Биология. 6 класс. 34 ч. Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

Биология. 6 класс. 34 ч.

Календарно-тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Биология. 6 класс. 34 ч.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока/

Тип урока

Содержание предметного материала

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Способы предметных действий

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

7

НАУКА О РАСТЕНИЯХ – БОТАНИКА – 4 часа

1

Введение. Наука о растениях – ботаника

Урок формирования знаний.

Биология – наука о живых организмах; ботаника – наука о растительности. Общие сведения о многообразии растений на Земле.

Значение растений в жизни человека.

Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения.

Называть царства живой природы Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботаника.  Описывать историю развития науки. Характеризовать внешнее строение растений.   Объяснять отличия вегетативных  органов от генеративных.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2

Многообразие жизненных форм растений

Урок формирования знаний.

Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой обитания Характеризовать отличительные свойства     наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев кустарников ,трав.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос

проектная деятельность

«Такие разные растения»

3

.

Клеточное строение растений

Урок формирования знаний.

Урок-исследование

Клеточное строение растений; увеличительные приборы: лупа, микроскоп

Клеточное строение; клетка – основная структурная единица растений; строение клетки; органоиды клетки.

Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

Характеризовать строение, функции и состав растительной клетки; распознавать органоиды клетки на таблицах и микропрепаратах, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, работать с увеличительными приборами Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Выявлять отличительные признаки растительной клетки.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы.

Индивидуальный контроль, фронтальный опрос, работа по карточкам

проектная деятельность

«Кирпичики жизни – клетки»

4

Ткани растений

Урок формирования знаний.

Урок-исследование

Понятие – ткань; виды тканей – образовательные, покровные, основные, проводящие, механические, межклеточное вещество. Растение – многоклеточный организм

Характеризовать строение и функции тканей растений, узнавать по признакам типы тканей, место их в растении Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения 

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы.

Взаимоопрос, индивидуальный опрос, тест

ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ 8 часов

5

Строение семени

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок-исследование

Семя как орган размножения растений. Внешнее и внутренне строении семян. Типы семян. Строение семян однодольных и двудольных растений; части семян – корень, почка, стебелек, кожура, рубчик, зародыш, эндосперм.

Состав семян – белки, жиры, углеводы, воды

Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.

Характеризовать строение семян одно- и двудольных растений; распознавать по признакам типы семян; определять состав семени, проводить простейшие опыты; по таблицам и схемам узнавать семена одно- и двудольных растений. Сравнивать строение семян одно и двудольных растений. Определять виды семян на коллекции. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.

Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Осознавать свои интересы. Находить и изучать в учебниках по разным предметам различного рода материал.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Индивидуальный контроль,

Тест, работа по карточкам, работа с натур-ым материалом

6

Условия прорастания семян.   Комбинированный урок.

Урок-лаборатория

Необходимые условия для прорастания – образования проростков (наличие воды, воздуха). Всхожесть семян. Время посева, глубина заделки семян, этапы прорастания. Значение семян в природе, хозяйственное значение семян.

Характеризовать условия прорастания семян, этапы прорастания семян, наблюдать процесс прорастания, сравнивать процессы прорастания семян одно и двудольных растений, доказывать необходимость определенных факторов для прорастания

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Взаимоопрос, письменный опрос

7

Корень, его строение и значение 

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок-исследование

Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Характеризовать внешнее строение корня Называть части корня.

; распознавать типы корней, виды корней, определять тип корней и виды корней на таблицах и гербарных экзем-плярах, узнавать видоизмененные корни на таблицах и гербарии, различать виды видоизменный корней

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня..

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Оценивание результатов своей деятельности на уроке. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Индивидуальный контроль, тест, работа по карточкам, работа с натуральным материалом

8

Побег, его строение и развитие 

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок-лаборатория.

Побег; строение побега: верхушечная и боковые почки, листорасположение, листовая мозаика

Понятие – вегетативная и репродуктивная почка; строение почек; отличия вегетативных и генеративных почек Формирование почек: конус нарастания; Верхушечный рост, вставочный рост; развертывание почек; почечные кольца и годичные кольца; ветвление, кущение

Характеризовать строение побега, различать его основные части, распознавать  и находить части побега на таблицах, рисунках, натуральных объектах распознавать вегетативные и генера-тивные почки,, сравнивать их строение, находит сходства и отличия, находить их на натуральных объектах, объяснять ростовые процессы побега, определять возраст побега по спилу.  

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос,

Индивидуальный контроль, работа с натуральным материалам

9

Лист, его строение и значение Комбинированный урок, практический

Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев

Характеризовать  и описывать внешнее строение листа, определять виды листьев по жилкованию, по форме листовой пластинки, по наличию черешка, тип листорасположения; объяснять приспособленность листьев к улавливанию света, определять видоизмененные листья

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль, работа с натуральным материалом

проектная деятельность «Комическая роль зеленых растений»

10

Стебель, его строение и значение 

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок-лаборатория.

Стебель как осевая часть побега. Внешнее строение стебля; узлы, междоузлия, формы стеблей, функции стебля. Внутреннее строение стебля; рост его в длину, в  толщину; годичные кольца.

Передвижение минеральных веществ; передвижение органических веществ; сосуды,  их виды, значение.

Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.

Характеризовать строение стебля как осевого органа побега, описывать внешнее строение, находить части стебля на натуральном объекте и на таблицах и рисунках; описывать внутреннее строение стебля, проводить связь между строением стебля и его функциями.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Фиксировать результаты исследований.    

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Индивидуальный контроль, работа с натуральными объектами, тест, работа по карточкам

ПР№3

11

Цветок – его строение и значение

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. составные части цветка – околоцветник. Чашечка, венчик, тычинки, пестики  типы цветков – мужские и женские. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений.

Понятие – соцветие; типы соцветия; сложные и простые соцветия.

Характеризовать и описывать строение цветка; распознавать части цветка, типы цветков; описывать особенности строения цветков одно- и двудольных растений; находить по заданным характеристикам цветок на таблице, натуральном объекте; описывать строение соцветия, определять тип соцветия, приводить примеры соцветий и цветков.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание резуль татов своей деятельности на уроке.

Характеризовать процессы цветения и опыления, их роль, роль цветка в образовании плодов; описывать виды опыления, определять тип опыления у конкретного цветка; характеризовать, сравнивать процессы искусственного и естественного опыления; описывать процесс образования плода; определять тип плода; характеризовать пути распространения семян, приспособленность семян к распространению.  

Фронтальный опрос, работа по карточкам, тест,

Индивидуальный контроль, работа с натуральными объектами.

проектная деятельность «Цветок – это побег…»

12

Цветение и опыление. Плоды

Комбинированный урок, практический с исследовательской деят-ью

Цветение и  опыление; процесс опыления, способы опыления: виды опыления - самоопыление, перекрестное опыление; искусственное опыление. Процесс оплодотворения; строение пылинок, семязачаток, образование семян и плодов.

Плоды; виды плодов – сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односеменные и многосеменные; пути распространения семян

Фронтальный опрос, письменный опрос, индивидуальный контроль

Контрольная работа по теме

ПР№4,5

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ 7 часов.

13

Минеральное (Корневое)  питание растений

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Корневое питание, поглощение питательных веществ и воды, всасывание, корневое дыхание, роль корневых волосков. Удобрения – органические и неорганические. Роль воды. Экологические группы растений по отношению к воде.

Характеризовать корневой питание растении, его наличие и необходимость; объяснять процесс корневого питания, доказывать необходимость наличия воздуха для корней, процесс дыхания корней, доказывать необходимость воды, проводить связи между строением корней и его функциями всасывания

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Взаимоопрос, письменный опрос индивидуальный контроль,

14-15

Воздушное питание растений. Дыхание

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Воздушное питание – фотосинтез. Образование органических веществ на свету; опыты, доказывающие наличие органических веществ; фотосинтез; выделение кислорода, необходимость света

Связь между фотосинтезом и дыхание. Газообмен.

Процесс испарения, значение этого процесса для растений.

Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ

. Характеризовать воздушное питание растений, участие листьев в воздушном питании, процесс фотосинтеза, показать взаимосвязь между фотосинтезом и дыханием, доказать необходимость света, воды, углекислого газа для фотосинтеза; объяснять необходимость и важность процесса испарения воды с листьев, провести связь между строением листьев и процессом испарения  

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете

 Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке

Взаимоопрос, письменный опрос

16

.

Размножение и оплодотворение у растений

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина

Характеризовать процесс размножения растений – бесполым и половым путем, объяснять биологическую роль размножения,  сравнивать бесполое и половое размножение, искусственное и естественное Вегетативное размножение, вегетативное и половое размножение, находить отличия между вегетативном и половым путем, определять преимущества и недостатки разных способов размножения

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Тест, работа по карточкам, индивидуальный контроль

17

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Комбинированный урок.

Урок-практикум

Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.
Формировать умения проведения
черенкования в ходе выполнения лабораторной работы.

Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Тест, работа по карточкам, индивидуальный контроль

18

Рост и развитие растений

Комбинированный урок.

Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений.
Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.

 Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Взаимоопрос, письменный опрос, фронтальный опрос

19

Подведем итоги: тема «Органы растений» и «Основные процессы жизнедеятельности

Проектная деятельность: Рекордсмены в мире растений, Растение –целостный организм; растения - часы

МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА 11 часов

20

Систематика растений, её значение для ботаники

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Взаимоопрос, письменный опрос, фронтальный опрос

21

 

Отдел водоросли

Комбинированный урок.

Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли

Морские водоросли; использование водорослей человеком

 Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.

Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.
Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека 

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль

22

Отдел Мхи

Комбинированный урок.

Урок исследование

Дать общую характеристику мхам; изучить особенности строения и жизнедеятельности мхов; значение в природе. Для человека. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Гаметофит, спорофит, спорангий.

Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мохообразных; схематически изображать строение мхов и процессы размножения; распознавать, узнавать мхи на таблицах и рисунках; отличать гаметофиты и спорофиты

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах. Понимание роли  организмов для жизни на Земле.

Тест, работа по карточкам, взаимоопрос опрос, индивидуальный контроль

ПР№6

23

Отдел Папоротникообразные

Комбинированный урок.

Урок исследование

Особенности строения папоротников

Сорус, индузий, спорофит, гаметофит, антеридий, архегоний.

Особенности строения хвощей и плаунов. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития

Цикл развития хвощей и плаунов

Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных; схематически изображать строение папоротникообразных  и процессы размножения; распознавать папоротникообразные  на таблицах и рисунках; отличать гаметофит и спорофит

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ. Осознание необходимости бережного отношения к природе.

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль

24

Отдел Голосеменные

Комбинированный урок.

Урок исследование

Особенности строения голосеменных на примере сосны обыкновенной; размножение хвойных.

Многообразие хвойных; основные отличия разных видов и пород; значение

Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности хвойных; схематически изображать строение хвойных  и процессы размножения; распознавать хвойные на таблицах и рисунках; распознавать представителей хвойных по характерным чертам, сравнивать представителей между собой и ранее изученными представителями царства растений, находить черты прогрессивности

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение работать в составе творческих групп.

Осознание необходимости бережного отношения к природе.

Тест, работа по карточкам, взаимоопрос, индивидуальный контроль

25

Отдел Покрытосеменные

урок обобщения и систематизации знаний, изучения нового материала

Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы; проследить процесс усложнений.  Признаки цветковых растений; классификация растений

Проследить процесс усложнения организации растений, объяснить высокий уровень организации покрытосеменных

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

К: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Осознание необходимости бережного отношения к природе.

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль

26-27

Основные семейств покрытосеменных

Урок формирования знаний.

Одно- и двудольные растения; Выявить особенности строения основных представителей семейств – розоцветные, крестоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, лилейные, луковые, злаки. Наиболее распространенные виды.

Объяснять многообразие цветковых растения и их широкое распространение по планете, деление цветковых на классы, семейства, виды, сравнивать одно -и двудольные растения; находить отличия классов; узнавать представителей классов

Характеризовать семейства по плану, определять по признакам семейства представителей семейства, узнавать растения семейства на таблицах, рисунках, в природе, сравнивать растения разных  семейства, определять растение по отношению к влаге,  к теплу, к свету

Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.

П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Фронтальный опрос, письменный опрос

Зачет по теме

ПР№7

28

Развитие растительного мира

Комбинированный урок

Гипотезы происхождения растений Этапы развития: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза; выход растений на сушу; усложнения растений в процессе эволюции. Многообразие и происхождение культурные растений.

Характеризовать теории происхождение растений, Приводить доказательства исторического развития растительного мира, Характеризовать этапы развития растительного мира, объяснять причины усложнения организации растений  Объяснять происхождение культурных растений, происхождение многообразия сортов, обосновывать значение трудов Вавилова; характеризовать достижения  науки в сортоизучении, находить на карте центры происхождения культурных растений.

Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Осознание необходимости бережного отношения к природе..

Тест, фронтальный опрос

29

Многообразие и происхождение культурных растений.

Дары Нового и Старого Света

Комбинированный урок

История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.

Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.

Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.
Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком.
Характеризовать значение растений в жизни человека.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах. Осознание необходимости бережного отношения к природе.

Понимание роли с/х культур  в жизни человека.

Взаимоопрос, письменный опрос, фронтальный опрос

30

Подведем итоги: тема «Многообразие и развитие растительного мира

31

Природные сообщества

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.  

К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

Представление о большом разнообразии природных сообществ. Понимание роли высших и низших растений ,животных в жизни пр. сообщества

Фронтальный опрос, письменный опрос, тест

32

Совместная жизнь организмов
в природном сообществе

Урок систематизации и закрепления знаний

Ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества.
Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе.
Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов.

Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.  Представление об основных группах растений.

Осознание необходимости бережного отношения к природе.

Взаимоопрос, письменный опрос, фронтальный опрос

33

Смена природных сообществ и её причины

Комбинированный урок.

Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере.

Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.

К: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы Понимание важности значения растений в природе и в жизни человека.

Осознание необходимости бережного отношения к природе.

Взаимоопрос, письменный опрос, фронтальный опрос

проектная деятельность «Растения в моей жизни»

34

Жизнь растений

Комбинированный урок

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Рабочая программа по биологии 6 класс (с календарно- тематическим планированием)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планировиние. Календарно- те...

Рабочая программа 8-9 класс и календарно-тематическое планирование 8-9 класс

Данная программа создана на основе программ общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва «Просвещение» 2010 ...

Рабочая программа по биологии 5 - 9 классы с календарно-тематическим планированием

Рабочая программа по биологии для 5 - 9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (17.12.2010 г.), примерной основной общеобразовательной программы основн...

Рабочая программа по биологии 5 класс с календарно-тематическим планированием

Рабочая программа по  биологии для  5 класса на 2018/19 учебный год  составлена на основе авторской программы  курса «Биология»( авторы : И.Н.Пономарева, И.В.Николаева,...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......