Доклады
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Афанасьева Светлана Александровна

Доклады на РМО и Пед. Совет

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_biologii.pdf589.25 КБ
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУЛХАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

671452 РБ Кижингинский р-н, с. Сулхара, ул. Школьная, б/н тел:8-301-41-36-9-10 e-mail: sulharasoh2018@mail.ru

                     

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ТЕМА: «Проектная деятельность на уроках биологии»

Выполнила: учитель биологии

МБОУ Сулхаринская СОШ

Афанасьева С.А.,

Учитель первой квалификационной категории

2020

с. Сулхара


Введение

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности.  Как же эффективнее учить школьников? Задача учителя – не дать знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций, 450 г. до н.э.). Именно учитель создает условия для самостоятельной работы, обучает учащихся методам и приемам творческой работы. В результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

Функции самостоятельной работы

  1. Самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение.
  2. Отработка практических умений и навыков, доведение их до уровня автоматизма, придание им творческого характера.
  3. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и продолжению образования.
  4. Воспитание у учащихся самостоятельности, познавательной активности, ответственности, активной жизненной позиции.
  5. Развитие мыслительных умений и навыков.

Изучение биологии возможно при использовании активных форм и методов обучения, где различные виды самостоятельных работ занимают важное место. Прочно и надолго усваивается то, что добыто собственным трудом. Данный вид работы сначала вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, думать, искать, выдвигать гипотезы, то есть в конечном итоге добывать знания. Учебный материал должен быть доступным для самостоятельного изучения его учащимися. Самостоятельная работа – это любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний (Кропотова, 2001).

Виды самостоятельной работы

  • работа с книгой: анализ рисунка, графика, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана ответа;
  • тренировочные упражнения;
  • решение задач;
  • лабораторные и практические работы;
  • проверочные работы;
  • доклады, рефераты;
  • индивидуальные и групповые задания при проведении экскурсий;
  • домашние лабораторные работы;
  • наблюдения;
  • создание презентаций;
  • выполнение летних заданий;
  • групповое «написание» книги и др.;

Из опыта использования некоторых видов самостоятельных работ на уроках биологии

  1. «Написание книги»

Этот вид групповой самостоятельной работы мне показался интересным. Учащиеся заранее получают примерное название будущей книги и её глав, ищут дополнительный материал, оформляют на листах формата А-4 в одинаковом стиле, делают рисунки или подбирают иллюстрации, а потом защищают публично свои страницы, все материалы объединяются в одну книгу. Например, книга на тему «Человек»:

- глава 1 «Кто ты, человек?» (стихи, размышления);

- глава 2 Гипотезы о происхождении человека;

- глава 3 Ископаемые предки человека;

- глава 4 Социальные и биологические факторы антропогенеза;

- глава 5 Раса, нация и народность;

- глава 6 Расизм, социальный дарвинизм. Национальная политика на современном этапе;

- глава 7 Будущее человека (эволюционирует ли современный человек, каким он будет в будущем?).

  1. Выполнение летних заданий, оформление отчета по ним

В конце учебного года ученики получают как традиционные летние задания, предложенные авторами учебников, так и выходящие за рамки этого списка. В сентябре на первых уроках они проводят презентации своих работ. Интересными оказались работы, связанные с озеленением города, например, «Виды растений, используемых в ландшафтном дизайне города», подкрепленных красивыми фотографиями видов. Ученики узнают и запоминают названия растений, выращиваемых в парках, скверах, клумбах.

Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ

  1. Тесты
  2. Разные виды карточек (карточки – задания, карточки – помощники,  разноуровневые карточки)
  3.  Тексты биологических диктантов с пропущенными словами, терминами
  4. Листы индивидуальной работы
  5. «Немые» рисунки
  6. Незаконченные схемы.

Этапы урока на которых используется метод самостоятельной работы

  1. Проверка домашнего задания
  2. Подготовка к усвоению новых знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление

Использование разных видов самостоятельной деятельности учащихся повышает качество их знаний, умений и навыков, а также эффективность учебно  – воспитательного процесса.

Список используемой литературы

1. Методические материалы к цифровой лаборатории по       биологии и химии

2. Калинова Т.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. – М., 1989

3. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001

4. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск, 2005

5. Падалко Н.В. Методика обучения ботанике. – М., 1982

6.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по   биологии. – М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...