Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч. (занятия 5-6)
консультация по биологии (10 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч.  

(занятия 5-6)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч.  

(занятия 5-6)

Занятие 5 . Самостоятельная работа (6ч.) Тема: Читательская грамотность. Когда действие становится умением?

  1. Проанализируйте материалы PISA.  PISA:
  2.  Проведите анализ форматов текстов заданий по проверке функциональной грамотности (см. сборник заданий PISA).
  3.  3. Сделайте вывод о необходимости (или отсутствии необходимости) формирования умения работать с несплошными текстами (графики, диаграммы, таблицы).
  4. . Оценить уровень трудности заданий по читательской грамотности с перспективой применения в урочной и внеурочной деятельности.
  5.  Ответьте на вопрос: Какова возможность применения каждого отдельного задания в соответствии с его уровнем сложности в урочной и внеурочной деятельности с учетом его функциональной направленности?

Вывод о необходимости формирования умения работать с несплошными текстами (графики, диаграммы, таблицы). В последнее время большое количество информации представляется в различных видах текста   в том числе и в несплошных текстов:

  1. графики,
  2. диаграммы,
  3. таблицы,
  4. карты,
  5. формы (налоговые, визовые, анкеты и др.),
  6. информационные листы и объявления,
  7. расписания,
  8. каталоги,
  9. индексы.

Эти тексты используются в повседневной жизни, поэтом возникает необходимость в их использовании.

Уровень трудности

Читательская грамотность

Низкий

1 a. Читатель может: за ограниченное время прочитать текст, понять его буквальный смысл.

Читатель способен: найти в коротком по типу и содержанию знакомом,  синтаксически простом тексте одну единицу информации, изложенной в явном виде. Для интерпретации  такого текста читатель может связать соседние сообщения текста.

Читатель способен выбрать интернет-источник с необходимой информацией из небольшого списка опираясь на явные подсказки.

1 b. Читатель способен найти в знакомом тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде, распознать главную тему текста или цель автора, отделить важную информацию от второстепенной, понять буквальный смысл небольшого сообщения.

 Читатель способен установить связь между сообщением текста и общественными, житейскими знаниями.

2. Читатель способен верно выбрать из перечня интернет-источник с необходимой информацией, опираясь на явные, иногда сложные подсказки, найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпритировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы.

 Читатель способен формулировать несложные выводы, размышлять о цели небольшого текста или конкретного фрагмента, если эта цель явно выражена, понимать назначение простых приемов графического выделения информации.

Читатель способен установить ряд связнй между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям.

Средний

3. Читатель способен выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям.

Читатель способен для выделения главной мысли текста связывать  и интерпретировать отдельные части текста; сопоставлять несколько авторских точек зрения с опорой на явную информацию.

Читатель способен формулировать достаточно сложные выводы, истолковывать значение слова или фразы.

Читатель умеет для  осмысления текста  разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать им оценку.

4. Читатель способен находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи. Читатель способен  понимать  языковые нюансы в их связи с целостным сообщением текста на незнакомую тему.

Читатель должен обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой. Читатель умеет сравнивать несколько точек зрения и делать выводы, основанные на информации из нескольких источников. Читатель способен оценить взаимосвязь между конкретным высказыванием и мнением человека или выводами по обсуждаемой проблеме.

Читатель умеет, опираясь на характерные особенности текстов (например, заголовки и иллюстрации),  размышлять о способах, которые использует автор, чтобы выразить свою точку зрения; способен сопоставлять утверждения из разных текстов, если они сформулированы в явном виде, и оценивать значимость информации и достоверность источника.

Высокий

5. Читатель способен понимать длинные тексты, находить и связывать единицы информации, одновременно работать с несколькими длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для сопоставления информации.

Читатель умеет отвечать на вопросы, которые напрямую не отсылают к конкретной информации в незнакомом  тексте, в том числе размещённой в разных источниках, среди множества сходных текстов.

Читатель умеет выявлять и понимать понятия, которые противоречат читательским ожиданиям.

Читатель способен видеть различия между содержанием текста и его целью, между фактом и мнением, в том числе в абстрактных высказываниях, способен оценить достоверность представленных в тексте утверждений и выводов и объективность информации на основе сигналов, относящихся как к содержанию текста, так и к информационному источнику.

6. Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части и  каждую деталь формы, которая лишь косвенно связана с вопросом. Читатель способен интерпретировать множественные тексты и устанавливать связи между текстами, содержащими противоречивую информацию.

Читатель способен самостоятельно строить абстрактные понятия, привлекать фоновые, в том числе академические знания.

Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему; сравнивать информацию из разных текстов, анализировать явные и скрытые цели текстов, оценивать качество и достоверность источников,  выявлять расхождения и противоречия между текстами, делать выводы и выдвигать гипотезы на основании прочитанного.

  1. Следует использовать задания различного уровня сложности в зависимости от уровня сложности с учетом его функциональной направленности для того, чтобы сформировать полностью функциональную грамотность

Возможно использовать как в урочной так и в неурочной деятельности.

Занятие.6  Самостоятельная работа (6ч.) Тема: Аксиологическая составляющая функциональной грамотности

Задание: 1. Подготовить в технологии формирования креативного мышления спич (речь) о значимости международных исследований качества образования.

 2. Определить сферу применения и адресат выступления (выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и т.п.).

Спич

Цель моего выступления – рассказать вам о международных исследованиях в области образования, в частности о  PISA, и об их значимости.

                Международные исследования в области образования  позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. И они носят сравнительный характер.

               Наша страна принимает участие в международных исследованиях с 1990 г. Перечислю основные из них:

  • TIMSS: международное сравнительное исследование качества общего образования. Основной его целью является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.
  • ICILS: международное исследование по изучению компьютерной и информационной грамотности обучающихся 8-х классов Цель  данного исследования – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов.
  • PIRLS: исследование качества чтения и понимания текста. Исследование проводится с целью сравнения уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы
  • И, наконец, PISA – основной предмет нашего внимания - международное сравнительное исследование качества общего образования. Как вы видите, PISA позволяет определить способность учащихся  использовать  приобретенные в школе знания в различных жизненных ситуациях.

        Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Почему для анализа выбраны знания именно 15-летних подростков? Потому что многие страны именно к этому возрасту завершают программы обязательного (среднего) образования, поэтому можно условно считать приблизительно одинаковым объем полученных учениками знаний.

        Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

        Обратите внимание: данное исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ (т.е. не проверяется знание предмета), а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях (т.е. можете ли вы, учащиеся, справиться с жизненной ситуацией, применив опыт и знания, полученные на уроках).

        Страны мира  используют результаты международных исследований для реформирования системы образования -  вот почему более 60 государств принимают участие в сравнительном исследовании PISA. Кроме того, результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.

        Законно прозвучит вопрос: « Что исследование PISA дает конкретно нашей стране, России?» Много! Убедитесь сами:

1. полученная в результате исследований PISA информация позволяет судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования (т.е. дети каких стран оканчивают школу более готовыми к решению жизненных ситуаций);

2. проанализировав результаты PISA, мы сможем принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования (т.е. какие именно изменения следует внести в учебные программы, какие новые образовательные  стандарты создать);

3. результаты международного исследования позволят создавать новые, современные, более совершенные учебники;

4. благодаря PISA будет создаваться новая система оценки качества образования на уровне мировых стандартов;

         5. при разработке КИМ ЕГЭ и ГИА будет использоваться система    обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.

        Конечно, к PISA можно относиться по-разному:  в этой системе есть свои нюансы.  Но игнорировать итоги тестирования недопустимо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом.

        Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом: в PISA оценивается не объем знаний, а их качество.

        А по большому счету PISA, если говорить открыто, выясняет потенциал подрастающего поколения и конкурентоспособность государства в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч. (занятия 1-4)

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч....

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся

Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих программы общего образования, на основе анализа перспектив развития системы общего образования в РФ, ФГОС ООО-2021 как ресурса формирования...

Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....

Помощь в подготовке к олимпиадам "Развитие глобальных компетенций, компонента функциональной грамотности при работе педагогов дополнительного образования с обучающимися"

На этапе подготовки к олимпиадам необходимо ориентировать школьников на творчество, а это значит: дать возможность мыслить нестандартно, прислушиваться к своим ощущениям, ассоциациям, не бояться выска...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...