Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Путешествие по страничкам Красной книги Якутии»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Козлова Галина Николаевна

Данная разработка поможет в формировании экологической культуры и привлечении внимания к проблеме сокращения растительного и животного мира Якутии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_klasse.docx27.32 КБ
Файл prilozhenie_1.docx142.75 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Путешествие по страничкам Красной книги Якутии»

Учитель МКОУ СОШ №25 Козлова Галина Николаевна

Предмет биология

Класс 5 класс

Тема урока  Путешествие по страничкам Красной книги Якутии

Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о растительном и животном мире занесенном в Красную книгу Якутии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

– формирование экологической культуры и привлечение внимания к проблеме сокращения растительного и животного мира Якутии.

– формирование умения бережного отношения к природным богатствам.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
  2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.
  3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения растительного и животного разнообразия , познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Задачи урока:

  • Обучающие: расширить представление о многообразии  растительного и животного мира Якутии.  Познакомить с Красной книгой Якутии. Формировать бережное отношение к растениям и животным.  
  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
  • Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, гербарные материалы, лупы, фотографии различных растений и животных, текст для чтения, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.

Основные понятия, изучаемые на занятии: Красная книга, эндемики, исчезающие виды, охрана природы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организвционный этап

1 мин

Приветствие учащихся. Организация ребят для работы в группах. Формируем 6 групп по 4 человека. Правила работы в группах в Приложении 1.

Приветствуют учителя.

Формируют группы.

Вспоминают правила работы в группах

Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками

2.Актуализация знаний -

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

2 мин.

Ребята, давайте вспомним, –

Какие царства живой природы мы с вами знаем?

Составьте схему на основе ваших знаний. ( Слайд 1)

Какие царства живой природы встречаются у нас в Якутии

Приведите пример представителей царств обитающих на территории Якутии

Что такое Красная книга ?

Составляют схему «Царства живой природы»

В результате на слайде образуется схема

 Приводят примеры растений и животных

 

Высказывают разные предположения  

Групповое обсуждение.

 Обмен мнениями между группами.

Коммуникативные УУД.

Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме

Познавательные УУД

Преобразуют информацию из одной формы в другую.

3. Постановка проблемы.

Определение цели урока.

4 мин

Составление плана решения проблемы.

Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть. Цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда слайд2

 

Давайте сформулируем цель урока.

Слайд3

И для достижения этого сегодня мы совершим наше путешествие в виртуальный музей и узнаем много нового и интересного о организмах занесенных в Красную книгу. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы будете работать в группах: слайд4

Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа формулирует общее понятие «Красная книга » и дает историческую справку о возникновении данного документа

Вторая группа познакомит нас с многообразием и распространением растений занесенных в Красную книгу Якутии

Третья группа познакомит нас с многообразием и распространением  животных занесенных в Красную книгу Якутии

Четвертая группа выяснит как можно защитить растения и животных находящихся в стадии вымирания.

 Каждая группа получает рабочий лист с названием темы и заданиями, которые вам предстоит выполнить, а также вам предоставлены: тексты для чтения, электронные ресурсы, гербарии, и индивидуальные оценочные листы, которые вам потребуются на этапе закрепления материала.

Напоминает, что надо составить страничку рукописной книги

« Красная книга Якутии » и вывесить ее на доску.

Если задания понятны, можно приступать к работе.

Составляют кластер.

Формулируют цель урока.

Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.

7 мин

Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.

Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)

Оформляют страничку рукописной книги “ Красная книга Якутии”

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

Заполнять рабочие листы

5. Решение проблемы.

Обсуждение результатов.

18мин

Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

Обобщает все сказанное каждой группы и представляет информацию на слайде.

Во время выступления учащихся учитель показывает слайды №5,6,7,8

Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была проблема?

Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих , оценили странички рукописной книги. Вспомните, для чего мы все это делали?

Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?

 

Предлагает составить синквейн  Красная книга Якутии»

Физкультминутка

2мин

Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы

Остальные заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, выполняют задания в парах. 

Оценивают подготовленные рукописные странички, оформляют их маркером и вывешивают на доску.

Повторяют вопрос и отвечают на него.

Учащиеся отвечают: Чтобы решить проблему! Мы не знали, какие растения и животные занесены в Красную книгу

 И как необходимо заботиться о них.

Составляют синквейн.

 

Выполняют упражнения

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

4.Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы.

6. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Приложение2

Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку.

Обратите внимание

При выполнении теста можно воспользоваться онлайн тестом и компьютер вам выдаст оценку.

Лист самооценки ученика Приложение 3

На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Подсчитайте свои баллы.

Слайд

Самостоятельная работа учащихся.

Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы.

Регулятивные УУД.

1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

2. формировать умение определять степень успешности своей работы

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3 мин.

Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока

Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы изучили новые для нас организмы, совершив путешествие в виртуальный музей.

В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки.

1. Я работал активно/ пассивно.

2. Своей работой я доволен/ не доволен.

3. Урок для меня показался интересным/ скучным.

4. Материал урока мне был понятен/ не понятен;

5. Материал урока я усвоил / не усвоил.

Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока,

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

Определили тему, проблему, гипотезу, план работы, источники информации, выполнили задания, создали продукт –странички рукописной книги “лишайники”, сумели сделать вывод.

Ребята работают в листах самооценки.

Личностные УУД.

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

Познавательные УУД.

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

1мин

Учитель подводит итоги урока,  : Составьте кроссворд на тему “Растения и животные под охраной”.

Записывают задание в тетрадь.

Коммуникативные УУД.

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике.

Информационно – методическое обеспечение урока

1. Биология. 5 класс. Учебник. Под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Линия жизни». 2012 год.

3. Презентация  «Красная книга Якутии», конспект урока (собственная разработка)

4. Гербарий, фотографии растений и животных занесенных в Красную книгу Якутии.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Правила работы в группе

  1. Умей выслушивать собеседника, не перебивай.
  2. Не согласен – объясни, почему.
  3. Доказывай свое мнение спокойно, вежливо.
  4. Работайте дружно.
  5. Уважай мнение других.
  6. Выберите отвечающего.

Приложение 2

 

Приложение 3

Лист самооценки

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока в 5 классе "Путешествие по материкам"

Данная разработка урока подготовлена в соответствие с требованиями ФГОС ООО по  программе к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского  "Биология. Введение в биологию", линия «Ракурс»; с...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...