Экологическое воспитание
методическая разработка по биологии

Шевцова Оксана Юрьевна

Внеклассное мероприятие на экологическую тему для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический КВН36.88 КБ
Файл презентация1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятия на тему экологического воспитания

Мероприятия на тему экологического воспитания  в настоящее время приобретает актуальность в связи с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьёзных экологических проблем. И уже сейчас необходимо наметить пути к иному образу жизни человека, мышлению и типу поведения в окружающей среде.  

Данное мероприятие «Экологический КВН» можно провести в рамках недели экологии в школе или приурочить ко  Дню Земли (22 апреля) .

   В ходе подготовки и проведения внеклассного мероприятия  происходит знакомство с природой,  обучение детей пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру, совершенствованию внутреннего мира самого человека.

Возраст обучающихся:  игра  «Экологический КВН»  построена с учётом интересов детей  среднего школьного возраста 10 – 13 лет

Продолжительность: 45 – 60 минут

Цель: Расширение кругозора  и стимулирование интереса детей в области экологических знаний, раскрытие возможности рационального использования и охраны окружающей среды.

Задачи:

  1. Обучение детей пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру.
  2. Развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности; расширение кругозора  и творческих способностей детей в области экологии и ИКТ.
  3. Воспитание интереса, любви к природе, желания заботиться о ней; умения работать в команде.

Форма: интеллектуально-познавательная игра.

Основные знания и компетенции:

  • Животный и растительный мир Земли, в т.ч. исчезающие виды;
  • Географические оболочки и их особенности;
  • Правила поведения в природе;
  • Взаимодействия организмов;
  • Знание ИКТ.

Необходимые условия для проведения мероприятия: место проведения внеклассного мероприятия - актовый зал или учебный кабинет,  который оборудован  мультимелийным проектором или интерактивной доской, местами для  команд и зрителей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор или интерактивная доска,  презентация; музыкальное сопровождение: лирическая музыка, видеоклип.

Методические советы на подготовительный период.

1. За  неделю до проведения внеклассного мероприятия педагог дает задание школьникам, находит музыкальное оформление мероприятия, готовит презентацию.

2. На подготовительном этапе   школьники распределяют обязанности между собой, создают команды, придумывают названия командам, приветствие команд,  собирают материал и создают мультимедийную презентацию.

3. Желательно чтобы вел мероприятие сам учитель и ученик школы из 8 или 9 класса,  таким образом прослеживается преемственность поколений.

4. Жюри  формируется за день или в день мероприятия.

Экологический КВН (5 -7 классы)

Подготовительный этап:

За неделю до мероприятия каждому классу раздаются домашние задания к мероприятию:

  1. Собрать команду из 5 человек и выбрать капитана.
  2. Придумать название команды, девиз, нарисовать эмблемы для  каждого члена команды и приготовить приветствие.
  3. Создать мультимедийную презентацию на тему “Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!”

Ход мероприятия:

(Звучит лирическая музыка. На фоне музыки и слайдов презентации ученик читает стихотворение.)

Ведущий (ученик):

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

Ведущий (учитель): Ребята, на уроках природоведения, географии и биологии мы с вами очень часто употребляли выражения “Природа – наш дом родной”, “Берегите природные богатства”, “Планета в опасности”. Что они означают? (Дети отвечают)

Ведущий (учитель): Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными.

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено охране природы и влиянию человека на окружающий его мир.

Ведущий (ученик):

Мы рады приветствовать вас на экологическом КВНе,  всех, кто хочет состязаться в знаниях о богатстве и разнообразии нашей природы, животного и растительного мира.

 В состязании примут участие три команды из 5, 6 и 7 классов. Приветствуем  наших участников. (команды по очереди представляют себя).

Ведущий (учитель):

Но мало только любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она была еще краше и богаче. В игре, участникам понадобиться любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде. Оценивать ваши ответы будет уважаемое жюри (представление жюри. Для членов жюри приготовлен отчетный лист. См. Приложение 2).

Ведущий (ученик):

В промежутках между конкурсами мы посмотрим ваши домашние задания, это  презентация на тему “Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!”.

Итак, команды к бою!

Ведущий (учитель): 1-й конкурс “РАЗМИНКА”

Я буду задавать вопросы командам по очереди.

1. Наука о бережном отношении к природе (экология)
2.Охраняемы государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав (заповедник).
3.Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений (красная книга).
1.Назовите правила поведения в лесу (не шуметь, не разводить костры, не разорять гнезда, мусор закопать, не рвать цветы).
2.Какое животное Уссурийской тайги занесено в Красную книгу? (тигр).
3.Верхний слой земли (почва).
1.Ближайшая к нам звезда (солнце).
2.Его выделяют растения (кислород).
3.Водная оболочка Земли (гидросфера).
1.Воздушная оболочка Земли (атмосфера).
2.Самое большое млекопитающие (синий кит).
3.Самый холодный материк (Антарктида).

Ведущий (ученик): 2-й конкурс “Черный ящик” (Вносят чёрный ящик)  Чтобы узнать, что в этом ящике, нужно ответь на вопрос.

 (Приложение 4:

– В ящике находится газообразное вещество, состоящее из смеси газов и примесей. Назовите вещество и его состав. (воздух)

– В ящике находится самое распространенное в природе вещество, находящиеся в 3 состояния.  Назовите вещество и эти состояния. (вода)

- То, что находится в этом ящике, можно получить из древесины того же дерева, из которого получают  искусственный шёлк, вискозу, бездымный порох, скрипки, рояли. Что находится в ящике? (лист бумаги))

Ведущий (учитель): Свое домашнее задание представляет команда  5 класса Защита презентации “Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!”

Ведущий (ученик): 3–й конкурс   «Пантомима»

От каждой команды прошу выйти по 2 человек. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название  животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.

(См. Приложение 5: Карточки с названиями животных: бобр, жираф, тигр, черепаха, крокодил, лошадь)

Ведущий (учитель): 4-й конкурс “Продолжи народную пословиц или примету».

Каждая команда получает разрезанные карточки, на которых записаны народные пословицы или приметы.  Задача участников как можно быстрее и правильнее  соединить карточки. (Приложение 3)

Ведущий (ученик):  Свое домашнее задание представляет команда  6 класса. Защита презентации “Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!”

Ведущий (учитель): 5-й конкурс. «Конкурс Капитанов»  звучит музыка выходят капитаны.

Сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я предлагаю вам карточки с заданиями. Если командир затрудняется в ответе, то ему помогает команда, но балл за помощь снимается.

1. Назовите 10 домашних животных.

2. Назовите 10 птиц.

3. Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.

Ведущий (ученик):  Свое домашнее задание представляет команда  7 класса. Защита презентации “Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!”

Ведущий (учитель): 7-й конкурс “Русские загадки” сейчас вы прослушаете загадку и на отдельных листочках запишите ответ.

Стоит дерево цветом зелено,

В этом дереве четыре угодья:

Первое – больным на здоровье,

Другое – от тьмы свет,

Третье – дряхлым пеленанье,

А четвертое – людям колодец.

 О каком дереве идет речь?

И  объясните, что означают эти угодья? (Время на обдумывание 3 минуты)

Ведущий (ученик): Пока команды размышляют, предлагаем болельщикам продемонстрировать свои знания. ( Приложение 1)

(ответы команд)

Ведущий (учитель): Да, это береза – один из символов России. С давних пор береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с ее многочисленными целебными свойствами. Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек, листьев – больным на здоровье, утолять жажду березовым соком – людям колодец, освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет, связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.

Ведущий (учитель): А сейчас зрителям и командам мы предлагаем еще раз обратить внимание на нашу Планету и деятельность человека, что наша планета это наш ДОМ.

(Музыкальный клип, а в это время жюри подводит итоги).

Ведущий (ученик): Слово жюри.

 Ведущий (учитель): На этом наш конкурс подошел к концу.

Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее. Старайтесь беречь и любить все, что вас окружает.

Приложение 1.

Игра со зрителями

  1. Что птицам страшнее – холод или голод? (от голода они умирают)
  2. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)
  3. Чим питаются лягушки, жабы зимой? (они спят)
  4. Что за трава, которую слепые знают? (крапива)
  5. Название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (вороний глаз)
  6. Какая лесная ягода может заменить лимон? (клюква)
  7. Какое травянистое растение  первым?
  8. Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет, оно зимой в состоянии покоя)
  9. Назовите животных, которые зимой спят? (Медведь, еж)
  10. Какое животное может прожить без воды 45 дней? (Верблюд)
  11. Кто меняет шубку 2 раза в год? (Белка, заяц)
  12. Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего заповедники? (Лесник)
  13. Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносят редкие растения, животных, которых нужно охранять)
  14. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (смородина)

Приложений 2

Оценочный лист

Конкурсы

Кол-во баллов

5кл.

6кл.

7кл.

  1. «Разминка»

2. «Чёрный ящик»:

3. «Животные»:

4. «Продолжи народную пословицу или примету»

5. «Конкурс капитанов»

6. «Домашнее задание»

7. «Русские загадки»

1 загадка – 1 балл

5

2

5

2

5

5

Итого:

Приложение 3

Земля

Много хлеба

Без хозяина земля

Заботу любит

Много снега

выше урожай

Больше птиц

круглая сирота

Много воды

Судьба Родины

Срубили кусты

Много травы.

Растение

Прощай, птицы!

Судьба природы

Земли украшение.

Приложение 4

  • В ящике находится газообразное вещество, состоящее из смеси газов и примесей. Назовите вещество и его состав. (воздух)

  • В ящике находится самое распространенное в природе вещество, находящиеся в 3 состояния.  Назовите вещество и эти состояния. (вода, газообразное, жидкое, твердое)

  • То, что находится в этом ящике, можно получить из древесины того же дерева, из которого получают  искусственный шёлк, вискозу, бездымный порох, скрипки, рояли. Что находится в ящике? (лист бумаги)

Приложение 5

Бобр

Жираф

Тигр

Черепаха

Крокодил

Лошадь

Источники:

  1. http://www.pozdravik.ru/prazdniki/den-zaschity-zemli
  2. festival.1september.ru
  3. nsportal.ru
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki

Литература:

  1. Внеклассная работа по биологии 3-8 классы./ Составитель Н. А. Касаткина. -  Волгоград: Учитель  2004 год
  2. Природоведение 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/ В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – Дрофа, 2009.
  3. Внеклассные мероприятия  в  5-11 классах./ Е.Н. Арсенина-  Волгоград: Учитель 2007 год.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...