Совершенствование предметной компетентности учителя биологии в контексте итоговой аттестации выпускников
учебно-методический материал по биологии

Коваль Галина Александровна

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompet-ya_uch-lya.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование предметной компетентности учителя биологии в контексте итоговой аттестации выпускников  

        Главной сегодняшней задачей образова-

                                               ния взрослых является производство

                                                   компетентных людей – людей, которые

                                                   были бы способны применять свои зна-

                                                   ния в изменяющихся условиях, и …чья

                                                           основная компетенция заключалась бы в

                                                  умении включаться в постоянное само-

                                                           обучение на протяжении всей своей жизни.

                                                                                                                                                  М.Ноулз

Оглавление

1 глава. Введение.

2 глава. Развитие профессиональной компетентности педагога.

2.1 Этапы формирования профессиональной компетентности.

2.2. Современные требования к результатам естественнонаучной подготовки школьников в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

2.3. Работа МО учителей естественно-географического цикла по подготовке к  ЕГЭ,ГИА.

2.4.Работа с классным руководителем          

2.5.Работа с родителями  учеников

2.6.Обобщение педагогического опыта « Совершенствование предметной компетенции учителя биологии при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА-9.

Заключение. Выводы.

Введение

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

 Проанализировав сложившиеся тенденции в образовании, я выбрала тему реферата «Совершенствование предметной компетентности учителя биологии в контексте итоговой аттестации выпускников».

Цель исследования: выявить педагогические условия, закономерности, технологии, методы и приёмы, средства и формы организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода.

Объектом исследования являются педагогические условия, закономерности, технологии, методы и приёмы, средства и формы организации процесса обучения, воспитания, способствующие реализации компетентностного подхода.

 Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я пытаюсь научить своих детей.

Вступительная часть. Совершенствование педагогических средств школьного естественно- научного образования в условиях введения ФГОС общего образования.

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.

В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования (принята Приказом Минобразования России от 23.07.2002г. №2 866) зафиксировано Положение о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода “мерило” современного качества образования”.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

 Глава II. Профессиональная компетентность учителя биологии.

 Стратегия модернизации образования в Российской Федерации предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности. В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Это позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Для решения поставленных задач необходимо детально анализировать результаты работы за год на заседаниях школьных методических  объединений , методическом и педагогическом советах. Педагоги школы  в своей работе должны использовать здоровьесберегающие технологии ( адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения, технология творческих мастерских, технология личностно ориентированного обучения), стать  активными пользователями информационных технологий, пользоваться  основными инструментами мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

 Именно на решение данных задач направлен ФГОС.

2.1. Развитие профессиональной компетентности

 Большое значение для развития ключевых компетенций имеет предпрофильное обучение в основной школе и профильное обучение в средней (полной) школе. Предпрофильная подготовка обучающихся 8-9х классов предполагает введение ряда ориентационных курсов для развития ключевых компетенций, необходимых каждому члену общества для его успешной социализации.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 

1.        Работа в методических объединениях, творческих группах;

2.        Исследовательская деятельность;

3.        Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4.        Различные формы педагогической поддержки;

5.        Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6.        Трансляция собственного педагогического опыта;

7.        Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Педагог самостоятельно должен осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

2.2. Этапы формирования профессиональной компетентности. 

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:

научных знаний;

способов деятельности (умения действовать по образцу);

опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

Компетенции по биологии:

владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества;

осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем;

осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

•        самоанализ и осознание необходимости;

•        планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

•        самопроявление, анализ, самокорректировка.

Глава III. Современные требования к результатам естественнонаучной подготовки школьников в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  школа определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентностность учителя биологии определяется как одна из главных и наиболее сложных по составу. Профессиональная компетентность предполагает способность Учителя биологии организовать передачу знаний, опыта, формирование личности, методически  интерпретировать учебное содержание.

Раздел 1.Системность при подготовке к ЕГЭ.

Большое значение в работе по данному направлению играет системность при подготовке к ЕГЭ. Сегодня каждому учителю-предметнику, начиная с начальной школы, нужно вести целенаправленную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ, детально знать структуру КИМов по своему предмету, вести отработку умений с первоначального этапа изучения предмета, вести мониторинг ЗУН учащихся, для проведения срезовых работ начальной и средней школы, использовать работы, содержащие задания, аналогичные заданиям КИМов ЕГЭ, проводить анализ данных работ по каждому ученику отдельно, при необходимости составлять диагностические карты и проводить работу по ликвидации пробелов в знаниях не только при выходе учащихся, но и в начальной и средней школы.

 3.1Формирование профессиональной компетентности на уроках биологии.

Учителям следует обратить внимание на подготовку урока в современных условиях:

-        использование различного типа заданий, развивающих умственные способности учащихся, задание вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, разноуровневые тестовые задания;

-        проведение групповых, индивидуальных занятий по подготовке выпускников,

-        диагностика по выявлению уровня подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету,

-        использование учителем новых информационных технологий

-        вести мониторинг выбора предметов учащимися для сдачи экзаменов по выбору, начиная с 9-го класса, для тех учащихся, которые продолжат обучение на третьей ступени обучения.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие компоненты:

•        Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

•        Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

•        Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой, внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

3.2 Комплексная подготовка выпускников.

Основываясь на выделенных компонентах,  к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА относятся следующие:

•        Организация информационной работы по подготовки выпускников к ГИА;

•        Мониторинг качества;

•        Психологическая подготовка учащихся к экзаменам.

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к  ЕГЭ и ГИА  обеспечивает повышение эффективности и качества результатов  экзамена. Под комплексным подходом понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителя-предметника, учащихся и их родителей. Особое внимание в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке к  ЕГЭ,ГИА занимает мониторинг качества  обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ,ГИА. Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ, ГИА,  отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов. Работа проводится заместителем директора по УР, руководителями МО и учителями-предметниками. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок  на экзамене.

3.3. Работа МО учителей естественно-географического цикла по подготовке к  ЕГЭ,ГИА.

Подготовка к итоговой аттестации – это комплекс приобретенных знаний, умений и навыков учащимися. Работа МО направлена на то, чтобы  учителя и учащиеся были готовы к этому испытанию.

- Работа учителей-предметников начинается с обсуждения и анализа итогов предыдущей ЕГЭ, ГИА  и разработке плана работы в новом учебном году.

- Обобщается опыт учителей школы успешно подготовивших учащихся в предыдущей итоговой аттестации.

- Разрабатываются планы  элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий, направленных на подготовку учащихся 9,11 классов к ЕГЭ,ГИА.

- В ходе подготовки к ЕГЭ, ГИА проводятся пробные работы с дальнейшим обсуждением их результатов.

- Вырабатываются рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к ГИА.

- Обсуждаются вопросы с курсов повышения квалификации  и районных, республиканских  семинаров по подготовке к  ЕГЭ, ГИА.

- Изучаются и обсуждаются приказы и методические письма МО и Н РФ, МО и Н РТ  методические рекомендации разработчиков КИМ ЕГЭ, ГИА, опубликованных на сайте Федерального института педагогических измерений.

-   Готовятся, обсуждаются и утверждаются экзаменационные билеты по предметам в традиционной форме на ГИА.

- Постоянно  включаются  вопросы по контролю текущих отметок по предметам, отметок за контрольные работы, отметки промежуточных аттестаций, результатов пробных экзаменов.

3.4.Работа с классным руководителем

Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник – ученик – родители ученика. Именно классный руководитель осуществляет следующие важные функции:

-Сводит воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к  ЕГЭ,ГИА.

-Сделать все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.

-Продумать социально-психологическое сопровождение ребенка.

-Постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.

-Действия, направленные на подготовку   учащихся к  ЕГЭ, ГИА, должны быть согласованными, требования к  ученикам – едиными.

Очень важно  организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы  педагогического коллектива по подготовке  обучающихся и их родителей к ЕГЭ, ГИА.   Все педагоги , работающие в выпускных классах, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.

   Каждый педагог заинтересован в результатах  своей деятельности, в частности в успешной сдаче его учениками выпускных экзаменов. Без совместной деятельности с классными руководителями 9, 11 классов   это  невозможно выполнить.

           3.5.Работа с родителями  учеников

  Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу      по установлению контактов с родителями учеников данного класса.

   Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе – информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и  ЕГЭ, ГИА как новой форме аттестации их детей и критериях оценивания и т.д.

Создание и обеспечение доступа к справочным, информационным и учебно-тренировочным материалам, оформление:

-стенд;

-настенные  плакаты;

-графиков консультаций в кабинетах для выпускников, сдающих ГИА        

По первому направлению - повышение методической компетенции учителей-предметников при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА-9.  Освоение новых методических приёмов приведёт к повышению эффективности подготовки к ЕГЭ и ГИА-9.

 

По второму направлению – организация всесторонней помощи выпускникам

 ( функционирование  школьного компьютерного  пункта для отработки навыков работы в формате ЕГЭ и ГИА-9, использование дополнительных консультационных часов, групповая и индивидуальная работа во второй половине дня) должна способствовать повышению качества образования и как следствие получение высоких результатов ЕГЭ и ГИА-9.

 

По третьему направлению – постоянная взаимосвязь родители – школа должна способствовать своевременному информированию о  трудностях, возникающих у выпускников при подготовке  к ЕГЭ и ГИА-9 , поиску совместных путей их преодоления.

Внедрение современных педагогических технологий, нетрадиционных форм учебной деятельности, межпредметные связи будут способствовать развитию ключевых компетенций обучающихся, определяющих современное качество содержания образования.

а именно:

        способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

        способность проявлять инициативу, не спрашивая других следует ли это делать;

        готовность находить проблему и искать пути её решения;

        умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

        умение принимать решение и другие компетенции.

Раздел 2.Обобщение педагогического опыта « Совершенствование предметной компетенции учителя биологии при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА-9.

ЕГЭ по биологии – не обязательный экзамен при окончании школы. Его сдают только те выпускники, кто планирует поступать в высшие учебные заведения на программы подготовки по всем медицинским специальностям, а также биологов, психологов и некоторых других. В среднем за прошлые годы биологию выбирал каждый двадцатый выпускник (5,6%).

   Чтобы сдать ЕГЭ по биологии нужно уметь устанавливать взаимосвязи, анализировать и оценивать биологическую информацию, а также решать биологические задачи и уметь делать выводы, владеть терминами и символикой по данному общеобразовательному предмету, понимать основные положения биологических теорий, правил, законов, гипотез и сущности биологических процессов и явлений и уметь распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам и самое главное уметь использовать полученные знания по биологии в практической деятельности.

3.6 Анализ собственного педагогического опыта.

 Мои учащиеся имеют стабильные знания и результаты в степени усвоения учебных навыков. Моя педагогическая деятельность дает положительные результаты. Что подтверждено итоговой аттестацией выпускников и ЕГЭ. По подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ я ежегодно провожу большую работу, которая дает положительные результаты. Организация подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА, которую я использую, состоит из следующих этапов: исследование образовательных запросов учащихся и их родителей (анкетирование, собеседование), диагностика одиннадцатиклассников (соответствие «могу» и «хочу»), разработка учебной программы и составление и утверждение расписания посещаемости учащимися 9, 10,11 классов консультаций и элективных курсов « Готовимся к ЕГЭ», «Углубленное изучение биологии», методическое обеспечение элективных курсов. Использование Интернет - технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: ege. edu.ru, ed.gov.ru, rustiest. ru. Обеспечение участников экзаменов учебно – тренировочными материалами, КИМами. Изучение изменений в сдаче ЕГЭ и ГИА. В кабинете оформляется стенд «Готовимся к ГИА и ЕГЭ» где размещены материалы об особенностях проведения экзаменов по биологии, памятки и советы психолога, ознакомление с нормативными документами по проведению экзаменов. Проведение внутришкольных пробных экзаменов и анализ результатов на МО. Участие в компьютерном и дистанционном тестировании на сайтах ege. edu.ru, ed.gov.ru, rustiest. ru. Работа с заданиями КИМов различной сложности. Работа с образцами бланков, типичные ошибки при заполнении бланков. Работа с демонстрационными версиями, кодификаторами и спецификой экзаменов по биологии.

Учитель обеспечивает консультативную помощь и контроль над выполнением заданий, проведение пробных экзаменов, анализ выполнения заданий, составление протоколов с результатами экзаменов.

3.7 Результативность  труда педагога.

Достижение эффективности своего труда и умение ее оценить характеризуют профессиональную компетентность учителя. Результативность в труде учителя – это наличие качественных изменений (позитивных, прогрессивных и негативных) в психическом развитии учащихся и самого учителя. Эффективность же есть соответствие полученного результата поставленным задачам (здесь близким по содержанию является понятие «успешность»). Педагогическая эффективность есть степень реализации учебных целей с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленных целей.

Эффективность – это достижение запланированных положительных результатов.

Итак, если мы хотим оценивать эффективность труда учителя, то надо оценивать не сам результат, а брать его в соотношении с поставленными целями. При оценке некорректно основываться на своих субъективных впечатлениях. Необходимо опираться на объективное изучение результатов труда учителя (обученности и воспитанности учеников с помощью экспертов и контрольных работ), а затем сравнить эти результаты с поставленными целями. Можно изучать эффективность работы учителя в разных условиях: посмотреть, как одна и та же цель (например, обучаемость школьников) при варьировании учителем разных методов обучения достигается с разными результатами. В эффективность труда учителя можно включить следующие характеристики: состояние мотивационной сферы и личностная вовлеченность учителя в свой труд; владение современными технологиями организации и психологической интенсификации своего труда, в том числе сокращение потерь времени и ненужного расхода сил учащихся и учителя; наличие гуманных отношений в труде; продуктивность психического развития учащихся; достижения высокого уровня в труде (мастерство) и нахождение новых форм его осуществления (творчество); открытость к дальнейшему профессиональному развитию (профессиональная обучаемость).

Что должен уметь компетентный педагог?

Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

нужно быть готовым к постоянным переменам;

строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

следовать мелочным правилам и инструкциям.

Заключение

Инновационное развитие экономики России сегодня во многом определяется качеством подготовки специалистов различных сфер, прежде всего, материального производства. Государством и обществом от них требуется высокая конкурентоспособность, основанная на профессиональной компетентности, мобильность, гибкость в принятии квалифицированных решений и ответственность за них, а также коммуникабельность и умение работать в коллективе на благо общего дела. Среди приоритетных сфер экономического развития государства Президентом Российской Федерации определяются такие как космическая информатизация, инженерная физика, биохимическая экология, технологии в экологии, электронике, энергетике, транспорте, машиностроении и нанотехнологии. По его мнению, именно они в будущем позволят России «подняться» на качественно новый уровень в иерархии большинства развитых мировых держав.

Знания и умения из различных областей естественных наук в обозначенном перечне занимают приоритетное положение. И, как следствие, у учителей общеобразовательных школ возникает объективная возможность ориентировать обучающихся на получение специальностей, связанных с ведущими областями науки и производства, ибо каждый гражданин нашей страны проходит гарантированную предпрофессиональную подготовку в школе. От качества этой подготовки зависит дальнейший выбор профессии и успешная социализация «вчерашних» выпускников.

До настоящего времени о высоком качестве школьного естественнонаучного образования утверждать не приходится. Об этом свидетельствует значительное снижение результатов школьников России на международных олимпиадах и конкурсах, а также внутренний мониторинг, проходящий в форме ГИА и ЕГЭ. Эксперты Федерального института педагогических измерений на протяжении последних лет справедливо утверждают о существенном снижении качества знаний и умений учащихся, прежде всего, по естественным наукам, особенно в фундаментальной их области, связывая это в большинстве случаев с низким уровнем профессионального мастерства учителей-предметников. Сложившаяся ситуация в дальнейшем может быть усугублена вводом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по биологии  с иными требованиями к предметной подготовке обучающихся.

Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования;

Компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.

Выводы

Руководителям школьных методических объединений учителей биологии направить усилия на совершенствование качества  внутришкольного мониторинга обученности учащихся предметам естественнонаучного цикла. Вместе с тем, им также следует оценить: а) эффективность использования учителями-предметниками имеющихся и вновь приобретаемых средств обучения, в том числе технических; б) профессиональную готовность к реализации системно- деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и технологического подходов в предметной подготовке обучаемых; в) качество организации работы с одаренными детьми и детьми, интересующимися биологической наукой.

Учителям биологии стремиться достичь нового уровня профессионального мастерства на основе самообразования и саморазвития, совершенствования содержания, форм, методов, средств, методик и технологий обучения с учетом намеченных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития общего образования.

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому  основным направлением работы в школе считаю развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Список литературы

1.        Ключевые компетенции как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. И.А.Зимняя.-М. 2004

2.        Белкин А.С. Педагогические компетенции,Екатеринбург.2008

3.        И. В. Кухарев. На пути к профессиональному совершенству; Книга для учителя. М. Просвещение.1990

4. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Выступление по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"

Выступление на ГМО учителей английского языка по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"...

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»  Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, ...

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году...

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 класса

Материалы презентации можно использовать для проведения собраний с выпускниками и родителями выпускников на этапе ознакомления с общими вопросами по организации и проведении государственной (итоговой)...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....