Опорно-двигательный аппарат
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Валентина Александровна Агафонова

Подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.4 МБ
Файл Задания 360.81 КБ
Файл Лекция1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опорно-двигательный аппарат человека. учитель биологии – Агафонова Валентина Александровна МОУ СОШ №3 с УИОП 2019.

Слайд 2

Опорно-двигательный аппарат , или костно-мышечная система – это комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Опорно-двигательный аппарат: 1. Активная часть (мышцы) Мышечная (мускульная система) – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью. (у человека примерно 600 скелетных мышц)

Слайд 3

2. Пассивная часть (кости, связки, суставы, хрящи, фасции ) Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет. (У человека примерно 220 костей) Обе части связаны между собой по развитию.

Слайд 4

Значение опорно-двигательной системы Активная часть (мышцы) Энергетическая функция - превращение химической энергии в механическую и тепловую. Двигательная функция - обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (брюшной пресс). Формообразующая функция - определяют форму и размеры тела. Пассивная часть (скелет) Двигательная функция - обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (грудная клетка, череп, позвоночник). Формообразующая функция - определяют форму и размеры тела. Опорная функция - опорный остов организма. Кроветворная функция - красный костный мозг – источник клеточных элементов крови. Обменная (запасающая) функция - кости – источник Са , F , и других минеральных веществ.

Слайд 5

скелет ( skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Слайд 6

Части скелета: 1. Скелет головы (череп). 2. Скелет туловища. 3. Скелет верхних (нижних) конечностей. Таблица «Скелет человека»

Слайд 7

Части скелета:

Слайд 8

Части скелета :

Слайд 9

Строение позвонков . Задание : сравните позвонки разных отделов позвоночного столба и найдите черты различия и черты сходства

Слайд 10

Строение позвоночника. Особенности: 1. S-образный изгиб позвоночника. 2. Увеличение тел позвонков. 3. Отсутствие хвоста.

Слайд 11

Строение грудной клетки Особенности: Сжата в переднезаднем направлении.

Слайд 12

Части скелета:

Слайд 13

Скелет конечностей - верхняя Особенности : Большая подвижность плечевого сустава. Большой палец противопоставлен остальным.

Слайд 14

Скелет конечностей - нижняя Особенности: 1. Скелет таза широкий и массивный — для поддержания внутренних органов. 2. Ограниченное движение тазобедренного сустава. 3. Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты пальцы. 4. Ноги длиннее рук, кости массивнее.

Слайд 15

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы (рис 1, рис. 6) . Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет. Грудная клетка человека в связи с прямохождением рас­ширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков (рис. 4). Одна из самых характерных черт скелета человека — это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы — от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая свя­зана с тонкими и точными движениями пальцев. В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши (рис. 5). Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека. Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки (рис. 2). В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (рис. 3). Это связано с большим развитием головного мозга человека.

Слайд 17

Проверь свои знания: 1. Скелет человека состоит из следующих отделов: А)скелет головы б)скелет туловища в) скуловой отдел г) пояса конечностей д ) височный отдел е)скелет свободной конечности 2. Крестцовый отдел позвоночника состоит из: А) 12 позвонков б) 7позвонков в)5 позвонков 3. Скелет свободной верхней конечности образуют: А)плечевая кость б)ребра в) кости предплечья г) ключица д ) кости кисти е) бедренная кость

Слайд 18

4. Пояс верхней конечности образован: А)плечевой костью б) лопаткой в) бедренной костью г) ключицей. 5. Мозговой отдел образован: А)носовой костью б) лобной костью в) скуловой костью г) теменной костью д ) височная кость е) затылочная кость 6. Позвонок имеет: А) тело б) грудину в) дугу позвонка г) позвоночное отверстие

Слайд 19

Ответы: 1 – а,б,г ; 2 – в; 3 – а,в,д ; 4 – б,г ; 5 – б,г , д , е; 6 – а,в,г Молодцы!

Слайд 20

Типы соединения костей.

Слайд 21

Примеры соединений:

Слайд 22

Строение сустава.

Слайд 23

Строение сустава (рисунок в тетради) 1. Кости 2. Суставные хрящи 3. Суставная сумка 4. Надкостница 5. Синовиальная оболочка 6. Суставная жидкость

Слайд 24

Строение кости. Кость – орган, в состав которого входит костная ткань, костный мозг, надкостница, нервы, сосуды и суставные хрящи .

Слайд 25

Строение кости.

Слайд 26

Строение кости Трубчатая кость 1. Эпифиз 2. Диафиз Метафиз ( до окостенения здесь располагалась хрящевая пластинка, за счет которой кость росла в дл ину )

Слайд 27

Строение кости. Компактное губчатое Вещество вещество Внутреннее строение трубчатой кости

Слайд 28

Виды костей.

Слайд 29

Проверь свои знания: Строение и соединение костей. Найдите ответы на вопросы 1-й части во 2-й части. Пример: 7) – ж) 1-я часть. Вопросы. 2-я часть. Ответы. 1) придают костям твердость. а) надкостница. 2) это способ соединения позвонков. б) кость без полости внутри. 3) это особенность строения плоских и в) суставная жидкость. коротких костей. г) минеральные соли. 4) уменьшает силу трения костей в суставе. д ) подвижное соединение. 5) за счет этого кость растет в толщину. е) полуподвижное соединение.

Слайд 30

Ответы: 1-г;2-е; 3-б ; 4-в; 5-а. Молодцы!

Слайд 31

Повреждения скелета Растяжение и разрывы связок Вывихи суставов

Слайд 32

Переломы костей

Слайд 33

Первая помощь при переломах скелета

Слайд 34

Первая помощь при повреждениях скелета. Тип повреждения Характерные признаки Доврачебная помощь Растяжение связок Резкая болезненность в суставе при движении, его припухлость; при разрыве – кровоподтек Давящая повязка, холод Вывих Сильная боль, неподвижность сустава, изменение формы сустава Обеспечить суставу покой, наложить шину, холод; обезболивающее Переломы Закрытый Резкая боль, обширный кровоподтек, припухлость, невозможность движения или ненормальная подвижность или деформация кости Обездвижить – наложить шину; обезболивающие 2. Открытый Резкая боль, повреждение кожных покровов, возможно, из раны видны осколки кости. Осколки кости не вправлять! При кровотечении – наложить жгут; стерильная марлевая повязка ( помним о правилах асептики и антисептики ); шина; обезболивающие



Предварительный просмотр:

опорно-двигательная система

1.Расположите в правильном порядке уровни организации системы опоры и движения человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

мышечная система

2) 

сократительные белки актин и миозин

3) 

мышечное волокно

4) 

скелетная мышца

5) 

поперечнополосатая мышечная ткань

2.Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

плюсна

2) 

бедренная кость

3) 

предплюсна

4) 

малоберцовая кость

5) 

фаланги пальцев

3.Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

кости пясти

2) 

плечевая кость

3) 

фаланги пальцев

4) 

лучевая кость

5) 

кости запястья

4.Установите соответствие между костью и отделом черепа, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

КОСТЬ

 

ОТДЕЛ ЧЕРЕПА

А) 

лобная

Б) 

скуловая

В) 

височная

Г) 

затылочная

Д) 

верхнечелюстная

   

1) 

мозговой

2) 

лицевой

5.Установите соответствие между костью и отделом скелета человека, в состав которого она входит: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

КОСТЬ

 

ОТДЕЛ СКЕЛЕТА

А) 

плечевая

Б) 

лопатка

В) 

ключица

Г) 

локтевая

Д) 

лучевая

Е) 

фаланга пальца

   

1) 

свободная верхняя конечность

2) 

пояс верхних конечностей

6.Установите соответствие между костью
отделом скелета человека, в состав которого она входит: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  

КОСТЬ

 

ОТДЕЛ СКЕЛЕТА

А) 

бедренная

Б) 

локтевая

В) 

лучевая

Г) 

плечевая

Д) 

пяточ
ая

Е) 

малая берцовая

   

1) 

верхняя конечность

2) 

нижняя конечность

7.Установите соответствие между примером соединения костей и его типом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элем
нт из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  

СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

 

ТИП СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

А) 

тазобедренный сустав

Б) 

лобная и теменная кости

В) 

затылочная и височная кость

Г) 

нижняя челюсть и кости мозгового
черепа

Д) 

верхняя челюсть и кости мозгового черепа

   

1) 

неподвижное

2) 

подвижное

D9B9A4

8.Снижение трения при движении костей в суставе возможно благодаря наличию

  

 1) 

суставной жидкости

  

 2) 

отрицательного давления в полости сустава

  

 3) 

крестообразных суставных связок

  

 4) 

герметичной суставной сумки

9.Как объяснить, что в детском возрасте переломы костей случаются редко?

На какую часть стопы следует опускаться, перепрыгивая через канаву, – на пятки или пальцы? Почему?

10.Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

А. Волокна сердечной мышцы имеют контактные участки, благодаря которым сигнал от одной клетки быстро передаётся соседним клеткам.

Б. Гладкая мышечная ткань обладает способностью к быстрому сокращению.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

11.Укажите свойство кварцевой лампы, которое используется при лечении больных рахитом детей. Объясните его действие.

Когда человек бывает выше ростом: вечером (после работы) или утром (после пробуждения ото сна)? Почему?

12.Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте и обувь на высоком каблуке.

13.Какие кости относят к мозговому отделу черепа?

  

 1) 

теменные

  

 2) 

носовые

  

 3) 

скуловые

  

 4) 

челюстные

14.Какие вещества должны содержаться в достаточном количестве в потребляемых пищевых продуктах для нормального развития костей у подростка? Ответ поясните.

Что следует знать человеку, оказывающему первую доврачебную помощь пострадавшему при вывихе плечевого сустава?

15.Изгибы позвоночника человека обеспечивают ему

  

 1) 

прямохождение

  

 2) 

амортизацию при п
редвижении

  

 3) 

прочность скелета

  

 4) 

способность лазать по деревьям

16.Внешними признаками вывиха плечевого сустава является(-ются)

  

 1) 

смещение костей

  

 2) 

выход головки кости из суставной впадины

  

 3) 

отечность, боль, кровоизлияние

  

 4) 

бледность покровов, синяк

undefinedundefined

17.Под каким номером на рисунке обозначена ключица?
 

http://85.142.162.126/os/docs/0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90/questions/BIO.2012.I.9.A11.01%28copy1%29/innerimg0.jpg

18.Под каким номером на рисунке обозначена бедренная кость?

 

19.Для лечения какого нарушения системы опоры и движения врач предложит больному использовать супинатор?

  

 1) 

вывих

  

 2) 

перелом

  

 3) 

ушиб

  

 4) 

плоскостопие

undefinedundefined

20.Какой цифрой обозначена теменная кость?
 

  

 1) 

1

  

 2) 

2

  

 3) 

3

  

 4) 

4

http://85.142.162.126/os/docs/0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90/questions/BIO.2012.II.9.A11.02%28copy1%29/innerimg0.jpg

21.Кости, относящиеся к поясу верхних конечностей, указаны цифрами

  

 1) 

2,3

  

 2) 

1,2

  

 3) 

3,4

  

 4) 

2,4

22.При переломе средней трети голени необходимо наложить шину,зафиксировав

  

 1) 

голеностопный и коленный суставы

  

 2) 

только голеностопный сустав

  

 3) 

только коленный сустав

  

 4) 

голеностопный, коленный и тазобедренный суставы

23.Что из перечисленного образует пояс нижних конечностей человека?

 

 1) 

кости предплюсны

  

 2) 

поясничный отдел позвоночника

  

 3) 

бедренные кости4) кости таза

  

 4) 

кости таза

24.Под каким номером на рисунке обозначена плечевая кость?

undefined

25.Что из перечисленного образует пояс нижних конечностей человека?

  

 1) 

кости таза

  

 2) 

кости предплюсны

  

 3) 

фаланги пальцев

  

 4) 

поясничный отдел позвоночника

26.Какое свойство придают костям образующие их органические вещества?

  

 1) 

эластичность

  

 2) 

пористость

  

 3) 

хрупкость

  

 4) 

твёрдость

27.Установите соответствие между особенностью строения клеток человека и тканью, к которой эти клетки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

  

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

 

ТКАНЬ

А) 

имеют отростки

Б) 

могут иметь несколько ядер

В) 

имеют сильно развитый цитоскелет

Г) 

имеют много м
тохондрий

Д) 

часто содержат миелин

1) 

нервная

2) 

мышечная

28.Какая часть кости является кроветворным органом?

  

 1) 

надкостница

  

 2) 

красный костный мозг

  

 3) 

жёлтый костный мозг

  

 4) 

компактное вещество

29.При вывихе плечевого сустава необходимо сразу же

  

 1) 

вправить вывих и доставить пострадавшего к врачу

  

 2) 

наложить фиксирующую повязку, приложить лёд и доставить пострадавшего к врачу

  

 3) 

наложить шину и сделать тёплый компресс

  

 4) 

приложить лёд и доставить пострадавшего к
врачу

30.Какие белки участвуют в сокращении мышц?

  

 1) 

коллаген и оссеин

  

 2) 

актин и миозин

  

 3) 

гемоглобин и миоглобин

  

 4) 

альбумин и инсулин

31.Сустав соединяет

  

 1) 

тазовые кости

  

 2) 

кости черепа

  

 3) 

позвонки крестцового отдела

  

 4) 

кости голени и бедра

32.Накопление большого количества молочной кислоты в мышцах вызывает в них боль и утомление, потому что

  

 1) 

в мышцах накапливается глюкоза и кислород

  

 2) 

уменьшается содержание АТФ и кислорода

  

 3) 

АТФ не образуется

  

 4) 

увеличивается содержание АТФ и кислорода

33.Какая из перечисленных костей не относится к нижней конечности человека?

  

 1) 

лучевая

  

 2) 

берцовая

  

 3) 

бедренная

  

 4) 

плюсневая

34.К развитию какой болезни приводит дефицит витамина D?

  

 1) 

цинга

  

 2) 

рахит

  

 3) 

гипотиреоз

  

 4) 

синдром Дауна

35.Какие суставы необходимо зафиксировать с помощью шины при переломе плечевой кости?

  

 1) 

плечевой и лучезапястный

  

 2) 

локтевой и лучезапястный

  

 3) 

плечевой и локтевой

  

 4) 

только локтевой

36.Какая из перечисленных костей не относится к верхней конечности?

  

 1) 

плечевая

  

 2) 

локтевая

  

 3) 

лучевая

  

 4) 

берцовая

37.Наличие воздуха в плевральной полости является следствием

  

 1) 

повреждения оболочек

  

 2) 

профессиональных занятий спортом

  

 3) 

многолетнего курения

  

 4) 

повреждения дыхательного центра

38.К поясу верхних конечностей относится

  

 1) 

лопатка

  

 2) 

седалищная кость

  

 3) 

головка плечевой кости

  

 4) 

подвздошная кость

39.Для уменьшения отёка и боли при вывихе сустава следует

У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?

  

 1) 

А

  

 2) 

В2

  

 3) 

С

  

 4) 

D

40.К поперечнополосатой мускулатуре относятся

  

 1) 

мышцы стенок кишечника

  

 2) 

мышцы стенок артерий

  

 3) 

мышцы стенок желудка

  

 4) 

мышцы, сгибающие руку

41.Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТ

ПРОЦЕСС

соединительная ткань

кость

миокард

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  

 1) 

мышечная ткань

  

 2) 

нервная ткань

  

 3) 

покровная ткань

  

 4) 

железистая ткань

42.К гладкой мускулатуре относятся

  

 1) 

мышцы стенок сердца

  

 2) 

мышцы стенок артерий

  

 3) 

мышцы, разгибающие ногу

  

 4) 

мышцы, сгибающие руку

43.Какие кости входят в состав поясов конечностей человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

рёбра

  

 2) 

лопатки

  

 3) 

плечевые

  

 4) 

тазовые

  

 5) 

ключицы

  

 6) 

грудина

44.К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

искривлению позвоночника

  

 2) 

нарушению строения суставов верхних конечностей

  

 3) 

смещению внутренних органов

  

 4) 

нарушению функций костного мозга

  

 5) 

изменению химического состава костей

  

 6) 

нарушению кровоснабжения органов

45.Какой из приведённых органов вх
дит в систему опоры и движения?

  

 1) 

гортань

  

 2) 

позвонок

  

 3) 

печень

  

 4) 

селезёнка

46.Прочность костей зависит от содержания в них

  

 1) 

белков

  

 2) 

углеводов

  

 3) 

минеральных солей

  

 4) 

жиров

47.Подвижно соединены

  

 1) 

позвонки крестцового отдела позвоночника

  

 2) 

кости мозгового отдела черепа

  

 3) 

рёбра и грудина

  

 4) 

кости голени и стопы

48.У водителя автомобиля наибольшую нагрузку испытывают

  

 1) 

суставы верхних конечностей

  

 2) 

плечевые суставы

  

 3) 

межпозвоночные диски

  

 4) 

стопы ног

undefined

49.На рисунке изображён скелет человека. Какой буквой на нём обозначена грудина?

50.На рисунке изображён фрагмент скелета человека. Какой буквой на нём обозначена бедренная кость?

undefined

51.На рисунке изображён скелет верхней конечности человека. Какой буквой на нём обозначена ключица?

undefined

undefined

52.На рисунке изображён череп человека. Какой буквой на нём обозначена теменная кость?

 

undefined

53.На рисунке изображён череп человека. Какой буквой на нём обозначена затылочная кость?

undefined

54.На рисунке изображён скелет верхней конечности человека. Какой буквой на нём обозначена лучевая кость?

undefined

55.На рисунке изображён скелет верхней конечности человека. Какой буквой на нём обозначена плечевая кость?

undefined

56.На рисунке изображён скелет нижней конечности скелета человека. Какой буквой на нём обозначена тазовая кость?

 

57.Гиподинамия проявляется в

  

 1) 

повышении артериального давления

  

 2) 

понижении массы тела

  

 3) 

снижении аппетита

  

 4) 

недостатке двигательной акт
вности

58.Какие кости в скелете человека соединены между собой неподвижно?

  

 1) 

плечевая и локтевая

  

 2) 

позвонки позвоночника

  

 3) 

мозгового отдела черепа

  

 4) 

бедра и голени

59.Прикрепление мышц к костям обеспечивают

  

 1) 

сухожилия

  

 2) 

связки

  

 3) 

хрящи

  

 4) 

мышечные волокна

undefined

60.Что обозначено на рисунке буквой А?

  

 1) 

надкостница

  

 2) 

жёлтый костный мозг

  

 3) 

компактное вещество

  

 4) 

губчатое вещество

61.Соединение частей скелета обеспечивают

  

 1) 

сухожилия

  

 2) 

связки

  

 3) 

хрящи

  

 4) 

мышечные волокна

undefined

62.Что обозначено на рисунке буквой А?

  

 1) 

надкостница

  

 2) 

губчатое вещество

  

 3) 

компактное вещество

  

 4) 

жёлтый костный мозг

undefined

63.В состав какого отдела скелета входит изображённая кость?

  

 1) 

скелета черепа

  

 2) 

позвоночного столба

  

 3) 

скелета стопы

  

 4) 

пояса нижних конечностей

64.Как можно доказать, что неорганические вещества придают твердость кости?

  

 1) 

определить в ней содержание воды

  

 2) 

изучить её строение под микроскопом

  

 3) 

попробовать согнуть кость

  

 4) 

опустить её в раствор соляной кислоты

65.Сколиоз –это заболевание, связанное с

  

 1) 

неправильной осанкой

  

 2) 

отложением солей

  

 3) 

нехваткой витаминов

  

 4) 

вирусной инфекцией

66.Если вы владеете приемами первой помощи, то при переломе позвоночника

  

 1) 

уложите больного на спину на мягкую поверхность и вызовите скорую помощь

  

 2) 

уложите больного лицом вниз на твёрдую поверхность и вызовите скорую помощь

  

 3) 

наложите тугую повязку вокруг туловища и самостоятельно транспортируйте пострадавшего в больницу

  

 4) 

уложите больного на спину на твёрдую поверхность и вызовите скорую помощь

67.При каких нарушениях в скелете человека врач предложит использовать специальные супинаторы?

  

 1) 

сколиоз

  

 2) 

плоскостопие

  

 3) 

перелом

  

 4) 

вывих

68.Какой признак свидетельствует о физической тренированности человека?

  

 1) 

частота пульса в покое

  

 2) 

диаметр бицепса

  

 3) 

умение концентрироваться при выполнении работы

  

 4) 

небольшая масса тела

69.Какое заболевание возникает у детей, испытывающих недостаток солей кальция и фосфора в питании?

  

 1) 

цинга

  

 2) 

рахит

  

 3) 

гиподинамия

  

 4) 

малокровие

70.Что следует сделать пострадавшему при вывихе?

  

 1) 

обработать повреждённый сустав дезинфицирующим раствором

  

 2) 

самостоятельно вправить повреждённый сустав

  

 3) 

приложить холод и зафиксировать повреждённый сустав

  

 4) 

приложить тёплый предмет к повреждённому суставу

71.В каком случае пострадавшему накладывают шину?

  

 1) 

при вывихе плечевого сустава

  

 2) 

при растяжении связок голени

  

 3) 

при растяжении голеностопного сустава

  

 4) 

при переломе бедренной кости

72.При переломе рёбер пострадавшему следует

  

 1) 

зафиксировать повреждение с помощью шины

  

 2) 

наложить фиксирующую повязку после выдоха

  

 3) 

зафиксировать повреждение гипсовой повязкой

  

 4) 

приложить тёплую грелку


73.При какой травме человека следует положить на твёрдую поверхность лицом вниз?

  

 1) 

перелом позвоночника

  

 2) 

повреждение черепа

  

 3) 

перелом бедра

  

 4) 

внутреннее кровотечение

74.Какой рефлекс является условным?

  

 1) 

отделение слюны при попадании пищи в ротовую полость

  

 2) 

отдёргивание руки от горячего предмета

  

 3) 

выделение желудочного сока при попадании в полость желудка пищи

  

 4) 

слюноотделение при виде лимона

75.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном скелет __________ (А). Тело трубчатой кости состоит из __________ (Б). В головке кости оно переходит в __________ (В), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится __________ (Г), выполняющий кроветворную функцию.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

губчатое вещество

2) 

надкостница

3) 

компактное вещество

4) 

жёлтый костный мозг

5) 

грудная клетка

6) 

свободная верхняя конечность

7) 

хрящ

8) 

красный костный мозг

76.Вставьте в текст «Типы соединения костей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

Скелет человека образован большим количеством костей, соединённых между собой. Там, где требуется максимальная прочность и защита, наблюдается __________ (А). Примером может служить соединение костей мозгового отдела черепа. Некоторые мелкие кости, например, позвонки, соединены друг с другом с помощью эластичного __________ (Б). Такой тип соединения называют __________ (В). Наибольшая подвижность достигается при соединении костей с помощью __________ (Г).

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

сустав

2) 

связка

3) 

сухожилие

4) 

неподвижное соединение

5) 

суставная сумка

6) 

полуподвижное соединение

7) 

мышца

8) 

хрящ

 

F00ADD

77.Вставьте в текст «Первая помощь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

У человека в результате неосторожного движения или при падении в суставе может произойти __________ (А). Чтобы уменьшить боль, к месту повреждения необходимо приложить __________ (Б) и наложить __________ (В). Если кость конечности оказалась сломана, то на неё накладывают __________ (Г).

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

шина

2) 

фиксирующая повязка

3) 

гематома

4) 

пластырь

5) 

теплая грелка

6) 

ушиб

7) 

вывих

8) 

лёд

78.Прочитайте текст и выполните

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6–7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз –для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

79. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы –

 копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником выполняет амортизационные функции.

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян – 48.

Используя содержание текста «Человек и человекообразные обезьяны», ответьте на следующие вопросы.

1) Каковы особенности скелета человека?

2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и применению орудий труда (дайте два объяснения)?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...

Использование инновационных методов тренажерно-информационной системы " ТИСа" в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и ее влияние на развитие вестибулярного аппарата.

Система ТИСа позволяет : 1.Правильно изучать общеобразовательные упражнения за счет создания удобных поз и ориентиров для выполн...

«Развитие моторики у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Методические рекомендации для учителей и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья....

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, и их роль в осуществлении двигательных актов

Значение и роль систем организма человека в двигательной активности и формированию гармоничного развития личности...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....