технологическая карта урока "Хвощи и плауны" в 7 классе
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Гордеева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель (руководитель) ОД

«Физика, химия, биология»

_______________ Абловацкая М.М.

Технологическая карта урока № 9

Дисциплина

Физика. Химия. Биология

Класс

7

Дата

31.10.2020 г.

ФИО преподавателя

Гордеева Елена Владимировна

Тема урока

Отделы Плауновидные и Хвощевидные

Тип  урока

Открытие нового знания

Цели урока

Образовательная: способствовать осознанию обучающимися основного фактического материала, раскрыть  особенности строения и функционирования плаунов и хвощей.

Развивающая: продолжить формирование познавательной активности обучающихся, умения самостоятельно добывать знания, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: продолжить формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, умения работать в коллективе и находить согласованные решения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Используемые   технологии

Элементы технологии проблемного обучения, деятельностного метода обучения

Ресурсы урока

  • Презентация «Живые ископаемые. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные»;
  • Гербарные образцы Хвощевидных и Плауновидных;
  • Дидактический материал: фрагмент романа В. Обручева «Плутония» «Пояс болот и озер», текст «Плауновидные», текст «Хвощевидные», задание № 23 ЕГЭ по биологии 11 класс;
  • учебники, рабочие тетради

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Обучающийся научится:

- выделять существенные признаки растений, относящихся к отделам Плауновидные и Хвощевидные;

- различать растения разных отделов по внешнему виду, схемам или их изображения, выявлять отличительные признаки хвощей и плаунов;

- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и местом обитания;

- приводить доказательства родства растений двух отделов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать в группе сверстников при решении поставленных задач, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

- составлять аргументированный рассказ, делать выводы

- пользоваться современной биологической термнологией

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Коммуникативные УУД: 

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели обучения;

- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владеть основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные УУД: 

- определять понятия, создавать обобщения;

- самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические  умозаключения,  делать выводы

Ход урока

Технологический этап урока/ этап организации образовательной деятельности

Приёмы, методы, формы, средства и т.д.

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Проверка готовности к уроку

Учебная работа под руководством преподавателя

Приветствует суворовцев

Приветствуют преподавателя

Мотивационный этап

Проблемный вопрос

Говорит, что необходимо будет выполнить задание в формате ЕГЭ для 11 класса по новой теме. Спрашивает: «Справитесь?»

Отвечают устно и свои ответы записывают в тетради (каждый суворовец про свои ожидания)

Постановка цели и задач урока

Осуществление первого пробного действия;

Выявление затруднений: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему «Как 7-класснику справиться с заданием ЕГЭ 11 класса?»;

Разработка плана, который поможет решить проблему, поиск оптимальных решений

Преподаватель предлагает прочитать отрывок фантастического романа В. Обручева «Плутония» и понять какая будет тема урока

Читают отрывок романа, определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока:

Дать общую характеристику растениям отделов Плауновидные и Хвощевидные.

Задачи:

1. Изучить особенности строения, жизнедеятельности и роли этих отделов растений.

2. Сравнить растения и выявить общие признаки и отличия в строении.

3. Выполнить задание ЕГЭ

Открытие нового знания

Реализация плана, который поможет решить проблему – открытие нового знания

Организует самостоятельную информационно-познавательную деятельность

Работают в группах по плану, предложенному преподавателем:

- с дидактическим материалом (текст «Хвощевидные», «Плауновидные»;

- просматривают гербарные образцы;

- находят сведения о признаках плаунов и хвощей, рассматривают рисунки в учебнике на стр. 57-59, находят  признаки сходства и отличия в процессах размножения плаунов и хвощей

Первичное закрепление

Выполнение интерактивных заданий

Организует фронтальный контроль полученных знаний

Отвечают на вопросы

Физкультминутка

Видеоролик для снятия напряжения мышц глаз

Демонстрирует видеоролик

Смотрят видеоролик

Контроль усвоения

Включение в систему знаний и умений

Раздает задание в формате ЕГЭ для самостоятельной работы

Выполняют самостоятельную работу

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценка состояния после выполнения сложного задания

 Предлагает посмотреть слово, написанное в начале урока,
и записать еще одно слово по итогу выполненной работы.

Оценивают и сравнивают свое состояние, записывают

Самоподготовка

Задание на самоподготовку

Дает задание: в каких ситуациях для военного можно использовать знания, полученные по изученной теме?

Записывают задания самоподготовки в тетрадь: ответить на вопрос о практической значимости полученных знаний для военнослужащего

Преподаватель ______________ (Е. В. Гордеева)



Предварительный просмотр:

Пояс болот и озер

«После трехдневного плавания через страну сухих степей путешественники достигли ее южной окраины, где растительность сразу изменилась. Берега реки покрылись зеленой чащей хвойных деревьев, саговых пальм и папоротников многочисленных видов, большей частью совершенно новых, достигавших высоты человеческого роста. Высокие заросли растений, похожих на камыши, росли в воде вдоль берега, а плоские отмели были покрыты хвощами высотой в полтора метра и с поперечником больше двадцати пяти миллиметров. Из глубины зарослей неслось неумолкавшее стрекотание, а над водой кружились странные насекомые. Они походили на стрекоз, но в размахе крыльев достигали почти сорока сантиметров; тело их, отливавшее металлическим блеском, имело сантиметров двадцать в длину; одни были золотисто-желтые, другие стально-серые, третьи изумрудно-зеленые, четвертые темно-голубые, пятые огненно-красные. В солнечных лучах они порхали, реяли, гонялись друг за другом, издавая мелодичный треск, напоминавший щелканье кастаньет. Пораженные этой красивой картиной, путешественники сложили весла. Лодка медленно плыла по течению, а гребцы любовались невиданным зрелищем. Папочкин достал сачок и после долгих попыток поймал одну стрекозу; но, когда он вынимал ее из сачка, она пребольно укусила палец зоолога своими челюстями, и растерявшийся ученый выпустил ее из рук.

Сплошной зеленый барьер, окаймлявший берега, не позволял причалить, и путешественники, утомленные долгим плаванием, тщетно искали глазами хотя бы небольшую чистую лужайку для ночлега. Между тем голод давал себя уже чувствовать, а зеленые стены хвощей становились все гуще и гуще.

– Эх, нужно было остановиться в конце степи! – сказал Громеко.

– В другой раз будем умнее, – засмеялся Макшеев.

 Километр проходил за километром, а зеленые стены не прерывались. Наконец за поворотом реки, на левом берегу ее, показалась низкая зеленая полоска. В воду выдавалась длинная узкая коса, переходящая затем в отмель и поросшая только хвощами. За неимением лучшего решили остановиться здесь и расчистить себе площадку. Лодки ввели в заливчик между косой и берегом, вытащили охотничьи ножи и вступили в бой с хвощами. Но это оказалось нелегким делом: толстые стебли, жесткие от обильного содержания кремнезема, плохо поддавались ударам ножа, а срезанные оставляли колючие пеньки, на которых нельзя было ни сидеть, ни лежать.

 – Попробуем вырвать их с корнем, – предложил ботаник. – Они не должны крепко сидеть в мягком речном наносе. Совет оказался хорошим: хвощи легко выдергивались из почвы, и через полчаса путешественники расчистили мягкую площадку для палатки и костра. Но костер не из чего было разводить: зеленые хвощи не горели. Нельзя было не только приготовить ужин, но даже сварить себе чай. Кроме того, из хвощей поднялись целые рои растревоженных комаров, в двадцать миллиметров величиной, спастись от которых можно было только дымом костра. (…)

В это время из воды возле затонувшего носа лодки показалась огромная голова зеленобурого цвета с короткой и широкой мордой и маленькими глазами под плоским черепом. Животное некоторое время смотрело на оцепеневших от неожиданности людей, а затем, разинув пасть и обнажив несколько рядов острых зубов, начало взбираться на нос лодки, которая под его тяжестью стала погружаться глубже. Показалась короткая толстая шея, затем часть голого туловища; широкие передние лапы когтями цеплялись за борт лодки. (…)

– Я думаю, что это был ящер, представитель семейства, вымершего к третичному периоду на поверхности нашей планеты.

– Можно надеяться, что мы со временем встретимся и с этими огромными ящерами, – сказал Каштанов, – судя по тому, что, продвигаясь вниз по реке, мы встречаем представителей все более и более древней фауны. Сейчас мы уже очутились в середине или даже начале мелового периода.

– Да, как животный, так и растительный мир становится все более и более не похожим на то, что мы привыкли видеть на поверхности земли, – прибавил Громеко…»

(отрывок из романа В. А. Обручева «Плутония»)



Предварительный просмотр:

Отдел хвощевидные

Хвощи - это многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися  корневищами, зимующими в почве. Произрастают они  в основном в Cеверном  полушарии. На территории России чаще всего встречаются  хвощ полевой, хвощ  луговой, хвощ  лесной, хвощ  болотный.

В каменноугольном периоде хвощи  были гигантскими древовидными растениями.  Современные хвощи - жёсткие, за счет большого количества содержащегося в них кремнезема,  травы с  мутовчатым листорасположением.  Листья их мелкие,  чешуевидные,  сросшиеся в виде трубочек.  Растут хвощи на болотах,  на лугах,   в лесах и в неглубоких водоемах.

Летние побеги хвощей  ветвистые,  состоящие из члеников,  с ярко выраженными  междоузлиями.  Листья хвощей  часто не имеют зеленой окраски,  а фотосинтез у этих растений происходит в основном в членистых стеблях.

На верхушке весенних побегов располагаются спороносные колоски. Эти побеги не ветвятся и отмирают после образования спор.  После высыпания спор  и попадания их благоприятные условия цикл развития хвощей  идет с чередованием поколений: полового и бесполого. Из споры образуется заросток (гаметофит), на котором созревают гаметы. Затем они сливаются, образуется зигота, из которой вырастает новое растение хвоща (спорофит)

Многие хвощи являются лекарственными растениями,  а также природными  индикаторами закИсленности  почв.  Их жесткие побеги раньше измельчали и использовали  при полировке металлических изделий.  



Предварительный просмотр:

Отдел  Плауновидные

Плауны - самые древние из папоротникообразных растений.  В каменноугольном периоде  были широко распространены их древовидные предки, которые в дальнейшем образовали особую горную породу – каменный уголь. Современные плауны -  многолетние травянистые вечнозеленые растения.  Они  обитают повсеместно: от тропиков до арктических областей.  Большинство тропических форм -  эпифиты -  живет на других растениях.  В умеренных областях плауны  образуют целые ковры в лесу,  хорошо заметные зимой,  так как являются вечнозелеными растениями.

Листья плауна очень мелкие,  похожие на заостренные удлиненные чешуйки.  Стебли длинные,  ползучие,  с вертикальными побегами.  На ползучих стеблях  образуются придаточные корни.  Летом на прямостоячих  побегах  появляются   спороносные колоски  со спорами. Из споры образуется заросток (гаметофит), на котором созревают гаметы. Они сливаются, образуется зигота, которая в дальнейшем развивается в новое растение (спорофит). Таким образом, развитие идет с чередованием поколений: полового и бесполого.

Многие плауны содержат в составе ядовитые вещества из-за чего не поедаются животными.

Человек использует споры плаунов в качестве присыпки и  при изготовлении фейерверков (они очень быстро воспламеняются). Также в качестве лекарства при болезнях желудка и кишечника.

Российские леса населяют   плаун  булавовидный и  баранец  обыкновенный.  Многие плауны являются редкими и исчезающими видами.  В Красную книгу России внесены 4 вида плаунов.



Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика отделов Хвощевидных и Плауновидных

Хвощевидные

Плауновидные

1

Местообитание

В  Cеверном  полушарии;

на болотах,  на лугах,   в лесах и в неглубоких водоемах

повсеместно: от тропиков до арктических областей

2

Особенности строения:

1.побега

2.листьев

- Два побега – весенний и летний. Состоят из члеников,  с ярко выраженными  междоузлиями;

- Листья их мелкие,  чешуевидные,  сросшиеся в виде трубочек

- Мутовчатое листорасположение

- Длинные ветвящиеся корневища

- Листья очень мелкие,  похожие на заостренные удлиненные чешуйки

- Стебли длинные,  ползучие,  с вертикальными побегами

- На ползучих стеблях  образуются придаточные корни

3

Особенности размножения

В спороносных колосках созревают споры.

Развитие идет со сменой поколений - бесполого (спорофит) и полового (гаметофит)

В спороносных колосках созревают споры.

Развитие идет со сменой поколений - бесполого (спорофит) и полового (гаметофит)

4

Особенности биохимических процессов в клетках

Способны накапливать в своих тканях кремний

- Многие плауны содержат в составе ядовитые вещества из-за чего не поедаются животными.

5

Использование человеком

- являются лекарственными растениями;

- природными  индикаторами закисленности  почв;

- полировка металлических изделий;

- приготовление блюд из весенних побегов;

- источник кремния

- лекарственные растения;

- споры используют в качестве присыпки (аналог талька);

- при производстве фейерверков;

- при изготовлении красок.

6

Роль вымерших древовидных предков  

Участвовали в образовании каменного угля

Участвовали в образовании каменного угля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живые ископаемые Отдел Хвощевидные Отдел Плауновидные

Слайд 2

Хвощи- это многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве.

Слайд 3

Многообразие хвощей

Слайд 4

Плауны - многолетние травянистые вечнозеленые растения. Баранец обыкновенный Плаун булавовидный

Слайд 5

Тропические плауны - эпифиты

Слайд 7

Афоризм - оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся форме: «Ч еловек – кремень» Это значит, это очень волевой, надежный, сильный и физически, и морально. Человек с твердым, непоколебимым характером. Такой человек не поддается ни на какие провокации, до конца отстаивает свое мнение и прямо идет к намеченной цели.

Слайд 8

Неприятеля мощнее Он наукой побеждал. Ни единого сраженья Никогда не проиграл. *** Он Россию свою В самом трудном бою Был готов защищать. Был он дерзок и смел, Одного не умел: Не умел, не умел отступать. *** Мы помним, князь, Твои дела, Победы, Славу, шум сражений. Веди же русичей вперёд, Герой, не знавший поражений. ***

Слайд 10

Александр Васильевич Суворов *** Человек несгибаемой воли, Грудь в наградах и в россыпи лент, Полководец Суворов в камзоле На гранитный взошёл постамент.



Предварительный просмотр:

Биология. 11 класс. Вариант БИ2010102

23    На рисунках изображены сегмент окаменелости стебля и реконструкция растения, обитавшего около 360–300 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите:

  1. в какой эре и в каком периоде произрастало данное растение?
  2.  К какому отделу растений вы бы отнесли данный организм?
  3. Какие черты строения сближают его с современными представителями этого отдела?
  4.  В чём заключался вклад этих древних растений в образование геологических формаций (горных пород) Земли?

Геохронологическая таблица

Эры

Периоды

Название и

Возраст (начало эры),

Название и

продолжительность,

продолжительность,

млн. лет

млн. лет

млн. лет

Кайнозойская, 66

66

Четвертичный, 2,58

Неоген, 20,45

Палеоген, 43

Мезозойская, 186

252

Меловой, 79

Юрский, 56

Триасовый, 51

Палеозойская, 289

541

Пермский, 47

Каменноугольный, 60

Девонский, 60

Силурийский, 25

Ордовикский, 41

Кембрийский, 56

  • СтатГрад 2020−2021 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...