Среды жизни планеты Земля
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Романчук Виктория Эдуардовна

Открытый урок по биологии в 5 классе на тему: "Среды жизни планеты Земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredy_zhizni_planety_zemlya.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Среды жизни планеты Земля.

Цель: Сформировать представление о средах жизни, их обитателях и условиях жизни.

Тип урока: комбинированный.

 Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

(2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости.

Меня зовут Виктория Эдуардовна, и сегодняшний урок биологии в вашем классе буду вести я. Присаживайтесь на свои места.  На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.  Давайте посмотрим, что они обозначают. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Слайды 1 и 2

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2

Целеполагание и планирование деятельности (5 мин.)

Дверь закрытая на замок. Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! Предлагается решить тест. Вводный тест в рабочих листках.

Проводится взаимопроверка по ответам на Слайде № 3 Критерии оценивания, озвучивание результатов, подведение итогов.

Дверь открылась!  Слайд №4   

Слайд №5   Внимание! Внимание! Восемнадцатого февраля две тысячи двадцать первого года стартуют Олимпийские игры среди животных.

На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.

Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять почву. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.

Корреспондент пришел в недоумение.

- Ребята, как вы думаете почему?

- Ребята, скажите, может ли такое быть на самом деле в природе? Почему?

- Предположите тему сегодняшнего урока.

- Верно. Запишите тему урока в своих рабочих листах.

Помогаю в формировании темы и цели урока. Слайды 6, 7.

- Что бы вы хотели узнать сегодня?

- Для чего эти знания вам нужны?

Где эти знания могут пригодиться в жизни?

Решают тест по парам, проводят взаимопроверку, выставляют друг другу оценки.

Рассматривают слайд.

Отвечают, размышляют.

Формулируют тему урока, цели урока и записывают тему в тетрадь.

3

Изучение новой темы

 (28 мин.)

Как вы считаете, что такое среда обитания?

Предлагаю научную формулировку. Слайд 9.

Запишите ее в рабочих листах. (Задание 1)

Постановка проблемы: Слайд 10.

Выдвигаю проблему: «Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред жизни на Земле».

Слушаю предположения детей, обобщаю сказанное.

- Предлагаю ознакомиться с параграфом и назвать, какие среды жизни мы сегодня с вами будем изучать? (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную) Слайд 11.

Высказывают свои мысли, записывают определение в тетрадь.

Высказывают свои предположения.

Пролистывают учебник, называют среды жизни.

-  На столах у вас лежат белые конверты, в них изображения животных. Используя свои знания из начальной школы, помогите животным найти свой «дом».  ( работают в парах)

- Вызываю по одному с ответом и обсуждением результатов выполнения задания. Слайд 12.

Распределяют организмы по средам обитания.

Называют представителей каждой среды.  

Зачитываю небольшое стихотворение

             Почему у нас в стране

             Пальмы не растут?

             Ясно и тебе и мне

             Холодно им тут.

             А в походе по грибы

             На лесной дорожке

             Вряд ли встретятся  слоны и носороги.

- Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

- У вас на столах в приложении 1 представлен дополнительный материал по средам жизни. Прошу с ним ознакомиться и дать подробную характеристику среды (по группам: 1-й ряд – водная среда; 2-й ряд – почвенная среда; 3-й ряд – наземно-воздушная среда) Задание №2.

- Вызываю одного представителя от ряда для характеристики среды. Слайды 13 – 15. (Наземно-воздушная: газообразная, низкая плотность, много света и кислорода, мало водяных паров, разная температура. Водная: большая плотность, мало кислорода, света, перепады давления, скорость течения. Почвенная:  твердая, нет света, мало воды, сглажены температурные колебания.)

Динамическая пауза.

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз – наклон, два – наклон.

И попрыгаю немножко,

И головкой поверчу…

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь!

- О какой среде здесь ничего не сказано? (организменной)

Найдите описание среды в учебнике, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей.   Слайд 16.

Показываю обобщение всего сказанного в таблице «Характеристика сред» Слайд 17.

 – Чем являются все эти условия?  Как могут они влиять на организмы? (факторами среды,  влияют: положительно и отрицательно)

- Давайте сделаем вывод. (Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека.  Каждое живое существо приспособилось к своей среде.)

Работают с дополнительным материалом, составляют характеристику среды.

Зачитываю характеристику своей среды.

Отвечают на вопрос.

Работают с учебником.

Рассматривают таблицу.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения

4

Первичное закрепление изученного (5 мин.)

Прошу, используя слайд 18, соотнести левые и правые столбики.

Прошу рассмотреть слайд 19-22, найти лишнее и объяснить свой выбор.

По одному отвечают на соотнесение столбиков.

Работают со слайдом, объясняют свой выбор.

- Ребята, как вы думаете, мы с вами решили проблему, сформулированную вначале урока?

- Могут ли разные живые организмы существовать все вместе в одном доме?

- Достигли поставленной цели урока?

- Сделайте, пожалуйста, вывод по уроку.

Выводы:  

        Cреда обитания – условия, окружающие организм.

        Различают наземно– воздушную, водную, почвенную среды обитания и тела живых организмов.

        Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде. /слайд 23/.

Давайте любить родную природу, не засорять водоемы, охранять животных и растения!

Высказывают свое мнение, помогают сделать выводы.

5

Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

Рефлексия:

/слайд 24/

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

я попробую…

мне захотелось…

Вы сегодня  молодцы! Работали активно! Хорошо усвоили тему нашего урока.

высказывают свое  мнение,  выставляют оценки в дневник.

Приложение 1

  1. Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?

А- растения;        Б- грибы;        В- бактерии;        Г- животные;

  1. Живые организмы, в отличие  от  тел  неживой  природы:

А- неподвижны;         Б- состоят из химических веществ;  

 В- имеют  клеточное строение;        Г- имеют цвет;

  1. Для выпечки  хлеба  используются    грибы:

А- трутовики;       Б- маслята;     В- дрожжи;    Г- лисички;

  1. Клетки бактерий  не имеют:

А-  цитоплазмы;         Б- ядра;      В- нуклеиновой кислоты;    

 Г- наружной мембраны;

  1. Пищевыми являются растения:

А- рожь и рис;        Б- лён  и хлопчатник;      В- зверобой и тюльпан;     Г- берёза и осина.

Приложение 1

1. Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?

А- растения;        Б- грибы;        В- бактерии;        Г- животные;

2. Живые организмы, в отличие  от  тел  неживой  природы:

А- неподвижны;          Б- состоят из химических веществ;  

 В- имеют  клеточное строение;        Г- имеют цвет;

3. Для выпечки  хлеба  используются    грибы:

А- трутовики;       Б- маслята;     В- дрожжи;    Г- лисички;

4. Клетки бактерий  не имеют:

А-  цитоплазмы;         Б- ядра;      В- нуклеиновой кислоты;    

 Г- наружной мембраны;

5. Пищевыми являются растения:

А- рожь и рис;        Б- лён  и хлопчатник;      В- зверобой и тюльпан;     Г- берёза и осина.

Приложение 1.

Наземно-воздушная среда – это самая сложная для жизни среда. Характеризуется достаточным количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает влаги. Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды.  Большую роль играет ветер. Для наземно-воздушной среды характерны резкие изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по земле.

Водная среда – это Мировой океан, континентальные водоемы и подземные воды. Характеризуется достаточным количеством воды, высокой плотностью, большими перепадами давления. Температура меняется не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой кислородом воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной среде. В различных водоемах (океаны, моря, реки, озера) содержаться различные минеральные соли. В некоторых местах довольно сильные течения. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Почвенная среда – это особая среда обитания пронизанная порами, нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода. Температура более ровная, чем на поверхности земли, свет практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют маленькие глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием.

Задание.Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»

Условия жизни

Водная среда

Наземно-

воздушная среда

Почвенная среда

Организменная среда

Кислород

Вода

Изменения температуры

Свет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Среды жизни планеты Земля

Урок: Среды жизни планеты Земля...

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....