Развитие информационной образовательной среды: делюсь опытом своей работы.
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Котова Наталья Кирилловна

Имея мнголетний педагогический стаж, хочется поделиться опытом своей работы в области технологии модульного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие информационной образовательной среды: делюсь опытом своей работы

     В процессе обучения каждый школьник в результате самостоятельного учебного труда развивает умение работать с информацией.  Происходит формирование функциональной грамотности, в частности читательской и естественнонаучной. Для этой цели использовала технологию модульного обучения.

Технология модульного обучения

     Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Модульное обучение ориентировано прежде всего на активную  учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у обучающихся всех «само» - самопланирование, самоанализ, самоконтроль (развитие регулятивных УУД).

Цель технологии модульного обучения:

  • обеспечение достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки по предметам;
  • создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • партнерские отношения учителя и учеников;
  • возможность выбора работы в индивидуальном темпе;
  • возможность работы в парах и группах;
  • психологический комфорт в учебе.

Результаты:

  • Позволяет обучающимся реально оценивать свои возможности.
  • Повышается интерес к предмету.
  • Снижается психологическое напряжение обучающихся на уроках.
  • Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих обучающихся.
  • Исчезает страх перед проверкой знаний.

     Мною разработаны модульные уроки по биологии: ботанике, зоологии; активно использую модульное обучение в курсе «Человек». Хочу поделиться модульными  уроками  к разделам «Кровообращение» и «Дыхание». Они были напечатаны в методическом журнале «Биология в школе».

      Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Важно не то, что мы знаем, а то, как мы эти знания применяем. В дальнейшем это будет платформой для составления учебных исследовательских проектов, в процессе написания которых  реализуем метапредметные подходы в образовании.



Предварительный просмотр:

Урок-модуль:  «Строение и работа сердца».

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами нужно конкретизировать понятия о строении сердца, его автоматии, увидеть связь строения сердца с его функциями.

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: определить ваш исходный уровень знаний по теме.

1. Запишите в тетради дату и тему урока.

2. Выполните тестовое задание:

  1. Сердечная стенка образована:

а) гладкой мышечной тканью;

б) поперечнополосатой мышечной тканью;

в) миокардом.

  1. Сердце человека:

а) двухкамерное;

б) трехкамерное;

в) четырехкамерное.

  1. Между предсердиями и желудочками находятся:

а) полулунные клапаны;

б) створчатые клапаны.

  1. Сердечный цикл начинается:

а) с сокращения желудочков;

б) с сокращения предсердий.

  1. Блуждающий нерв:

а) замедляет работу сердца;

б) ускоряет работу сердца.

3. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Работа в тетради самостоятельно.

УЭ-2

Цель: в ходе работы с учебником конкретизировать понятия о строении и работе  сердца.

1. Читайте §17 (с. 76).

2. Заполните таблицу:

Строение сердца

Функции его частей

Ответьте на вопросы:

1.Что такое сердечный цикл?

2. Объясните термины «систола», «диастола».

3. Почему кровь движется в одном направлении?

4. В каком состоянии находятся створчатые клапаны во время сокращения:

а) предсердий;

б) желудочков;

в) во время паузы?

3. Проверка.

За работу с учебником – 5 баллов.

Самостоятельная работа

с учебником и тетрадью.

УЭ-3

Цель: прослушав лекцию учителя, дополнить свои знания по теме.

1. Прослушайте лекцию учителя.

2. Делайте краткие записи в тетрадях.

3. Проверка.

За работу – 2 балла.

Работа в тетради.

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала.

1. Дайте ответы на вопросы:

Вариант 1

Вариант 2

1. Почему кровь движется в сердце в одном направлении?

2. Что такое автоматия сердца?

3.Как осуществляется регуляция сердечных сокращений?

1. Почему стенка левого желудочка толще стенки правого?

2.Где находится сердце?

3.Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?

2. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Самостоятельная работа

в тетрадях.

   Оценки за урок и домашнее задание:

Баллы

Оценка

Домашнее задание

12-13

5

Отлично! Можешь подготовить сообщение об исследованиях работы сердца.

10-11

4

Хорошо! Повтори §17.

7-9

3

Нужно ещё постараться. Прочитай ещё раз §17, записи в тетради.

Лекция-диалог к модулю «Строение и работа сердца»

  • Назовите количество камер сердца у рыб, земноводных, птиц и млекопитающих.

     В ходе эволюции, в связи с выходом организмов на сушу, менялось не только количество кругов кровообращения, но и количество камер сердца. У млекопитающих оно четырехкамерное. Объём сердца человека колеблется от 250 до 350 см3. На наружной его поверхности имеются борозды, в которых залегают сосуды, питающие его стенку (коронарные, или венечные).

     Между предсердиями и желудочками – створчатые клапаны. Со стороны полости правого желудочка – трехстворчатый клапан. К створкам клапана прикрепляются сухожильные нити, препятствующие выворачиванию их в полость предсердия. Со стороны полости левого желудочка – двустворчатый клапан.

     Сердце иннервируется ветвями блуждающего нерва и симпатического ствола. Кроме того, в миокарде имеется специальная проводящая система сердца, играющая важную роль в регуляции ритмических сокращений сердца и координации работы мышечных волокон. Здесь имеются особые пучки и узлы. Синусо-предсердный узел находится в правом предсердии. Он является генератором  импульсов, вызывающих ритмические сокращения сердца. Синусо-предсердный узел функционально связан с предсердно-желудочковым узлом, расположенным у основания межпредсердной перегородки. От этого узла в межжелудочковую перегородку тянется пучок Гиса, разделенный на левую и правую ножки. Эти узлы – водители ритма, участвующие в автономной работе сердца.

     Было бы ошибочно думать, что сердце работает совершенно самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Работа сердца находится под контролем ЦНС, и его деятельность изменяется под влиянием возбуждения, которое поступает из головного мозга. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Урок-модуль «Круги кровообращения. Сосудистая система»

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами продолжить начатое в курсе зоологии формирование понятий кровеносной системы, кругов кровообращения

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: определить ваш исходный уровень знаний по теме.

1. Запишите в тетрадь дату и тему урока.

2. Закончите предложения, пользуясь справкой.

Вариант 1.

  1. Кровь – это … ткань.
  2. По артериям течет …кровь.
  3. Большой круг кровообращения начинается в …
  4. Малый круг кровообращения начинается в …
  5. Сосуд, отходящий от сердца, называется …

Вариант 2.

  1. Кровь течет по …
  2. Самый мелкий кровеносный сосуд – …
  3. Малый круг кровообращения заканчивается в …
  4. Большой круг кровообращения заканчивается в …
  5. Вены – это сосуды, по которым кровь всегда течет ...

3. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

4. Подведение итогов.

Работа в тетрадях.

Справка:

капилляры, вены, аорта, артериальная кровь, правый желудочек, соединительная ткань, венозная кровь, левый желудочек, правое предсердие, левое предсердие

УЭ-2

Цель: в ходе работы с учебником выяснить особенности движения крови по сосудам.

1. Прочитайте § 18.

2. Делайте краткие записи в тетрадь.

За работу с учебником – 2 балла.

Работа с учебником и тетрадью

УЭ-3

Цель: дополнить полученные знания по теме.

1. Прослушайте лекцию учителя.

2. Делайте краткие записи в тетрадях.

3. Проверка.

За работу – 2 балла.

Краткие записи в тетрадях.

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: проверить знания, полученные в ходе урока.

1. Заполните таблицу:

Вопросы

Большой круг

Малый круг

1. Где начинается?

2. Где заканчивается?

3. Как называются сосуды этого круга?

4. Как изменяется состав крови?

5. Какая кровь течет по сосудам круга?

Самостоятельная работа в тетрадях.

2.Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Оценки за урок и домашнее задание:

Баллы

Оценка

Домашнее задание

13-14

5

Молодец!

10-12

4

Повтори § 18.

7-9

3

Прочитай ещё раз § 18, повтори записи в тетрадях!

Лекция-диалог к уроку-модулю «Круги кровообращения»

- Каковы предпосылки возникновения кровеносной системы?

- Она участвует в переносе веществ из одной части организма в другую.

В ходе эволюции кровеносная система изменялась: от незамкнутой до замкнутой, от одного круга кровообращения до двух.

Появление малого (легочного) круга кровообращения связано с выходом животных на сушу.

«Тело человеческое построено из кровеносных сосудов», - писал голландский врач Ван-Хорн еще 270 лет назад. Он был поражен картиной, открывшейся перед его глазами, когда на микропрепарате увидел артерии, наполненные окрашенным раствором. Видом этих изумительных препаратов был покорен и Петр I, купивший их за 30 000 гульденов.

Итак, сосуды пронизывают все участки нашего тела, и нет такого участка, куда бы они на подходили.

- Дайте определения артериям, венам и капиллярам. Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная?

- Нет, не всегда. В малом круге кровообращения по легочной артерии течет венозная кровь к легким, а возвращается от легких артериальная кровь по легочным венам.

Движение крови по двум кругам кровообращения было открыто в XVII веке английским ученым Уильямом Гарвеем. Он же является родоначальником науки физиологии.

- Почему кровь по кругам кровообращения движется в одном направлении? ( Из сердца по сосудам и снова к сердцу).

Как в сердце, так и в крупных сосудах (аорте и легочной артерии) имеются клапаны, способствующие этому.

Урок-модуль. « Движение крови по сосудам.

 Регуляция кровообращения»

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с УЭ вы должны: выяснить механизм движения крови по различным сосудам, механизм регуляции кровообращения; сформулировать понятия «кровяное давление» и «пульс»

УЭ-1

Входной контроль:

Цель:  выяснить исходный уровень знаний по теме.

1. Запишите в тетрадку дату и тему урока.

2. Ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом:

- По каким законам движется кровь в организме?

- Как изменяется скорость кровотока в артериях?

- В чем причина пульса?

3. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Справка:

- диффузия, сила поверхностного натяжения, скорость ниже, чем в артериях.

УЭ-2

Цель: в ходе работы с учебником выяснить механизм движения крови по сосудам.

1. Прочитайте в § 18, разделы: «Давление крови в сосудах и его измерение.  Пульс».

2. Проверка.

За работу – 2 балла.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадью.

УЭ-3

Цель: дополнить изученный материал, сформировать понятия «кровяное давление», «пульс», выяснить причину нарушения давления.

1. Прослушайте лекцию учителя.

2. Делайте краткие записи.

За работу – 2 балла.

Работа в тетрадях

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала.

Выполните следующие задания:

Самостоятельная работа в тетрадях

Вариант 1

Вариант 2

Сколько лет работали мышцы  желудочков и мышцы предсердий сердца человека, живущего 60 лет?

Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 см3 крови?

Проведите самонаблюдение по плану:

а) сосчитайте в спокойном состоянии свой  пульс за 30 секунд, умножьте на 2 и впишите, полученные данные в таблицу:

Мой пульс в 1 минуту

В спокойном состоянии

После «мысленного» приседания

б) продолжая сидеть, представьте себе, что вы делайте 20 приседаний в обычном темпе;

в) посчитайте после этого пульс за 30 секунд, умножьте на 2 и впишите, полученные данные в таблицу;

г) сделайте вывод о роли головного мозга в нервной регуляции кровообращения.

3. Проверка.

За работу 4 балла

Оценки за урок и домашнее задание:

Баллы

Оценка

Домашнее задание

10-11

5

Очень хорошо, подготовить сообщение «Вредное влияние курения на сердечно-сосудистую систему».

8-9

4

Следующий раз постарайся! А пока прочитай §17, 18.

6-7

3

Не все потеряно. Прочитай §17, 18,  записи в тетрадях.

Лекция-диалог к модулю «Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения»

     Человек и его организм – это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика, биология. Поэтому тема нашего урока, как вы поняли, тесным образом связана с этими науками.

Из жизненных наблюдений и текста учебника вы знаете, что сердце ритмично сокращается и расслабляется, выбрасывая кровь отдельными порциями. Но кровь движется по сосудам непрерывным потоком и только в одном направлении.

 Движение крови подчиняется законам гидродинамики, но в нашем организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика.

- Расшифруйте, что означает слово гемодинамика. ( Наука, изучающая движение крови по сосудам.)

При сокращении сердечной мышцы возрастает давление крови в желудочках. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой эластичны. Когда кровь поступает в аорту, она расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится.

После этого силы упругости растянутой стенки аорты стараются привести ее в первоначальное состояние и выжимают кровь в следующий участок кровеносной системы. Но пока из аорты вытекает первая порция крови, сюда приходит вторая. Два потока соединяются, и кровь по сосудам продолжает течь непрерывным потоком.

После каждого сокращения сердца, вдоль артерии распространяются колебания ее стенок –  это артериальный пульс.

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях сохраняется давление.

При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт.ст. Чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В мелких артериях оно до 70 мм рт.ст., а  в капиллярах – до 30 мм рт.ст. В мелких венах давление составляет 5-10 мм рт.ст., а  в крупных – даже отрицательная.

За счет разности давлений в сосудах кровь из области большего давления устремляется в область меньшего.

Однако движение крови по сосудам обеспечивается не только разностью давлений в артериях и венах, но и особенностями строения стенок кровеносных сосудов.

- Почему кровяное давление меняется с возрастом?

- Вспомните, чем отличается стенка артерии от стенки вены?

Скорость движения крови зависит от сопротивления кровеносных сосудов, а также от поперечного сечения сосудов.

Поперечное сечение аорты больше сечения вен и тем более капилляров. В капиллярной сети кровь встречает сопротивление в несколько тысяч раз большее, чем в аорте. Давление преодолевает это сопротивление  в капиллярах, в них движение крови значительно медленнее. Благодаря этому и возможно осуществление основной функции капилляров – в них происходит обмен веществ.

Урок-модуль  «Сердечнососудистые заболевания»

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с УЭ вы должны: установить важную взаимосвязь между работой сердца, факторами его тренировки и деятельностью всего организма; убедиться в важности активного образа жизни для укрепления сердца во вредном влиянии курения на сердечнососудистую систему

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: выяснить ваш исходный уровень знаний по теме.

1 Запишите в тетрадях дату и тему урока.

2. Из списка выберите правильные утверждения и запишите их пункты:

А) атеросклероз – это заболевание, при котором слой артериальной стенки уплотняется за счет разрастания соединительной ткани;

Б) инфаркт миокарда развивается в результате нарушения коронарного кровообращения;

В) общая слабость, учащенное дыхание, тошнота, чрезмерная потливость и иногда потеря сознания – характеристика сердечного приступа;

Г) «мозговой удар» - острое нарушение мозгового кровообращения при гипертонической болезни, атеросклерозе;

Д) гипертония – болезнь, связанная с пониженным давлением;

Е) результатом «мозгового удара» может быть кровоизлияния в мозг, ослабление артерий или образование сгустка крови;

Ж) кардиология – наука о крови;

З) пороки сердца – стойкие изменения в строении сердца, создающие препятствия нормальному току крови;

И) сердечный приступ может быть смертельным, если обширный участок сердечной мышцы лишен кислорода.

3 Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Самостоятельная работа в тетрадях

УЭ-2

Цель: работая с учебником, установить взаимосвязь между работой сердца и факторами его тренировки; научиться активному образу жизни; определить влияние вредных привычек на органы кровообращения.

1. Прочитайте в § 19 статью «Профилактика сердечнососудистых заболеваний».

2. Делайте краткие записи в тетрадях.

3. Проверка.

За работу – 2 балла

Работа с учебником и тетрадью

УЭ-3

Цель: дополнить знания учащихся по теме.

1. Прослушайте лекцию учителя и сообщения учащихся.

2. Делайте краткие записи в тетрадях.

За работу – 2 балла

Работа в тетрадях

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала

Выходной контроль.

1. Дайте определения:

Самостоятельная работа в тетрадях

Вариант 1

Вариант 2

1. Спазм сосудов, инфаркт

1. Стенокардия, гиподинамия

2. Перечислите правила тренировки сердца

2. Первая помощь при стенокардии

2. Проверка.

За работу – 2 балла

Оценки за урок и домашнее задание:

Баллы

Оценка

Домашнее задание

13-15

5

Ура! Ты молодец!

10-12

4

Очень неплохо! Повтори § 19

7-9

3

Не унывай! Повтори §19 и записи в тетради

Урок-модуль «Первая помощь при кровотечении»

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с УЭ вы должны выяснить особенности оказания первой помощи при разных видах кровотечений, полно усвоить материал по теме «Кровообращение»

УЭ-1

Цель: выяснить полноту усвоения материала предыдущего урока.

1. Запишите в тетради дату и тему урока.

2. Заполните таблицы по вариантам:

Вариант 1

Самостоятельная работа в тетради

Образ жизни человека

Изменения

работы сердца

кровяного давления

просвета капилляров в мышцах

скорости движения крови

Систематическая двигательная активность (физическая работа, физические упражнения)

Сидячий образ жизни

Вариант 2

Факторы, влияющие на здоровье

Основные правила

Влияние соблюдения этих факторов

на работу сердца

на иммунитет

Повышение нагрузки сердца, использование естественных факторов закаливания

УЭ-2

Цель: работая с параграфом учебника, вы должны ознакомиться с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при них.

1. Работайте с §19 по вариантам:

Самостоятельная работа с учебником и тетрадью

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Признаки артериального кровотечения и помощь

Признаки венозного кровотечения и помощь

Признаки капиллярного кровотечения и помощь

2. Проверка.

За работу – 5 баллов

УЭ-3

Выходной контроль.

Цель: выяснить полноту усвоения материала по теме «Кровообращение».

1. Укажите верные и неверные высказывания (+ или -):

а) артериями называют сосуды, несущие кровь от сердца;

б) венами называют сосуды, несущие кровь к сердцу;

в) артериальное давление в момент сокращения желудочков называют диастолическим;

г) сердечная мышечная ткань – гладкая;

д) показания давления крови выражают двумя числами: меньшее показывает диастолическое, большее – систолическое;

е) капилляры имеют многослойную стенку;

ж) кровь движется в одном направлении благодаря клапанам в сердце и крупных сосудах;

з) большой круг кровообращения начинается аортой;

и) коронарные сосуды снабжают кровью сердечную мышцу;

к) самое большое давление крови наблюдается в капиллярах.

2. Дайте ответы на вопросы:

а) Что такое гематома?

б) Почему во время физической нагрузки работа сердца усиливается?

В) Что такое гиподинамия?

3. К каждому виду сосудов (1-5) выберите высказывания (1-14) и зашифруйте их:

Сосуды.

1. Артерии. 2. Веня. 3. Капилляры. 4. Аорта. 5. Лимфатические сосуды.

Высказывания:

1) самые мелкие, тонкие кровеносные сосуды;

2) выносят кровь от сердца;

3) стенки состоят из одного слоя клеток;

4) стенки тонкие и мягкие;

5) прощупывается пульс;

6) даже при уколе иглой вытекает кровь;

7) самый толстостенный кровеносный сосуд;

8) несут кровь к сердцу;

9) сосуды с плотными упругими стенками;

10) место обмена веществ между кровью и тканями;

11) несут желтоватую жидкость к сердцу;

12) выносит кровь из левого желудочка;

13) видны на тыльной стороне руки;

14) принимают межклеточную жидкость.

4. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Оценки за урок и домашнее задание:

Баллы

Оценка

Домашнее задание

35-37

5

Просто здорово! Можешь подготовить сообщение по теме «Зачем человеку нос»

29-34

4

Хорошо. Полистай учебник по теме «Кровообращение»

20-28

3

Тоже неплохо. Можно повторить конспекты по тетрадям



Предварительный просмотр:

Урок-модуль «Значение дыхания. Органы дыхания»

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с заданиями учебных элементов вы должны: выяснить сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии, строение органов дыхания в связи с выполняемыми функциями.

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: выяснить исходный уровень знаний по теме.

1. Запишите в тетрадях дату и тему урока.

2. Выполните следующее задание:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Без пищи и без воды животные и человек могут жить несколько дней, а без воздуха не могут жить даже 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек не может, в чем заключается функция органов дыхания?

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите, какой путь пройдет с воздухом молекула от ноздрей до легких. Используя справочный материал, составьте схему движения молекулы кислорода.

Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», ответьте на вопросы: Самостоятельная работа в тетрадях

- У каких животных впервые появляется дыхательная система?

- Какие эволюционные преобразования произошли в дыхательной системе?

3. Поверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Самостоятельная работа в тетрадях

Справка:

Сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, кровь, глотка, гортань, пищевод, трахея, легкие, кишечник, бронхи;

Черви, моллюски, рыбы, насекомые, земноводные, млекопитающие

УЭ-2

Цель: работая с текстом § 20, выясните значение дыхания в жизни человека, строение органов дыхания.

1. Читайте § 20.

2. Делайте краткие записи.

3. Поверка.

За работу – 5 баллов.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадью

УЭ-3

Цель: дополнить полученные знания по теме, показать роль кислорода в обмене веществ.

1. Прослушайте лекцию учителя.

2. Делайте краткие записи.

3. Поверка.

За работу – 2 балла.

Работа в тетрадях

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала.

1. Заполните таблицу:

Органы

Выполняемые функции

Особенности строения в связи с функциями

Носовая полость

Гортань

Трахея

Легкие

2. Расположите органы, расположенные в первой графе, на две группы.

3. Какова роль кислорода в организме?

4.Объясните поговорку: «Когда я ем, я глух и нем».

5. Поверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Оценки за урок и домашнее задание:

12-13

5

Молодец! Подготовь сообщения.

9-11

4

Неплохо. Прочитай § 20.

6-8

3

Нужно постараться! Прочитай § 20

Лекция-диалог к модулю «Значение дыхания. Органы дыхания»

- Что вам известно о свойствах кислорода?

     Да, кислород хороший окислитель. И при окислении веществ, поступающих в клетки (а как?), выделяется энергия. Энергия – это физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело или несколько тел. Кроме механической существуют и другие виды энергии. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется внутренней энергией тела. Существует химическая энергия, проявляющаяся при химических реакциях.

     Любая деятельность клетки, ткани, органа требует превращения энергии. Кислород в организме и участвует в превращениях энергии.

     Органические вещества клеток окисляются, при этом энергия химических соединений переходит в другие виды энергии, нужные для жизни клеток. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается.

     В целом процесс дыхания – это обеспечение организма кислородом и удаление продуктов окисления: углекислого газа и воды. Осуществляется этот процесс путём газообмена.

Вы изучили воздухоносные пути, узнали об их строении и значении. Вот несколько добавлений к этой теме: в заднем отделе полости носа имеется два отверстия – хоаны, при помощи которых полость носа соединяется с носовой частью глотки. Из всех отделов дыхательных путей строение гортани отличается наибольшей сложностью – это хорошо выраженный хрящевой скелет и большое число мышц, приводящих его в движение:   1. Мышцы, расширяющие голосовую щель; 2. Мышцы, суживающие голосовую щель; 3. Мышцы, изменяющие напряжение голосовых связок.

     Трахея изнутри покрыта слизистой оболочкой, содержащей большое количество лимфатической ткани и слизистых желез. При дыхании мелкие частицы пыли прилипают к слизистой, а реснички мерцательного эпителия продвигают их обратно к выходу из дыхательных путей.

     Трахея делится на два главных бронха. Они направляются к воротам соответствующих легких. Каждый бронхи ветвится на более мелкие бронхи – бронхиолы, образуя бронхиальное дерево. Каждая конечная бронхиола заканчивается альвеолами – легочными пузырьками, оплетенными густой сетью капилляров. Значит, легкое – это бронхиолы + альвеолы.

                         

Урок-модуль «Дыхательные движения, их регуляция»

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами выяснить: механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха; механизм нейрогуморальной регуляции дыхания; сформулировать понятие «жизненная емкость легких»

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: выясните ваш исходный уровень знаний по теме (актуализация).

1. Запишите в тетради дату и тему урока.

2. Ответьте на вопросы.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Вариант 1

1. Запишите названия газов, которыми насыщена кровь при поступлении в капилляры альвеол и при выходе из них.

2. Чем объяснить, что кровь за короткое время пребывания в капиллярах пузырьков успевает насытиться кислородом и отдать углекислый газ?

Вариант 2

1. Как изменяется воздух в дыхательных путях?

2. Почему надо дышать носом, а не ртом?

3. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

УЭ-2

Цель: в ходе работы с учебником, выясните механизм вдоха и выдоха, назовите механизмы регуляции дыхательных движений.

1. Найдите в § 21 ответы на вопросы и сделайте краткие записи в тетрадях:

- Как поддерживается газообмен в легких?

- За счет чего происходят вдох и выдох?

- Как осуществляется гуморальная регуляция дыхания?

2. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадью.

УЭ-3

Цель: прослушав лекция учителя, дополните полученные знания по теме.

1. Прослушайте лекцию.

2. Делайте краткие записи.

3. Проверка.

За работу – 2 балла.

Работа в тетрадях.

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала.

1. К каждому наименованию из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные высказывания (1-16).

1. Вдох. 2. Выдох. 3. Жизненная емкость легких.

4. Плевральная щель. 5. Сокращение дыхательных мышц. 6. Расслабление дыхательных мышц.

7. Плевра.

Высказывания:

  1. Тонкая пленка на поверхности легких.
  2. Обеспечивает вентиляцию легких.
  3. Следствие сокращения мышц диафрагмы.
  4. Следствие расслабления мышц диафрагмы.
  5. Следствие опускания ребер.
  6. Следствие поднятия ребер.
  7. Измеряется спирометром.
  8. Причина увеличения грудной полости.
  9. Причина уменьшения грудной полости.
  10. Причина повышения давления в легких.
  11. Причина понижения давления в легких.
  12. Следствие повышения давления в легких.
  13. Следствие понижения давления в легких.
  14. Показатель физического развития.
  15. Пространство между плеврами.
  16. Уменьшается у курящих.

Самостоятельная работа в тетрадях.

2. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Оценки за урок и  домашнее задание:

Баллы

Оценка

Домашнее задание

25-26

5

Очень хорошо! Подготовь одно из сообщений по темам § 22.

19-24

4

Неплохо. Повтори §21.

13-18

3

Нужно стараться! Прочитай §21, повтори записи в тетрадях.

Лекция-диалог к уроку-модулю «Дыхательные движения и их регуляция»

«Дыхание – это жизнь», - данное утверждение не вызывает никакого сомнения. Благодаря дыхательным движениям происходит вентиляция легких – поступление кислорода и выброс углекислого газа. Издавна интересовало ученых и врачей причина вдоха и выдоха.

Существовало несколько гипотез, объясняющих это явление:

1. Воздух самотеком входит в легкие, раздувает их и расширяет грудную клетку.

2. Легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь, выталкивают его (выдох).

- С какой гипотезой вы согласны? (со второй) Объясните.

Действительно, воздух поступает в легкие потому, что они способны менять свой объем благодаря эластичности. Но они не имеют мышц и поэтому самостоятельно, никогда не растягиваются и не сокращаются; они пассивно следуют за грудной клеткой, за изменением ее объема.

- Благодаря чему происходит изменение объема грудной клетки?

Полость грудной клетки изменяется благодаря сокращению дыхательных мышц – диафрагмы и межреберных.

Диафрагма при вдохе опускается на 3-4 см, а опускание ее на 1 см увеличивает объем грудной клетки на 250-300 мл. Только за счет этого сокращение объем грудной клетки увеличивается на 1000 мл.

Мы знаем, что между двумя листками плевры образуется плевральная полость и что она герметически закрыта. Давление в плевральной полости ниже атмосферного. За счет отрицательного давления плевральной полости легкие следуют за расширением грудной клетки и растягиваются. В растянутых легких давление становится ниже атмосферного, и в результате атмосферный воздух устремляется в дыхательные пути. Происходит вдох. Активное участие в акте вдоха принимают и межреберные мышцы. При  их сокращении приподнимаются ребра, и объем грудной клетки увеличивается.

За вдохом рефлекторно происходит выдох. Диафрагма и грудные мышцы расслабляются, объем грудной клетки уменьшается, объем легких также уменьшается – и воздух выходит.

- Будут ли работать легкие, если нарушится герметичность грудной клетки? (Нет)

Рассказ учителя о легких новорожденного, первом вдохе и выдохе.

Механизм вдоха и выдоха регулируется ЦНС. В продолговатом мозге есть центры вдоха и выдоха, которые регулируют ритм дыхания – это нервная регуляция дыхания.

- Как изменится ритм дыхательных движений в душном помещении? Почему?

Концентрация углекислого газа в душном помещении повышена. Его избыток с вдыхаемым воздухом попадает в кровь, в крови его концентрация также возрастает. Эта кровь притекает к дыхательному центру, омывает его, и в результате учащается ритм дыхательных движений.

- Как называется такой вид регуляции? (Гуморальная).

Урок-модуль «Легочное и тканевое дыхание»

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами выясните механизм легочного дыхания и сущность обмена газами между кровью и тканями

УЭ-1

Цель: выяснить уровень усвоения материала предыдущего урока.

1. Запишите в тетради дату и тему урока.

2. Выполните тестовое задание.

К каждому органу дыхательной системы (1 – 10) подберите полные правильные высказывания

(1 – 10) и зашифруйте их.

О р г а н ы   д ы х а т е л ь н о й  с и с т е м ы:

1. Слизистая оболочка. 2. Легочные пузырьки.

3. Легкие. 4. Бронхи. 5. Трахея. 6. Надгортанник. 7. Гортань. 8. Хрящ (полукольца). 9. Плевра. 10. Носовая полость.

В ы с к а з ы в а н и я:

  1. Не пропускает пищу в гортань.
  2. Не дает трахее сужаться.
  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
  4. Составная часть легких.
  5. Начальная часть воздухоносных путей.
  6. Выстилает наружную поверхность легкого.
  7. Покрывает стенку грудной полости.
  8. Внутри содержит голосовые связки.
  9. Самая длинная часть воздухоносных путей.
  10. Орган газообмена.

3. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Пример:

1 – 3, 5;

2 – 4; и т.д.

УЭ-2

Входной контроль.

Цель: выяснить ваш исходный уровень знаний по теме.

1. Вспомните состав атмосферного воздуха и подумайте, чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

(данные запишите в таблицу):

Вдыхаемый воздух

Выдыхаемый воздух

Как это можно доказать экспериментально?

2. Проверка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Справка:

21% кислорода (при вдохе);

0,03% углекислого газа

(при вдохе);

4% углекислого газа (при выдохе);

79% азота;

16% кислорода

(при выдохе);

много влаги.

УЭ-3

Цель: в ходе работы с учебником выясните механизм легочного и тканевого дыхания.

1. Читайте §21.

2. Делайте краткие записи.

3. Проверка.

За работу – 2 балла.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадью.

УЭ-4

Цель: дополнить полученные знания по теме.

1. Прослушайте лекцию учителя.

2. Зарисуйте рисунок с доски и сделайте к нему краткие записи.

3. Проверка.

За работу – 2 балла.

Работа с тетрадью, составление конспекта.

Оценки за урок и домашнее задание:

17-18

5

Молодец! Подготовь сообщения.

9-11

4

Неплохо. Прочитай § 21.

6-8

3

Нужно постараться! Прочитай § 21, повтори записи в тетрадях.

Лекция-диалог к уроку-модулю «Легочное и тканевое дыхание»

При сравнении состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха вы выяснили, что он меняется. В выдыхаемом воздухе становится меньше кислорода и больше углекислого газа, водяных паров, а содержание азота остается прежним.

- Куда же израсходована часть кислорода?

- Почему увеличилось количество углекислого газа и не изменилось количество азота?

Произошел газообмен, а азот в этом процессе не участвует.

- Где же произошел газообмен?

- Как вдыхаемый воздух попал в клетки?

Попав в легкие при вдохе, воздух с большим содержание кислорода (21%) и малым количеством углекислого газа (0,03%) из альвеол поступает в легочные капилляры, так как они густо оплетают легочные пузырьки.

- Что можно сказать о стенке капилляра?

Стенка альвеол также состоит из одного слоя клеток, так что вдыхаемый воздух проходит из пузырьков в кровеносные сосуды и током крови приносится к клеткам тела.

В результате разности концентраций кислород через тканевую жидкость переносится в клетки, а образующийся углекислый газ поступает из клеток в лимфатические капилляры, и оттуда – в кровь: полые вены принесут его сначала в правое предсердие, а потом – в правый желудочек. При сокращении правого желудочка сердце венозная кровь (богатая углекислым газом) направляется по легочной артерии к легким,  и снова по закону диффузии (разность концентраций углекислого газа и кислорода) углекислый газ из легочных капилляров перейдет в альвеолы, а кислород из них – в кровь. При выдохе богатый углекислым газом(4%)  воздух будет удален из организма.

Состав воздуха в окружающей нас среде не везде одинаков: на высокогорье количество кислорода меньше, чем на равнине. Поэтому, впервые попав в горы, люди первое время чувствуют общую слабость. Но с течением времени происходит акклиматизация (что это такое?).

Да, в крови увеличивается количество эритроцитов, а с ними и количество гемоглобина. Он присоединяет большое количество кислорода и, попав в клетки организма, кислород продолжает нормальное окисление всех веществ, превращая один вид энергии в другой. Содержание кислорода на высокогорье можно увеличить, увеличивая частоту дыхательных движений – вдох-выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей ФГОС основного общего образования

Данная статья содержит определение ИОС основного общего образования, перечень условий, которые создает ИОС, проблемы и затруднения при создании ИОС....

Подпрограмма развития информационной образовательной среды ГБОУ Школа № 879 "Школа как социокультурный центр микрорайона"

В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень исполь...

Развитие информационно-образовательной среды современной школы.

Информационная среда школы (ИСШ) предоставляет много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихс...

Развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения

Из опыта работы МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.Опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции Развитие информационно-образовательной среды современной школы к ко...