Конспект урока по теме: "Водоросли, их значение
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Мочалова Ирина Юрьевна
Биология, базовый уровень
7 класс
Линия УМК Пономаревой И.Н. Биология (Линейная) (5-9 класс)  
 
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5-9 классов адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология (Линейная) 7 класс, - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Рабочая тетрадь №1. Биология 7 класс, М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Рабочая тетрадь №2. Биология 7 класс, М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019
Методическое пособие Биология. 7 классы. Авторы: Сухова Т.С., Сивоглазов В.И., - М.: Просвещение, 2019
Водоросли, их значение
Урок открытия новых знаний (по типу)
Проблемный урок (по виду)
 
Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия:
Тема 5. Основные отделы царства растений
Урок № 41. Понятие о систематике растений
Урок № 42. Водоросли, их значение
Урок № 43. Многообразие водорослей
Урок № 44. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение
Урок № 45. Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика
Урок № 46. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение
Урок № 47. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение
Урок № 48. Семейства класса Двудольные
Урок № 49. Семейства класса Однодольные
Урок № 50. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные отделы царства растений» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_7_kl_vodorosli.docx68.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Мочалова Ирина Юрьевна

Город

Саров

Место работы

МБОУ «Школа-интернат №1»

Должность

Учитель биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология, базовый уровень

Класс

7 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Линия УМК Пономаревой И.Н. Биология (Линейная) (5-9 класс)  

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5-9 классов адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития

Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология (Линейная) 7 класс, - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019

  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Рабочая тетрадь №1. Биология 7 класс, М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019
  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Рабочая тетрадь №2. Биология 7 класс, М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019
  • Методическое пособие Биология. 7 классы. Авторы: Сухова Т.С., Сивоглазов В.И., - М.: Просвещение, 2019

Тема учебного занятия

Водоросли, их значение

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок открытия новых знаний (по типу)

Проблемный урок (по виду)

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема 5. Основные отделы царства растений

Урок № 41. Понятие о систематике растений

Урок № 42. Водоросли, их значение

Урок № 43. Многообразие водорослей

Урок № 44. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Урок № 45. Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика

Урок № 46. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Урок № 47. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

Урок № 48. Семейства класса Двудольные

Урок № 49. Семейства класса Однодольные

Урок № 50. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные отделы царства растений» 

Учебная задача

Формировать у учащихся представления о водорослях, их строении

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Познакомить обучающихся с водорослями, существенными признаками состава, строением водорослей

Цель – способ (метапредметный результат)

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы

Цель – ценность (личностный результат)

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Исходное состояние обучающихся:

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- недостаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • воспроизводить знания, полученные на предыдущих темах,  
  • использовать знания для оценки достоверности информации,
  • выявлять существенные признаки состава и строения водорослей
  • характеризовать главные черты, лежащие в основе классификации водорослей
  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водорослей,
  • объяснять роль водорослей в
  • распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах
  • описывать особенности строения одноклеточной водоросли на примере хламидомонады
  • объяснять разнообразие водорослей с позиции эволюции.
  • обосновывать роль водорослей в природе и жизни человека,
  • оценивать достоверность утверждений (факты) на основе новой информации,
  • синтезировать, интерпретировать знания

Познавательные: аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию, представлять информацию в виде таблицы, кластера;

Регулятивные: Вырабатывают умение  планировать и регулировать свою деятельность, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Овладевают основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: совершенствовать              умения слушать и вступать в диалог; сотрудничать в группе, перерабатывать информацию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, задавать вопросы, работать в группе, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Личностные: 

проявлять интерес к теме, сознавать полноту собственных знаний по теме «Водоросли», формировать собственное отношение к тесту, выработать собственное отношение к теме «Водоросли», осуществлять рефлексию собственной деятельности. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология (Линейная) 7 класс, - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Рабочая тетрадь. Биология 7 класс, М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2019

http://cryazone.com/9789-fotografii-mikroskopicheskih-vodorosley.html (фотографии микроскопических водорослей)

http://www.youtube.com/watch?v=VGzQxm6VaDU&feature=player_embedded

http://c1gas2org.wpengine.netdna-cdn.com/files/2009/07/algae.jpg - нитчатые водоросли

http://www.hyscience.com/archives/brown%20seaweed.jpg – кустовые водоросли

http://s.primamedia.ru/f/big/136/135372.jpg - пластинчатые водоросли

http://www.youtube.com/watch?v=VGzQxm6VaDU&feature=player_embedded

Водоросли

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E2%EE%E4%EE%F0%EE%F1%EB%E8&tg=

Диатомовые водоросли

https://megabook.ru/article/%d0%94%d0%b8%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b8

Азиатская кухня

https://megabook.ru/article/%d0%90%d0%b7%d0%b8%d0%b0%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%20%d0%ba%d1%83%d1%85%d0%bd%d1%8f

Альгология

https://megabook.ru/article/%d0%90%d0%bb%d1%8c%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f

Защита животных

https://megabook.ru/article/%d0%97%d0%b0%d1%89%d0%b8%d1%82%d0%b0%20%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85

Зеленые водоросли

https://megabook.ru/article/%d0%97%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b8

Ламинария (медицина)

https://megabook.ru/article/%d0%9b%d0%b0%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8f%20(%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%bd%d0%b0)

Филлофора

https://megabook.ru/article/%d0%a4%d0%b8%d0%bb%d0%bb%d0%be%d1%84%d0%be%d1%80%d0%b0

Японская кухня

https://megabook.ru/article/%d0%af%d0%bf%d0%be%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%20%d0%ba%d1%83%d1%85%d0%bd%d1%8f

Андский фламинго

https://megabook.ru/article/%d0%90%d0%bd%d0%b4%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%d1%84%d0%bb%d0%b0%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%be

Багрянки

https://megabook.ru/article/%d0%91%d0%b0%d0%b3%d1%80%d1%8f%d0%bd%d0%ba%d0%b8

Белый медведь ест морские водоросли

https://megabook.ru/article/%d0%91%d0%b5%d0%bb%d1%8b%d0%b9%20%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d1%8c

Водоросли

https://megabook.ru/article/%d0%92%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b8

Гольцы (вьюновые) в пище гольцов, особенно обитающих в реках, значительную роль играют водоросли, главным образом диатомовые.

https://megabook.ru/article/%d0%93%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%86%d1%8b%20(%d0%b2%d1%8c%d1%8e%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5)

Желтозеленые водоросли

https://megabook.ru/article/%d0%96%d0%b5%d0%bb%d1%82%d0%be%d0%b7%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b8

Золотистые водоросли

https://megabook.ru/article/%d0%97%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%82%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b8

Карраген промышленное название двух видов красных водорослей, заготовляемых на побережье Северной Атлантики, на Кольском полуострове, на Дальнем Востоке

https://megabook.ru/article/%d0%9a%d0%b0%d1%80%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%b5%d0%bd

Красные водоросли

https://megabook.ru/article/%d0%9a%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b8

Кре́мнистые во́доросли, то же, что диатомовые водоросли.

Настоя́щие во́доросли, подцарство водорослей, в состав которого входят как одноклеточные, так и многоклеточные организмы

https://megabook.ru/article/%d0%9d%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d1%89%d0%b8%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b8

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, экран.

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого–педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный подход 

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (работа с текстом)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый

По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос.

Включение каждого в конкретную деятельность на  уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания  обучающихся из курса биологии

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

В основной школе  наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап  1 мин.

2. Целеполагание – 3 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Получение и применение знаний в новой ситуации – 22 мин.

5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 13 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование.

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

У  подростков продолжают формироваться различные виды мышления

  • теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)
  • наглядно-образное (рисунки, схемы, анимации.)
  • словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач)

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

  • деятельность, связанная с общением со сверстниками, получению новых знаний

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит.

 Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для  решения ситуационной  задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, оценка учителя.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

7-классник  способен  классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; пожелание хорошего настроения и доброго дня учащимся, фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учитель просит одного из учащихся прочитать девиз урока:

Послушай и ты узнаешь,

Посмотри  и ты поймешь,

Сделай и ты научишься!

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности

Один из учащихся читает девиз урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

На прошлом уроке мы изучали систематику растений. Ответьте на вопросы:

  • Что такое систематика?
  • В чем состоят основные заслуги Карла Линнея?
  • Какие из перечисленных растений относятся к одному роду: радиола розовая, береза пушистая, подорожник большой, лютик едкий, береза бородавчатая, подорожник ланцето­листный, лютик золотистый?
  • Что такое вид?
  • Что такое сорт?
  • В какую систематическую группу объединяют несколько сходных по своему строению и происхождению родов?
  • Приведите примеры двойных названий растений.
  • В каких случаях название растения может состоять не из двух, а из большего количества слов?

Устно отвечают на вопросы учителя, причем учитель выбирает пару, сидящую за одной партой. Один из учащихся дает ответ, а его сосед дает оценку правильности ответа, далее переадресовается оценка ответа классу (Кто не согласен с ответом?). Если учащийся из класса не согласен, то дает свой ответ. Учитель мотивирует учащихся и окончательно подтверждает или опровергает правильность ответа. В этом случае включены в процесс повторения все учащиеся.

1.3. Создание проблемной ситуации

На столе перед учащимися находится «черный ящик».

- На столе перед вами находится «чёрный ящик».

- Подсказки:

1) Герои нашего урока – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Их мир огромен по численности и разнообразен по формам.

2) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили один из отделов  этого растения, который вырастает за день на 45 см. и может достигает длины 160 м.

3) Все вы наверняка видели наших героев  в аквариуме, в реке, на море.

- Назовите героев  нашего урока.

- Итак, какая тема сегодняшнего урока?

- Правильно, водоросли.

- Задумывались ли вы о том, что собой представляет тина в реках?

- Почему стенки аквариума иногда покрываются зелёным налётом?

Для решения проблемного вопроса у учащихся имеется определенный минимум знаний из курса биологии.

Анализируют подсказки, выходят на тему урока: «Водоросли».

Учащиеся вспоминают, как выглядят водоросли, где их можно встретить.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Цель урока формулируется совместно с обучающимися.

Цель: изучить среду обитания, строение, численность видов водорослей, привести примеры представителей их отделов, определить значение водорослей в природе и жизни человека.

Учитель бросает вызов учащимся и предлагает задание на опережение по новой теме. В рабочих листа верные и неверные утверждениями, в первом столбце которых учащиеся выражают своё согласие либо несогласие с утверждениями, используя знаки + или -.

  1. Водоросли  - это низшие растения.
  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.
  3. Водоросли имеют корень, стебель и листья.
  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез.
  5. Все водоросли автотрофы.
  6. Водоросли живут в симбиозе с грибами.
  7. Ризоиды – это корни водорослей.
  8. Клетка водоросли имеет ядро.
  9. В почве водоросли не встречаются.
  10. Альголо́гия - раздел ботаники, изучающий водоросли.

Фронтальная устная проверка путем обмена листов соседями по парте.

Учащиеся определяют совместно с учителем цели урока: изучить среду обитания, строение, численность видов водорослей, привести примеры представителей их отделов, определить значение водорослей в природе и жизни человека.

Ставят + или – прослушав утверждение.

Обмениваются рабочими листами. Еще раз слушают утверждение, устно дают ответ и отмечают в листе соседа правильность ответа (если неправильно, зачеркивают знак). Пишут кол-во правильных ответов на полях. Возвращают рабочие листы автору.

2.2.  Поиск способа решения проблемной ситуации

 - Мы с вами знаем, что растения делятся на две большие группы – высшие и низшие растения.

- Водоросли – низшие растения. Почему?

Учитель дополняет ответ учащихся.

- Правильно, водоросли относятся к низшим растениям, т.к. они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Одни из них микроскопические, другие - гиганты. Например, размер тела водоросли хлореллы обыкновенной всего 2-10 микрон, а тело многоклеточной морской водоросли макоцистиса грушевидного достигает в длину 45-60 м.

- Где встречаются водоросли?

Учитель дополняет ответ учащихся:

- Правильно, водоросли в основном живут в пресных и морских водоёмах, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев, на поверхности камней или зданий, в сырых, затенённых местах, крышах домов, высоко в горах, в ледниках и других местах с повышенной влажностью. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.

- Чем они отличаются от остальных растений?

Учащиеся отвечают, что у низших растений нет органов: ни листьев, ни корней, ни стеблей. 

Смотрят на фото водорослей микроскопических и гигантов.

Учащиеся отвечают, что водоросли встречаются в водоемах, в аквариумах, на коре деревьев, на камнях, на крышах домов.

Учащиеся отвечают, что водоросли отличаются строением.

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Организуется работа по изучению строения одноклеточных водорослей. Заполнение подписей схемы  задание №2 рабочего листа  с опорой на текст учебника стр. 151-152.

Учитель подводит итог работы.

- Каково строение одноклеточной водоросли?

- Молодцы. Клетка водорослей имеет типичное строение растительной клетки. Она имеет клеточную стенку, цитоплазматическую мембрану, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком, хлоропласты и другие органоиды. Пластиды зелёных водорослей называются хроматофорами.  Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придает зелёную окраску всей клетке.  Все водоросли автотрофы.

Сообщение учителя о водорослях, по ходу которого учащиеся заполняют таблицу с наименованиями водорослей.

Одноклеточные

Многоклеточные

зеленые

бурые

красные

зеленые

бурые

красные

- Талломы водорослей бывают различного цвета. Это связано с сочетанием в них пигментов: зелёных, оранжевых, жёлтых, красных, синих. Выделяют следующие отделы водорослей: Зелёные, Красные и Бурые водоросли.

- Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Если зачерпнуть немного этой воды, то она окажется прозрачной. В капле такой воды под микроскопом хорошо видно множество различных одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок.

- Во время «цветения» водоёмов в воде чаще всего встречается одноклеточная водоросль хламидомонада (в переводе с греческого — «простейший организм, покрытый одеждой»). Хламидомонада — одноклеточная зелёная водоросль грушевидной формы. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки. Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты у хламидомонады находятся в крупном чашеобразном хроматофоре.

- Еще одна одноклеточная зелёная водоросль — хлорелла широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах. Слоевище хлореллы — микроскопическая неподвижная клетка с плотной целлюлозной оболочкой. Форма клетки чаще шаровидная. В цитоплазме находятся ядро, различные органоиды и крупный подковообразный хлоропласт.

- Вы, наверное, обращали внимание на зелёные налёты в нижней части деревьев и на заборах. Их образует приспособившаяся к наземной жизни одноклеточная зелёная водоросль плеврококк. Под микроскопом видны одиночные клетки или группы из четырёх клеток плеврококка. Единственный источник влаги для этих водорослей — атмосферные осадки (дожди и роса).

- У многоклеточных зелёных водорослей слоевище имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс. Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.

- Спирогира — зелёная многоклеточная водоросль, живущая в пресных водоемах. Талломы её — неветвящиеся нити до 10 см длиной. Они чаще всего в виде нежной светло-зелёной слизистой тины плавают у поверхности воды в прудах, озёрах, реках. Клетки таллома спирогиры вытянуты в длину, имеют клеточную стенку из целлюлозы и сильно ослизнены. В цитоплазме расположен один или несколько хроматофоров виде спирально закрученных лент.

- Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см.

- Наиболее сложное строение среди Зелёных водорослей имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Они по внешнему виду напоминают хвощи. У харовых имеются образования, которые по форме и по выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений. Например, к грунту они прикрепляются с помощью бесцветных ветвистых нитевидных выростов, которые называют ризоидами. Харовую водоросль нителлу часто выращивают в аквариумах.

- Бурые водоросли в основном морские растения, имеющие желтовато-бурую окраску слоевищ. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными.

- В дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста. Её заросли обычны на глубинах 4—10 м (иногда 100 м). Таллом ламинарии имеет коричневую окраску, так как в нём содержится много жёлтых пигментов, маскирующих хлорофилл. Таллом ламинарии покрыт слизью и может достигать длины 20 м. Из ламинарии готовят салаты, консервы и даже кондитерские изделия, а также лекарства.

- Красные водоросли, или багрянки, — в основном многоклеточные морские растения. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и жёлтой. Внешне красные водоросли весьма разнообразны и очень красивы. Они имеют разнообразную форму: нитевидную, цилиндрическую и пластинчатую. В морях багрянки встречаются повсеместно. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100—200 м.

Индивидуальная работа  в  рабочем листе и учебником, задание №2.

По ходу рассказа учителя учащиеся фиксируют в таблицу (задание №3) наименования водорослей и смотрят на фото названных водорослей:

Одноклеточные водоросли:

- Зеленые: хламидомонада, хлорелла, плеврококк

Многоклеточные водоросли:

-Зеленые: улотрикс, спирогира, ульва, или морской салат, харовые водоросли, нителла,

-Бурые: ламинария, или морская капуста

-Красные:  красные водоросли, или багрянки

Сверяют данные таблицы с доской.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

- Одним из важных вопрос осталось понять как размножаются водоросли  и какое имеют значение для природы и человека.

Работа в группах, рассматривается бесполое и половое размножение водорослей.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Рабочие листы задание №4, опорные вопросы для  работы в группах:

Задание для 1 группы.

Выясните, как происходит бесполое размножение водорослей.

Задание для 2 группы.

Выясните, как происходит половое размножение водорослей.

Отчёт групп.

Заполнение в рабочем листе задание №5.

Работа в парах. Заполнить схему «Значение водорослей» (кто больше).

Фронтальный опрос учащихся с целью составления правильного, полного списка, подведения к мысли о важной роли водорослей в жизни человека и природы.

Работают в группе с учебником стр. 152-153.

Пишут этапы бесполого и полового размножения водорослей.

Обсуждают и выписывают этапы бесполого и полового размножения водорослей.

Отчёт групп.

Запись на рабочем листе задание №5.

Роль водорослей в природе:

  • Водоросли – источник кислорода.
  • Водоросли – кормильцы водных животных.
  • Водоросли – приют для животных.
  • Водоросли – участники круговорота веществ.
  • Водоросли входят в состав комплексных организмов.

Роль водорослей в жизни человека:

  • Продукты питания для человека.
  • Изготовление удобрений.
  • Получение лекарственных препаратов.
  • Использование в пищевой промышленности и микробиологии.
  • Использование в химической промышленности.
  • Очистка воды.

Вред, наносимый водорослями человеку:

Чрезмерное размножение затрудняет

- подачу воды,

- сезонный вылов рыбы,

- судоходство.

Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников своими версиями, дописывают недостающие пункты.

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Заполните пробелы в задании №6 рабочего листа.

Тело водорослей представляет собой 1… Тело водорослей не разделено на корни, стебли и листья, поэтому водоросли относятся к 2… растениям. Некоторые водоросли имеют выросты, с помощью которых они прикрепляются к субстрату – это 3…. Зелёная одноклеточная водоросль, которая имеет два жгутика и светочувствительный глазок – это 4…. Выделяют 5…, 6… и Красные водоросли. Ламинария относится к 7… водорослям. Водоросли являются источником промышленного синтеза. Из них получают желирующие вещества, например 8….

Первичное закрепление знаний:

Фронтальная беседа

1. Какова роль водорослей в природе?

2. Как используют водоросли люди?

3. В каких областях океана можно выловить больше всего рыбы? Почему?

6. В глубоком пруду отмершие остатки организмов опускаются на дно. К чему это приводит?

7. Вы оказались на дне моря, у вас кончается кислород, еда. Вы поранили руку, не ориентируетесь, на какой глубине находитесь. Могут ли водоросли вам помочь?

- Ответьте на вопрос, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Индивидуальная работа обучающихся.

Самостоятельная работа учащихся с заданием №6 рабочего листа.

Ответ:1) таллом (слоевище), 2) низшим, 3) ризоиды, 4) хламидомонада, 5) Зелёные, 6) Бурые, 7) Бурым, 8) агар – агар.

Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы своих одноклассников.

Рефлексивно – оценочный

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Продолжают начатую фразу, определяют свое эмоциональное состояние.

сегодня я узнал…                было интересно…

было трудно…                     я выполнял задания…

я понял, что…                      теперь я могу…

я почувствовал, что…         я приобрел…

я научился…                       у меня получилось …

я смог…                               я попробую…

Выражают собственное мнение о работе на уроке и полученном результате

 

Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её?

А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы:

Что изучили на уроке?

Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Изучая строение и функции органов дыхания мы узнали о необходимости кислорода для клеток человеческого организма. А как происходит газообмен в клетках и тканях? Возникла новая проблема, которую мы будем решать на следующем уроке.

Осознают сложность и многообразие одноклеточных и многоклеточных водорослей, усваивают строение одноклеточных водорослей, понимают значение водорослей в жизни людей и природы.

  1. Домашнее задание

Объяснение домашнего задание.

П 36 стр.149 читать, записи в тетради учить. Уметь отвечать на вопросы №1-5 стр.153

По желанию: «При чрезмерном обогащении воды минеральными питательными веществами начинается массовое развитие водорослей («цветение воды»). В воде оказываются продукты обмена веществ водорослей, отмершие водоросли загнивают, а на гниение затрачивается весь содержащийся в воде кислород. Вода становится непригодной для питья, из-за нехватки кислорода гибнут рыбы, водоросли забивают водопроводы. Основной источник питательных веществ в озёрах и водохранилищах – смыв удобрений с полей по склонам, сброс сточных вод в реки. Перечислите, что должны делать люди, чтобы уменьшить риск «Цветения воды».

Дополнительная информация: Водоросли

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E2%EE%E4%EE%F0%EE%F1%EB%E8&tg

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме Водоросли

на уроки используются игровые моменты, ЭОры...

Технологическая карта урока по теме "Водоросли донные и плавучие"

Методический материал содержит технологическую карту к уроку биологии в 5 классе по теме "Водоросли донные и плавучие". Технологическая карта составлена с учетом современных требований к уроку при пер...

конспект урока по теме "Водоросли"

Конспект урока по теме "Водоросли"      Пасечник...

Урок по теме "Водоросли" 5 класс (технологическая карта урока).

Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений....

Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)

Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)Тип урока: урок изучения нового материала.Цельурока: изучение особенностей строе...

Конспект урока по теме "Водоросли" 6 класс по Пономаревой

Конспект урока + презентация по теме Водоросли 6 класс программа по Пономаревой...

Конспект урока на тему: "Водоросли"

Тема урока:  Водоросли...