Конспект урока по анатомии "Дыхательная система человека" (8 класс, биология)
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

Полякова Светлана Викторовна

Конспект урока по анатомии с использованием технологии проблемного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_dialog.docx34.05 КБ
Файл rabochaya_programma_po_ekologii_cheloveka_8_klass.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация приемов технологии проблемно – диалогического обучения

на уроках биологии в 8 классе

        E:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\мое\фото мое.jpg Учитель биологии МБОУ ЕСОШ №1  – Полякова С.В.

Тема: «Дыхательная система человека»

 

Цели:

Обобщить  знания по строению и функциям  дыхательной системы человека, осознать необходимость профилактики заболеваний дыхательных путей.

Задачи образовательные:

обобщить особенности строения и функционирования органов дыхательной системы человека, механизмы голосообразования.

Задачи развивающие:

развивать умение самостоятельно формулировать и задавать вопросы, вести диалог, выстраивать проблемы и находить пути их решения, делать общие выводы по теме.

Задачи воспитательные:

воспитание  ответственности за состояние своего здоровья,

воспитание корректного поведения учащихся  во время диалогов и дискуссии.

Оборудование:

Таблицы « Органы дыхания», «Гигиена органов дыхания»;  мультимедийный диск «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть», проектор, экран, компьютер; фрагменты учебного видеофильма  «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел- Дыхательная система человека».

 

Ход урока:

 

1. Оргмомент.

2.  Постановка учебной проблемы

Создание проблемной ситуации:

- главным отличием живой природы от неживой является дыхание, объясните почему?

- какое дыхание характерно для представителей разных типов и классов животных?

Ваши предложения, ребята!

Вывод:

Результатом работы дыхательной системы является доставка воздуха с кислородом в организм, далее при помощи кровеносной системы кислород поступает в цитоплазму клеток, где участвует в реакциях, обеспечивающих организм энергией. Чем больше эффективность и крупнее объёмы воздуха для дыхания, тем больше энергии смогут получать организмы.

-А зачем нужна энергия?

Побуждающий диалог к осознанию противоречия

- Что вас удивляет в диалоге этих учеников

- Какой вопрос возникает? (побуждающий диалог)

- Итак, тема сегодняшнего урока…?

- Обобщением знаний по теме  «Дыхательная система человека».

Мы сегодня постараемся обобщить все знания , полученные в рамках этой темы.

3. Демонстрация фрагментов учебного фильма  «Анатомия физиология и гигиена человека, раздел- Дыхательная система человека»

3.1. Работа с плакатами у доски:

- проблемные диалоги с классом

Ученики закрепляют услышанное в видеофрагменте у доски, используя плакаты, на которых показывает носоглотку, гортань, трахею, бронхи и лёгкие.

4. Постановка учебной задачи

Условие №1

Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период, часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы  (встаёшь утром в комнате с горячей батареей и першит горло и даже болит, может мучать кашель по ночам) ? 

(Нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными). 

Условие №2

Дыхательная система женского и мужского организма имеет единый план строения? Тогда почему же у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?

(Дело в длине и толщине  голосовых связок и в строении треугольника гортани).

 Условие №3

Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли, если пищевод сразу позади трахеи?

(Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная).

5.  Поиск решения (Подводящий диалог).

Учащиеся  ищут ответ на проблемные вопросы, открывают  новые знания, которые можно получить через гипотезы.

Сначала гипотеза выдвигается, а потом проверяется. Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы.

6.  Выражение решения

Рассуждения учащихся- фронтально, затем учитель подводит итог беседы.

7.  Самостоятельная работа с учебником:

Цель: проверить уровень усвоения темы:

Найдите в тексте   параграфа § 26 информацию  о заболеваниях дыхательной системы,

составьте в тетради таблицу, в которой дайте характеристику этих заболеваний.

8. Подведение итогов.

- Итак, подведём итоги нашего урока. Сегодня мы не только вспомнили характеристику дыхательной системы, но и получили возможность узнать много нового.

9. Рефлексия:

Продолжите фразу сегодня на уроке…

было интересно…

Японял, что …

мне захотелось …

урок дал мне для жизни …

трудно было …

10. Домашнее задание – Основные положения главы 7.



Предварительный просмотр:

Егорлыкский  район  Ростовской  области

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Егорлыкская  средняя  общеобразовательная  школа  №1

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ЕСОШ №1

______________/ Гамова Е.Н./        

Приказ   от 31.08.2017 № 242

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по  экологии

Уровень общего образования (класс) основное  общее  образование, 8а класс

Количество  часов  3 4 часа

Учитель                                                    Полякова Светлана Викторовна

Программа  разработана на основе авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: для основной  школы с использованием  программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: программы. –  М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.) и учебника «Экология человека. Культура здоровья». 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/  Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. 8 кл., – М.: «Вентана-Граф», – 2018г.

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по экологии  в 8а классе  составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г.  №273-ФЗ  «Об образовании в  РФ»;
  • ФГОС ООО (5-8 классы);
  • Письма Минобрнауки России  от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Приказа Министерства образования  Ростовской области от 19.06.2012г №566  «Об организации экспериментальной областной  площадки по здоровьесбережению;
  • Приказа Министерства образования  Ростовской области от 04.10.2012 г № 850 «О присвоении статуса областной пилотной площадки ОУ по здоровьесбережению;
  • Устава  МБОУ  ЕСОШ №1;
  • ООП  ООО МБОУ ЕСОШ №1 (5-9 классы);
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1  на 2018-2019 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);  
  • Авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: для основной  школы с использованием  программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: программы. –  М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.
  • Учебника «Экология человека. Культура здоровья». 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/  Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. 8 кл., – М.: «Вентана-Граф», – 2018г.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 – 8 классах.

Цели:

- рассмотреть влияние условий окружающей среды на человека,

- роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Задачи:

- углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;  

- ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;

- формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;

- создание    у    учащихся    понятийного    аппарата    и    знакомство    с    основными закономерностями общей экологии;

- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

   В соответствии с  календарным учебным  графиком  МБОУ ЕСОШ №1 на 2018-2019 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в    2018-2019 учебном году

(08.03.2019г.,  01.05.2019г.,  02.05.2019г., 03.05.2019г., 09.05.2019г., 10.05.2019г.), расписанием учебных  занятий  МБОУ  ЕСОШ №1  в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по экологии  в  8 а  классе в 2018-2019  учебном году  будет  реализована в  объёме- 33 часа.

Место и роль учебного курса

На изучение биологии в 8 классе отведено 34 часа (1 час  в неделю)

В программе отводится 5 часов на лабораторные работы.

Ожидаемые результаты освоения программы:

личностные:

 - овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

метапредметные:

 Метапредметные результаты курса «Экология человека» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

 - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

 - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД: 

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

 - умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

 - определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД: 

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Коммуникативные УУД:

 - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметные:

- называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять основные органы человека;

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

- уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Требования к уровню подготовки учащихся

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- использование дополнительных источников информациипри решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Ученик научится:

объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

- приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

- давать оценку диетам;

- перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

-  выполнения основных видов физических упражнений;

-  применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

- предупреждения переутомления;

- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

- уходе за больными.

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;  природной и социальной среды на здоровье человека;

- объяснять последствия вредных привычек;

- давать характеристику факторам здоровья и факторам риска болезни;

-давать характеристику факторам, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;

- объяснять воздействии экологических факторов на организм человека;

Система оценки планируемых результатов

Оценивание результатов  по экологии учащихся 8 класса будет производиться посредством следующих видов контроля:  контрольных работ, лабораторных и практических  работ, тестов, беседы по вопросам.

Содержание учебного  предмета «Экология человека. Культура здоровья»  

8 класс

Введение (1 ч)

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Здоровье. Здоровый образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

Лабораторная работа. Оценка состояния  физического здоровья.

Проектная деятельность.

Народная мудрость гласит….(пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье).

II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (20 ч)

1. Вредные привычки

 Вредные привычки-болезненные, пагубные пристрастия.

2. Опорно-двигательная система (

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Проектная деятельность.

Формирование навыков активного образа жизни.

2. Кровь и кровообращение

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы.

Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.

Проектная деятельность.

Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).

3. Дыхательная система

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа.

Влияние холода на частоту дыхательных движений.

4. Пищеварительная система

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты- важный экологический фактор. Чужеродные  примеси пищи.  Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Режим питания. Диета.

Проектная деятельность.

Рациональное питание.

5. Кожа  

Воздействие солнечных лучей на кожу . Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания.

Проектная деятельность. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность  

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

7. Анализаторы

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия  на органы слуха и равновесия.

Лабораторная работа.

Воздействие шума на остроту слуха.

Проектная деятельность.

Бережное отношение к здоровью.

III. Репродуктивное здоровье

 Особенности развития юноши и девушки под действием бисоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. Гендерные роли.

Ответственное поведение как  социальный фактор.

Календарно – тематическое планирование уроков  экологии  в 8 а классе  

№№

Тема урока

Количество часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

 

Введение (1 ч)

1

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

Текущий контроль, беседа по вопросам

6.09

Тема 1.  Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

2

(1.1.)

Здоровье и образ жизни

Текущий контроль, лабораторная работа №1 «Оценка состояния физического здоровья.»

13.09

3

(1.2.)

История развития представлений о здоровом образе жизни

Текущий контроль, беседа по вопросам

20.09

4

(1.3.)

Из истории развития взаимоотношений человека с природой

Текущий контроль, беседа по вопросам

27.09

5

(1.4.)

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях

Текущий контроль, беседа по вопросам

4.10

6

(1.5.)

Влияние климатических факторов на здоровье

Текущий контроль, беседа по вопросам

11.10

7

(1.6.)

Экстремальные факторы окружающей среды

Текущий контроль, беседа по вопросам

18.10

8

(1.7.)

  Контрольная работа №1 «Окружающая среда и здоровье человека»

Рубежный контроль, тест

25.10

Тема 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (20 ч)

9

(2.1.)

Вредные привычки.

Текущий контроль, беседа по вопросам

8.11

10

(2.2.)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека

Текущий контроль, беседа по вопросам

15.11

11

(2.3.)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Текущий контроль, лабораторная работа №2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.»

22.11

12

 (2.4.)

Иммунитет и здоровье.

Текущий контроль, лабораторная работа №3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.»

29.11

13

(2.5.)

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Текущий контроль, беседа по вопросам.

6.12

14

(2.6.)

Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

Текущий контроль, лабораторная работа №4 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.»

13.12

15

(2.7.)

Правильное дыхание.

Текущий контроль, лабораторная работа №5 «Влияние холода на частоту дыхательных движений.»

     20.12

16

(2.8.)

Пища.

Текущий контроль, беседа по вопросам

27.12

17

(2.9.)

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.

Текущий контроль, беседа по вопросам

10.01

18

(2.10.)

Рациональное питание и культура здоровья

Текущий контроль, беседа по вопросам

17.01

19

(2.11.)

Воздействие солнечных лучей на кожу

Текущий контроль, беседа по вопросам

24.01

20

(2.12.)

Участие кожи в терморегуляции.

Текущий контроль, беседа по вопросам

31.01

21

(2.13.)

Средства и способы закаливания.

Текущий контроль, беседа по вопросам

7.02

22

(2.14.)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

Текущий контроль, беседа по вопросам

14.02

23

(2.15.)

Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

Текущий контроль, беседа по вопросам

21.02

24

(2.16)

Внешнее воздействие на орган слуха и равновесия.

Текущий контроль, беседа по вопросам

28.02

25

(2.17.)

Стресс как негативный биосоциальный фактор.

Текущий контроль, беседа по вопросам

7.03

26

(2.18.)

Типы высшей нервной деятельности.

Текущий контроль, беседа по вопросам

14.03

27

(2.19.)

Биоритмы и причины их нарушения. Гигиенический режим сна .

Текущий контроль, беседа по вопросам

21.03

28

(2.20.)

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

Текущий контроль, лабораторная работа №5 «Воздействие шума на остроту слуха.»

4.04

Тема 3. Репродуктивное здоровье. Развитие организма (5 ч)

29

(3.1.)

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

Текущий контроль, беседа по вопросам

11.04

30

(3.2)

Проблемы взросления и культура здоровья.

Текущий контроль, беседа по вопросам

18.04

31

(3.3.)

Промежуточная аттестация

Итоговый контроль-тест

25.04

32

(3.3.)

Гендерные роли

Текущий контроль, беседа по вопросам

16.05

33

(3.5.)

Ответственное поведение как социальный фактор

Текущий контроль, беседа по вопросам

23.05

«Согласовано»  

Протокол      заседания

методического     совета

МБОУ    ЕСОШ  №1

от  24. 08. 2018г.  № 1

______________/Манасипова Н. Г./

«Согласовано»  

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ЕСОШ  №1

24. 08. 2018 г.

______________/Манасипова Н. Г./

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"

Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии....

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений"...

конспект урока "Вегетативная нервная система" 8 класс

Тема: Вегетативная нервная системаОбразовательная технология: проблемно-диалогическаяЦель: сформировать представление о значении автономной нервной  системы в жизни человека,  показать ...

Конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология.

конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология....