План - конспект урока "Внешнее строение листа" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Вересова Татьяна Николаевна

Материал урока поможет выполнять задания ОГЭ по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vneshnee_stroenie_lista.docx566.61 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока «Внешнее строение листа» на основе системно – деятельностного  подхода к обучению (6 класс).

Составила: учитель биологии МБОУ «Центр образования №4» - Вересова Татьяна Николаевна.

Тема урока: «Внешнее строение листа».

Тип урока:  «открытие» новых знаний.

Технологии: проблемного, развивающего обучения, развития критического мышления, практикоориентированные технологии.

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения, научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к обучению.
  • Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии.
  • Умение применять полученные знания в практической деятельности.
  • Эстетическое восприятие объектов природы.

2.Метапредметные:

  • Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы; работать с текстом, иллюстрациями и гербарием; сравнивать и классифицировать объекты по определённым критериям.
  • Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, организовывать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их.
  • Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

3.Предметные:

  • Научиться давать определение «лист».
  • Отличать простые листья от сложных.
  • Научиться характеризовать листья растений по строению, по жилкованию, форме листа и края листовой пластинки, типу прикрепления листа к стеблю.
  • Овладение методами практической работы с объектами.
  • Изучить новые понятия и термины по теме.
  • Фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц.
  • Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. 

Оборудование: комнатные растения, учебные таблицы и мультимедийные пособия по теме, гербарии растений с различными типами листовых пластинок.

Ход урока.

1. Организационный момент. (1-2 мин.)

(Учитель приветствует обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места).

2. Этап актуализации знаний.

Вопросы учителя с элементами беседы:

-Что такое побег?

-Как называется боковая часть побега? (определение и запись темы урока в тетрадях).

-Какие функции могут выполнять листья растений?

Вспомните, какими разнообразными бывают листья разных растений! Размеры тоже могут сильно варьировать, например, лист водного растения ряски имеет в диаметре около 3 мм, а лист виктории амазонской – около1м. Листья некоторых тропических пальм достигают 22м в длину.

-Что общего у листьев разных растений?

-Чем листья отличаются?

-Какие способы расположения листьев на стебле вам известны?

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Итак, подытожим вышесказанное и дадим определение вегетативному органу – лист (запись в тетради с опорой на текст учебника  Лист – боковая часть побега, выполняющая функции фотосинтеза, газообмена, испарения воды – транспирации).

Для устранения затруднений, чем сходны, а чем отличаются листья, составим план характеристики листа и зарисуем его строение.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Определение целей урока, конструирование плана (можно записать на доске).

5.Этап реализации построенного проекта.

Объяснение учителя, проблемные задания (правильно ли указаны части листа?): 1-листовая пластинка, 2- прилистники, 3-жилки, 4-черешок, 5-основание (обучающиеся исправляют, зарисовывают).

hello_html_m741d71b9.jpg

Большинство листьев растений имеют листовую пластинку, основание и черешок, но есть листья и без черешков, их называют сидячими.

                                        Строение листа (запись в тетради)

                                 

                               черешковые         сидячие

                   (вишня, дуб, берёза)      (алоэ, кукуруза, цикорий)

                           

                             простые                             сложные

имеют одну листовую пластинку           имеют несколько листовых пластинок

                                                                    -тройчатосложный (клевер, фасоль)

                                                                    -пальчатосложный (каштан, люпин)

                                                -парноперистосложный (горох, жёлтая акация)

                                     -непарноперистосложный (роза, рябина, белая акация)

                                        -дваждыперистосложный (серебристая акация)

Объяснение сопровождается демонстрацией гербарных растений, различными иллюстрациями.

Но простые листья не так уж и просты. Посмотрите на лист монстеры – он простой или сложный? Поясните. (Ответы обучающихся).

Простые листья бывают лопастными (смородина, клён, дуб), если листовая пластинка рассечена не более чем на 1/4 ширины, раздельным (герань, одуванчик), если рассечение – 1/3 ширины, если рассечение достигает главной жилки – рассеченный (тысячелистник, полынь).

Найдите в тексте учебника, какой может быть форма листовых пластинок?

-округлые, овальные, сердцевидными, игольчатыми…(дополнения учителя- яйцевидные, обратнояйцевидные, ланцетные, линейные, копьевидные, стреловидные и др.). Попробуйте определить форму листьев данных растений (манжетка, вишня, щавель, липа, пшеница, сосна) – демонстрация объектов, ответы обучающихся (практическая работа).

Найдите в тексте учебника, какой может быть форма края листовых пластинок?

- зубчатый, пильчатый, цельный…(дополнения учителя- городчатый, выямчатый, извилистый) – демонстрация объектов.

Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки –сосудисто-проводящие пучки и своеобразный «скелет» листа. Способ расположения жилок называется жилкованием.

                                                   Жилкование (запись в тетради)

Параллельное (линейное)       дуговое                    сетчатое

(характерно для однодольных растений)   (характерно для двудольных растений)

                                                 

                                                                       пальчатое            перистое

Вспомните, какие растения являются однодольными, а какие двудольными? (Ответы обучающихся). Но нет правил без исключений, у подорожника – дуговое жилкование, хотя это двудольное растение, а вороньего глаза – сетчатое, перистое, хотя это однодольное растение.

Вспомните способы прикрепления листьев к стеблю, покажите на изображении

           hello_html_mabe9d39.png

Физминутка (комплекс упражнений для глаз).

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учебный диалог.

-Какие бывают литья по строению?

-Чем простые листья отличаются от сложных?

-Назовите разновидности сложных листьев.

- Назовите типы жилкования и для каких растений они характерны?

-Чем ещё отличаются листья разных растений?

7.Этап включения в систему знаний и повторения.

Материал данной темы важен для выполнения заданий ГИА. Одно из таких заданий выполним вместе (раздаточные карточки –задания). Ответы: виноград – 13474;  вишня – 14423.

Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=198

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=199

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой частиhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=200

 

Д. Край листаhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=201

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=409

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листаhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=410

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой частиhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=411

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=412

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

  8.Этап рефлексии учебной деятельности.

- Ребята, кто понял тему урока?

- У кого есть затруднения по теме? Какие? (рекомендации учителя)

Стержень

9.Домашнее задание: параграф 43, вопросы, термины.

Задание в тетради на выбор:

  1. Для тех, кто имеет затруднения. Исправить ошибки в тексте:

Я люблю собирать осенние листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях. Например, у березы оно дуговое, у ландыша - параллельное, у листьев яблони – сетчатое. Сетчатое и линейное жилкование листьев характерно для однодольных растений. Исключением является подорожник, у него параллельное жилкование, а относится он к двудольным растения. Расположение листьев липы на стебле – супротивное, а у клёна – очередное.

 

  1. Для тех, кто усвоил тему. Заполнить таблицу.

Название растения

Простой или сложный (черешковый, сидячий)

Форма листа

Жилкование

Расположение на стебле

пшеница

земляника

каштан

горох


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

план-конспект урока в 10 классе по теме "Строение, классификация, изомерия спиртов"

Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость.В  разработке для решения обозна...

План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе

Данный урок был проведен в своей школе  в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

ПЛАН -КОНСПЕКТ урока "Строение атома" в 9 классе

План-конспект урока, самоанализ...

План-конспект урока «Строение и функции кожи. 8 класс.

План-конспект урока «Строение и функции кожи.  8 класс....