического материала по способам и приемам  решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля.

Слайд 28-ой:  Хочется подвести итоги .

Ресурсы

Интернет ресурсы; вебинары « Рекомендации по подготовке к ЕГЭ» бесплатные, в т.ч и в записи; мастер –класс; видео-уроки «Подготовка к ЕГЭ»; разбор тренировочных тестов; Онлайн- семинары и форумы учителей биологии, разбор заданий демоверсий.

Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы.

28-ой слайд: Интернет ресурсы для повторения:

www.youtube.com

http//: video.yandex.ru

http//: Internet Urok.ru

www.fipi.ru

http//: eqe.edu.ru

Рекомендации. Информационная подготовка. Стенд в кабинете, где должны быть варианты КИМ; бланки заполнения ЕГЭ; рекомендации. Эти стенды играют немаловажную роль.

Психологическая подготовка.

Все это каким-то образом облегчит задачу сдачи ЕГЭ.

Спасибо за внимание. Удачи в освоении материала. Успешной сдачи ЕГЭ в 2018 году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

строение пищеварительной системы.строение зубов. урок. биология 8 класс.

"Строение пищеварительной системы. Строение зубов ". Модульный урок....

Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах....

Презентация "Системы органов в организме" биология 8 класс

С помощью данной презентации раскрываются понятия об уровнях человеческого организма, плане его строения....

Эндокринная система человека тест по биологии для 8 класса

тест по теме"Эндокринная система человека 2 варианта....

Конспект урока по анатомии "Дыхательная система человека" (8 класс, биология)

Конспект урока по анатомии с использованием технологии проблемного диалога....

Система контроля по предмету биология

Методы и формы оценивания...