Мутации (методическая разработка урока)
методическая разработка по биологии (9 класс)

Гордеева Елена Владимировна

Методическая разработка урока по теме "Мутации" в 9 классе с приложениями (презентация к уроку и технологическая карта урока)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено на заседании ОД

от «     » _мая_ 2020 г.

Протокол № ___   от «____» ________ 2020 г.

Руководитель ОД

Ф.И.О.  Абловацкая М.М._подпись_______

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Отдельная дисциплина

«Физика, химия, биология»

Методическая разработка

по теме

«Формирование  универсальных учебных действий суворовцев  на различных этапах

урока  биологии в 9 классе на тему «Мутации»

Автор:  Гордеева Елена Владимировна,

преподаватель биологии

Москва   2020 год


Содержание

  1. Аннотация….………………………………………….………..….….…3- 4
  2.     Введение………………………………………………………………….5-7
  3.     Методическое обоснование темы ……………………..……..…….…...7-8
  4.     Методические рекомендации по проведению урока…….….……….…8
  5.     Заключение……………………………………………………………… . 8
  6.     Список использованной литературы…………………………………….9
  7.     Технологическая карта урока «Мутации».…………………..………10-17
  8.     Приложение 1. ДНК-варианты…………………………………………..18
  9.     Приложение 2. Глоссарий………………………………………………..19
  10.     Приложение 3. Презентация «Мутации»……………………………20-29

Аннотация

Методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий суворовцев на различных этапах урока биологии  в  9 классе на тему «Мутации» содержит необходимый комплект материалов для проведения урочного практического занятия  по биологии  в  9 классе на тему «Мутации».

Данный урок  продолжает процесс аккумуляции и расширения понятийной базы учащихся по учебному предмету за счет включения в нее новых терминологических элементов, в частности, таких, как: мутация, геном, делеция, транслокация, инверсия, дупликация, полиплоидия, анеуплоидия, мутагены.

В процессе урока суворовцы осваивают новые биологические термины, учатся охарактеризовывать виды мутаций и связанные с ними болезни человека. Урок также способствует использованию учениками приобретенных знаний для профилактики возникновения вредных мутаций, которая имеет крайне важное значение, поскольку является одним из способов реализации на уроке здоровьесберегающих технологий.

В ходе данного урока поднимаются важные для современного мира вопросы, например, такие, как «биологическое оружие» и последствия его использования, «радиация», которая является одной из причин возникновения мутаций. Перечисленные вопросы и понятия являются наиболее актуальными для воспитанников именно суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов и представляют собой необходимую базу для формирования будущих защитников Отечества.

Комбинированный тип урока способствует развитию познавательного интереса суворовцев за счет использования различных методов и приемов обучения,  в том числе благодаря реализации принципа наглядности в процессе демонстрации презентации на тему «Мутации». В ходе урока заполняются интересные таблицы, которые формируют умение выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, а также способствуют формирование у суворовцев логического мышления, способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Методическая разработка может быть использована преподавателями биологии суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, учителями биологии общеобразовательных школ.

Введение

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». В связи с этим современная система образования ставит своей задачей не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, интегрирующие достижения педагогической науки и практики.

Программа  формирования  универсальных  учебных  действий  направлена  на  обеспечение  системно-деятельностного  подхода,  положенного  в  основу  стандарта,  и  призвана  способствовать  реализации  развивающего  потенциала  общего  образования,  развитию  системы  универсальных  учебных  действий,  выступающей  как  инвариантная  основа  образовательного  процесса  и  обеспечивающей  школьниками  умения  учиться,  способность  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию.

Ценностные ориентиры формирования УУД определяются  требованиями ФГОС. Это человек:

- Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

- Владеющий основами умения учиться.

- Любящий родной край и свою страну.

-  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

- Умеющий высказать свое мнение.

- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы  являются:

– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– появление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт;

– сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации;

– появление ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Методическое обоснование темы

Тема изучается в разделе «Изменчивость организмов». Изучение ведется в соответствии с программой, ориентированной к линии УМК  «Биология 6-9» Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2017.

В процессе урока суворовцы осваивают новые термины, охарактеризовывают виды мутаций и связанные с ними болезни человека (синдром Дауна, гемофилия, дальтонизм и т.д.).

Благодаря изучению данной темы реализуются здоровьесберегающие технологии, а также обеспечиваются условия усвоения знаний с помощью методов поисковой активности и проектного моделирования.

В ходе данного урока суворовцами будут подниматься важные для современного мира военно-стратегические вопросы: «биологическое оружие» и последствия его использования, «радиация» как одна из причин возникновения мутаций.

Учебный процесс строится как переход от абстрактных знаний к мысленно конкретным знаниям о предмете исследования и жизненным сферах его применения.

Овладение суворовцами методами научного познания должно формировать обучение суворовцев как мотивированную, волевую, познавательную деятельность. В процессе урока обучающиеся активно проявляют свои  интеллектуальные и творческие способности.

Методические рекомендации по проведению урока

В данной  методической  разработке представлен   вариант проведения урока в 9 классе.   Коллективная  деятельность на уроке сочетается с индивидуальной, наглядность обучения чередуется с заполнением таблиц, межпредметные связи (с литературой, историей, медициной, ОБЖ, основами военной подготовки), экспериментальные задания  позволяют  обеспечить  высокую познавательную активность суворовцев. Преподаватель  координирует деятельность  суворовцев. В течение этого урока между преподавателем и обучающимися происходит сотрудничество, диалоговое общение, которое помогает совместно добиться достижения общих целей. Данная форма  позволяет создать благоприятный психологический климат.

Урок   имеет следующую структуру:

  1. инициация (начало занятия, организационные моменты, озвучивание  темы);
  2. вхождение или погружение в тему (актуализация цели, задач): повторение темы «Изменчивость»;
  3. интерактивная лекция (передача и объяснение информации): демонстрируется презентация по теме «Мутации»;
  4. проработка содержания темы (исследовательская работа суворовцев): заполнение таблиц;
  5. подведение итогов (рефлексия, оценка занятия).

Заключение:

Использование методики «Формирование  универсальных учебных действий суворовцев  на различных этапах урока  биологии в 9 классе на тему «Мутации»  позволяет создать условия развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развития их критического и творческого мышления, умения решить проблему.

Методическая разработка содержит полный комплект необходимых приложений, подробное описание хода урока.  

Список использованной литературы:

  1. Стандарты  второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Основная школа.  —  М.: Просвещение, 2011.
  2. Ауэрбах Ш. Проблемы мутагенеза.  М.: Мир, 1978.
  3. Беркалиев Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. СПб, 2007.
  4. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №2.  2010.
  5. Инге-Вечтомов С. В. Генетика с основами селекции. —  М.: Высшая школа, 1989.
  6. Тарасов В. А. Молекулярные механизмы репарации и мутагенеза.  М.: Наука, 1982. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мутации (Наследственная изменчивость)

Слайд 2

Династия Габсбургов

Слайд 3

Мутация от латинского « mytatio » - изменение. Это внезапные скачкообразные изменения наследственного материала клетки. Термин введён голландским учёным Хуго де Фризом в 1901 году Мутационная изменчивость - это наследственные изменения генотипического материала (хромосом и генов).

Слайд 4

Генные ( точковые ) мутации

Слайд 5

Генные ( точковые ) мутации

Слайд 6

Хромосомные мутации

Слайд 7

Геномные мутации



Предварительный просмотр:

 «Утверждаю»

                                                                                                               Руководитель ОД

                                                                                                      ___________/М.М.Абловацкая/

Технологическая карта урока

Преподаватель Гордеева Е. В.        класс     9                       предмет биология

Тема урока №

Мутации

Цель урока

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов

Задачи урока

-образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий темы;

-развивающие: развивать познавательный интерес и способности, мотивационные качества учащихся формировать умение выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию;

-воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения

Планируемые результаты

-предметные: уметь давать определения понятий: мутация, геном, делеция, транслокация, инверсия, дупликация, полиплоидия, анеуплоидия, мутагены; характеризовать виды мутаций и связвнные с ними болезни человека; использовать приобретенные знания для профилактики возникновения вредных мутаций.

-личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности,

умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников

Тип урока

Комбинированный урок

Основные термины/понятия

мутация, геном, делеция, транслокация, инверсия, дупликация, полиплоидия, анеуплоидия, мутагены

Военная составляющая

Уставные требования на уроке биологи.

Биологическое оружие, радиация как причины возникновения мутаций

Этапы

урока\ время

Виды деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

Техноло-гии

преподавателя

суворовцев

Предметные

Метапредметные

Регулятивные/ познавательные /коммуникативные

Личностные

I.Организационный

1 мин.

Принимает рапорт. Приветствие

Сдают рапорт готовности к уроку

Регулятивные  УУД : - умеют быстро организовать свое рабочее место;

Коммуникативные  УУД:  - умеют строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

знание правил поведения в кабинете биологии; позитивная моральная самооценка

Самоконтроль

II.Вход в урок

 

1Актуализация

знаний\ навыков

5 мин.

Организуется деятельность суворовцев по повторению темы

«Изменчивость»

Называют и объясняют основные термины темы:  

«Генетика, наследственность, изменчивость модификационная и наследственная, норма реакции»

 - знание основных понятий темы

Познавательные УУД : -  умение давать определения понятиям Коммуникативные  УУД : - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

-проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Накопительная функция контроля

2.Моти-вация

3мин.

Эвристический прием. Преподаватель демонстрирует репродукции и предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: «Что не так на изображениях и почему это происходит»

Определяют границы знания и незнания: затрудняются найти ответ на вопрос и понимают необходимость приобретения новых знаний

Коммуникативные  УУД:- умеют воспринимать информацию на слух

-проявление интеллектуальных и творческих способностей

Взаимообсуждение

3.Целе-полагание

5мин.

Использует прием «Подводящий диалог»»:

совместно с суворовцами преподаватель  организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению способами приобретения новых знаний.

Организует подводящий диалог:

Какова цель нашего урока?

Выслушивает предположения детей. (Чем мутации отличаются от модификаций? В чем сходство мутаций и модификаций? Выяснить причины возникновения мутаций. Изучить, как наследуются мутации. Какова их роль в жизни человека, в природе?)

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднений (т.е. формулируют, какие знания им нужны). Согласовывают с учителем цель урока, осознают цель предстоящей деятельности.

Коммуникативные  УУД : – умеют высказывать свое мнение

Регулятивные  УУД: - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

-проявление интеллектуальных и творческих способностей

III. Организация деятельности суворовцев в ходе приобретения «нового»

1. Первичное усвоение новых знаний

10 мин.

Организует работу в группах с целью поиска ответов на вопросы.

Обсуждают материалы слайдов презентации.

Находят в тексте учебника и в глоссарии информацию о мутациях

- знание основных характеристик мутаций и мутационного процесса в целом.

Познавательные УУД: - -умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

Регулятивные  УУД: -- умеют планировать свою работу при выполнении заданий преподавателя, делать

выводы по результатам работы

Коммуникативные  УУД: - - умеют слушать преподавателя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

2. Первичная проверка понимания

5 мин.

Организует беседу по вопросам, заданным суворовцами во время формулировки темы и целей урока

-предлагает суворовцам пересесть за другие парты

(снятие статического напряжения)

Отвечают по желанию

на вопросы преподавателя. Обсуждают ответы одноклассников

пересаживаются за другие парты

- знание основных характеристик мутационного процесса

Познавательные УУД: -умеют давать определения понятиям, классифицировать объекты Регулятивные  УУД: -развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные  УУД: -умеют высказывать свое мнение

-проявление интеллектуальных и творческих способностей

Устный опрос

Здоровьесберегающие

3. Первичное закрепление 5 мин.

Предлагает составить схему «Классификация  мутаций» (работа в парах)

Работают в парах:  составляют «Классификация мутаций»

- знание основных характеристик мутационного процесса

Познавательные УУД:  -используют разнообразные приемы работы с информацией.

Регулятивные  УУД: -умеют организовать выполнение заданий преподавателя, сделать выводы по результатам работы

Коммуникативные  УУД: -умеют работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

-умение применять полученные знания в своей практической деятельности

Взаимопроверка.  Творческая работа: схемы

Коллективного взаимодействия

Контроль усвоения, обсужде-ние допущенных ошибок и их коррекция

7 мин.

Предлагает выполнить  интерактивные задания, а также задания с печатной основой: номер 7-12

Выполняют задания в рабочей тетради

- знание основных характеристик мутационного процесса

Познавательные УУД: - умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные  УУД:- умеют планировать свою работу при выполнении заданий преподавателя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные  УУД: -с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

-потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Тест с многозначным ответом.

Тесты на дополнение

IV.Рефлексия  

Содержания учебного предмета

1 мин.

Организует самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Организует подводящий диалог:

Все ли вопросы, поставленные в начале урока, нашли своё решение?

Достигли ли мы целей нашего урока?

Осуществляет рефлексию: предлагает на схематичной лестнице поставить себя на ту ступеньку, которая более точно соответствует степени понимания темы «Мутации»: нижняя – мало что понял, средняя – в общем понятно, но остались вопросы, верхняя – понял все.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Высказывают оценочные суждения. Формулируют что узнали нового на уроке. Формулируют вывод об основных характеристиках мутаций.

- знание основных характеристик мутационного процесса

Коммуникативные  УУД:

-с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

V. Итоги урока, задание для самоподготовки.  

Изучить параграф 21 и записи в тетради.

Преподаватель                                      Гордеева Е. В.                                                                              

Приложение 1

ДНК-варианты

Асп   Арг   Цис   Гли   Про   Лиз   Тре   Глу   Ала

ГАУ  ЦГУ   УГУ    ГГУ   ЦЦУ   ААА  АЦУ  ГАГ  ГЦУ

ГАЦ  ЦГЦ  УГЦ    ГГЦ  ЦЦЦ   ААГ  АЦГ   ГАА ГЦЦ

         ЦГА              ГГА   ЦЦА           АЦЦ          ГУА

         ЦГГ              ГГГ     ЦЦГ           АЦА          ГЦГ

         АГА

         АГГ

Приложение  2

Глоссарий

  1. Мутации – это внезапные стойкие изменения генетического материала
  2. Мутагены – факторы, которые вызывают изменения генотипа. Например, высокая температура, радиация, химические вещества и др.
  3. ГенОм – совокупность генов гаплоидного набора хромосом в организме определённого вида
  4. Генные (или точковые) мутации – нарушение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
  5. Хромосомные мутации связаны с изменением структуры хромосом
  6. Геномые мутации связаны с изменением числа хромосом
  7. Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом
  8. Анеуплоидия – изменение числа хромосом
  9. Делеция – выпадение участка хромосомы
  10. Транслокация – перенос участка хромосомы на другую, не гомологичную ей
  11. Инверсия – поворот участка хромосомы на 180°
  12. Дупликация – удвоение участка хромосомы
  13. Синдром кошачьего крика – наследственная болезнь, связанная с укорочением плеча 5 хромосомы
  14. Синдром Дауна (трисомия 21 пары) – в 21-й паре есть одна лишняя хромосома
  15. Полидактилия – образование лишнего пальца на руках или ногах
  16. Фенилкетонурия – болезнь, связанная с отсутствием фермента, который превращает аминокислоту фенилаланин в тирозин
  17. Серповидно-клеточная анемия – болезнь связанная с заменой глутаминовой кислоты на валин. В результате образуется аномальный белок гемоглобин S.
  18. Синдром Кляйнфельтера – мужское генетическое заболевание, при котором в клетках тела есть дополнительная Х-хромосома (ХХY)
  19. Синдром Шерешевского – Тернера – хромосомная болезнь, при которой отсутствует Y-хромосома (ХО – моносомия)
  20.  Дальтонизм - неспособность различать цвета
  21.  Гемофилия – несвертываемость крови


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...