Разработка и технологическая карта урока
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Донгак Сырга Огонёковна

Отряды Млекопитающих многочисленны и разнообразны. Живут во всех средах. А героями сегодняшнего урока будут ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.88 КБ
Файл konspekt_uroka.docx66.26 КБ
Package icon rpreplay_final1643881322.zip2.94 МБ
Файл prezentatsiya_1.pptx236.85 КБ
Файл prezentatsiya_2.pptx705.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

« Отряд Млекопитающих: Грызуны и Зайцеобразные»         7 класс

Учитель

Донгак Сырга Огонековна, учитель биологии МБОУ СОШ №11 г. Кызыла

Предмет

Биология

Класс

7

Тема

Отряды Млекопитающих: Грызуны и Зайцеобразные

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование у обучающихся знаний о представителях изучаемых отрядов, особенностях строения и жизни, о значении в природе и жизни человека грызунов  и зайцеобразных животных.

Задачи урока

Образовательные: актуализировать знания учащихся о роли грызунов и зайцеобразных в живой природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающие: способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся.

Воспитательные: воспитывать ценностный подход к сохранению биологического разнообразия видов в природе.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Описывать особенности строения и образа жизни грызунов  и зайцеобразных животных.

2.Определять и классифицировать грызунов  и зайцеобразных животных.

3. Устанавливать взаимосвязь   строения грызунов  и зайцеобразных животных с их образом жизни и   условиями обитания.

УУД:

Личностные: 

1.Формировние ценностного отношения к природе.

2. Развитие навыков коммуникации и сотрудничества в группе.

 Регулятивные: 

1. Самостоятельно оценивать свои результаты

2. Выбирать способы достижения цели (освоения знания).

3. Контролировать ответы других учащихся, корректировать и дополнять их.

Познавательные: 

 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2.Устанавливать причинно следственные связи в строении и функциях живых организмов, классифицировать грызунов  и зайцеобразных млекопитающих, формулировать определения биологических понятий, делать выводы, основываясь на полученные знания.

Коммуникативные: 

 1. Вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. Выдвигать гипотезы и доказательства.

2.Умение работать в парах.

Методы урока: наглядный, поисковый, практический

Оборудование: рабочие листы, фотографии грызунов и зайцеобразных

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

         Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

Хочу начать наш урок со слов (эпиграф) Винсона Брауна «Накопление знаний подобно росту дерева…» и мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных. (Слайд 2) 

Готовятся к уроку и приветствуют учителя

II. Активизация знаний, умений, навыков.

Вы изучаете классы позвоночных животных, давайте проверим, насколько вы помните то, что изучали.

Сейчас вы поработаете в парах. На ваших столах лежат основные признаки классов позвоночных животных. Из них вы должны выбрать те, которые принадлежат к классу Млекопитающие и приклеить их на желтый лист.

На выполнение этого задания я вам даю 1 минуту. Приступаем!

Время вышло, давайте проверим, что у вас получилось. Кто перечислит признаки, которые относятся к классу Млекопитающие?

У кого-то есть дополнения? У кого все правильно, поднимите руку! У кого неправильно повторите дома еще раз!

Замечательно, молодцы, ребята!

Учащиеся  делают задание и отвечают на поставленный вопрос?

  1. Живорождение
  2. Наиболее высокоорганизованные позвоночные животные
  3. Дифференцированные зубы
  4. Вскармливание потомства молоком
  5. Имеют

сальные, потовые и млечные железы

  1. Теплокровные животные

III. Целеполагание:

         Сегодня будем изучать два отряда Млекопитающих. Млекопитающие очень разнообразны и многочисленны. Живут в разных условиях. Какие млекопитающие будут героями нашего сегодняшнего урока, вы узнаете, угадав ребусы о представителях этих отрядов.

1-ый ребус - смотрим на экран! Решите первый ребус, подсказка- это   крупный грызун

Совершенно верно: суслик

Слайд 4. Суслик

2-ой слайд: передвигающийся прыжками?

Слайд 5.Правильно, это Заяц

Молодцы!

Ребята, на ваших столах лежат опорные листы. В них мы сегодня будем  работать. Сейчас мы поработаем со схемой классификации отрядов, которых сегодня будем изучать.

Посмотрите, пожалуйста, на схему. Какую информацию вы можете дать, анализируя данную схему?

К первому отряду относятся 40 семейств, самые распространенные из них Мышиные, Беличьи, Бобровые.

Как вы думаете, что объединяет этих млекопитающих? (Слайд 6)

Совершенно верно, это Грызуны, отряд так и называется  Грызуны. Запишем в первую пустую ячейку.

К отряду Грызунов раньше относились и зайцы, и пищухи. Но потом их выделили в отдельный отряд, который называется Зайцеобразные. Запишем во вторую ячейку название отряда.

 Почему зайцев выделили в отдельный отряд? На этот вопрос мы найдем ответ в ходе нашего урока (Слайд 6).

Скажите, пожалуйста, как будет звучать тема  нашего урока?

Правильно, тема нашего урока: «Отряд млекопитающих: Грызуны и Зайцеобразные». Запишите число и тему урока в рабочих листах. (Слайд 7)

Ребята, а что мы должны узнать об этих отрядах?

Какова цель нашего урока?

         Правильно, цель нашего урока – познакомиться с представителями грызунов, зайцеобразных, местами их обитания, особенностями строения, значением в природе, жизни человека.

Учащиеся решают ребус и определяют тему и цель урока.

Ответы детей: Суслик, Заяц.

Работают со схемой классификации отрядов Млекопитающих.

Ответы детей: названия отрядов спрятаны

Ответы детей: это Грызуны

Учащиеся формулируют тему урока.

Записывают тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы, определяют цель урока.

IV. Изучение новой темы

         Ребята, какое чувство у вас возникает при слове «грызуны». Опишите это чувство, одним словом и запишите в правом верхнем углу рабочего листа. К этим словам мы вернемся в конце урока!

Я готова поспорить, что при слове «грызуны» большинство людей в первую очередь думают о крысах. Можно думать о них, как одних из самых умных животных. Но многие, вспоминая их хвост и то, как они передергиваются, испытывают чувство отвращения.

Грызуны появились на нашей планете, когда человека еще не было. Сейчас на Земле трудно найти такое место, где бы ни жили грызуны. Изобилие видов просто поражает - 2000 видов. Это две пятых части класса Млекопитающих. И даже в космосе они побывали раньше человека. В Москве на площади Гагарина, стоит огромный памятник тому самому Юрию, первому космонавту. Про Белку и Стрелку знают все. А безымянных героев- грызунов, многие из которых не вернулись из космоса, просто забыли, а ведь они были первыми.

По ходу нашего урока мы будем заполнять сравнительную таблицу, которая находится перед вами и  в ваших рабочих листах. Обратите внимание, что таблица состоит из 3-х столбцов:

1.признаки сравнения

2.отряд грызуны

3.отряд зайцеобразные

С помощью этой таблицы мы поймём, почему отряд Зайцеобразные выделили в отдельный отряд.

Ребята как вы думаете, почему грызунов именно так  называют?

Хорошо, на самом деле научное название грызунов происходит от латинского слова rodere, что означает «грызть».

Что зверек может прогрызть? Как вы думаете?

Кожуру или скорлупу, чтобы добраться до скрывающегося внутри корма, правильно?!

А каких представителей отряда Грызунов вы знаете?

Правильно, еще к отряду Грызунов относятся и шустрые хомячки, и рыжие белки с пушистым хвостиком, и медлительные морские свинки, и даже дикобраз. Давайте запишем в нашу таблицу представителей Грызунов! (Слайд 8)

А где они обитают?

Да, ребята, они обитают на открытых ландшафтах, в лесах, на деревьях всех  материков, кроме Антарктиды. Ведут полуподземный образ жизни, связаны с водой.

А как вы думаете, почему в Антарктиде не обитают Грызуны?

По типу питания представители многочисленных семейств тоже различаются. Скажите, пожалуйста, чем питаются Грызуны? Если они в лесу, что могут есть грызуны, а белки?

Встречаются и рыбоядные представители. Некоторые виды на зиму собирают в подземных норах запас пищи.

Какой вывод из этого сделаем? Чем же питаются Грызуны?

Растениями и животными, всеядные, так запишем? Хорошо!

Ребята, какие общие черты строения позволяют отнести грызунов к одному отряду? Что у белок, мышей есть такого, чтоб их относят к одному отряду? Давайте подумаем?

А какие у них зубы? Как они устроены? (Слайд 10)

Отличительными особенностями грызунов в том, что у них имеются  верхние и нижние пары сильно развитых, очень острых резцов.

Поскольку грызуны питаются грубым кормом, их резцы не имеют корней и растут в течение всей жизни. Они постоянно стираются об резцы нижней челюсти. Клыки у грызунов отсутствуют. Имеются также коренные зубы. Резцы отделены от коренных зубов широким промежутком - диастемой.

Каково же строение челюсти у грызунов? Что мы запишем?

Из того, что мы заполнили, какой общий вывод сделаем о ГРЫЗУНАХ? Что вам стало известно о Грызунах?

Молодцы, ребята!

Ученики описывают свои чувства  в рабочих листах.

Учащиеся в ходе беседы с учителем заполняют сравнительную таблицу Грызунов и Зайцеобразных

Ответы детей: потому что они  все время грызут что-то

Ответы детей: коробки, орешки, провода, деревьев…

Ответы детей: белка, бобры, мыши, суслики, сурки, крысы…

Ответы детей:

в лесу, в степях, в домах, на деревьях…

Записывают в таблицу: на всех материках, кроме Антарктиды.

Ответы детей:

         Преимущественно пищу грызунов составляют растительность: листья, молодые побеги, коренья, зерна, плоды, даже кора и древесина.

Но большинство видов при случае Ответы детей:  преимущественно пищу грызунов составляют растительность: листья, молодые побеги, коренья, зерна, плоды, даже кора и древесина.

Но большинство видов при случае не брезгает и животными веществами (к примеру, мыши и крысы всеядны, белка поедает яйца птиц)

Ответы детей: зубы

Ответы детей:

Общим признаком всех грызунов является своеобразное строение зубной системы.

Ответы детей: на верхней и нижней челюсти по 2 резца, коренные зубы, клыков нет.

Грызуны - это не только мыши, крысы, также это белки, хомячки, сурки, суслики, морские свинки и дикобраз.

Они обитают повсеместно, кроме Антарктиды, питаются растениями, животными и всеядные. Общее строение зубной системы.

Физминутка

Мы с вами проделали уже много, а предстоит сделать еще немало.

Потрудились - отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай, помассируй ушки ты умело.

Знаем, знаем - да, да, да, нам простуда не страшна.

(Слайд 11)

Выполняют упражнения.

          А теперь разберем отряд Зайцеобразных. Но для начала я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент об одном из представителей данного отряда.

         То, что вы посмотрите сейчас, нам потом понадобится! Поэтому смотрите внимательно!

Просмотр видеофрагмента. (Слайд 13)

Теперь давайте, опираясь на видеофрагмент, также пользуясь текстом учебника на стр. 168 заполним нашу таблицу.

Кто относятся к Зайцеобразным? Запишите представителей в таблицу!

 А сейчас я предлагаю 1 ряду найти ответ на вопрос «Где обитают Зайцеобразные?»

          2 ряд - Чем питаются зайцеобразные?

           3 ряд - Опишите строение челюсти.

На это вам дается 2 минуты, приступаем!

Время вышло!

Давайте проверим 1 ряд ваш ответ.

         

Кролики в Австралии массово выедали растения, которыми питались представители местной фауны, вследствие чего многие представители местного животного мира исчезли.

Что мы запишем в таблицу? Хорошо!

            2 ряд, ваш ответ.

            3 ряд, ваш ответ.

             Важный момент!!! Отличительная особенность - это наличие на верхней челюсти 2 пары резцов, при этом передняя развита лучше, чем задняя. (Слайд 15)

Теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу, так почему же отделили Зайцеобразных от отряда Грызуны?

Замечательно, мы убедились в том, почему Зайцеобразные отделили от отряда Грызуны!

А каково их значение в природе и жизни человека? Давайте подумаем!

Свои ответы вписываем в схему на обратной стороне рабочих листов. На это вам дается 2 минуты, время пошло!

Какова же их роль в природе? А в жизни человека?

Молодцы, давайте сверимся со схемой на экране, все ли значения мы перечислили?  Если какое-то значение отсутствует, запишите, пожалуйста. (Слайды 17, 18)

            Почему значения разделены по цвету?

            Совершенно верно!!! Красные - отрицательные, зеленые - положительные.

         

             Из всего сказанного, к какому выводу мы можем прийти?

Учащиеся продолжают заполнять таблицу

Ответы детей: распространены везде, кроме Антарктиды и Австралии. В настоящее время на материке Австралия обитают одичавшие кролики, завезенные туда человеком, где превратились во вредителей, так как не имеют там естественных врагов.

Ответы детей: растительная пища в виде коры, молодых побегов, травы, ягод, овощей и фруктов.

Отвечают по выполненному заданию.

Ответы детей: потому что у них разное строение челюсти, а именно на верхней челюсти две пары резцов, расположенные в два ряда. Первые, внешние резцы наиболее крупные, к ним вплотную прилегают малые. Также они едят исключительно твердую растительную пищу.

Учащиеся работают в рабочих листах, отвечая на поставленный вопрос.

Ответы детей:  значение грызунов и зайцеобразных в природе и в жизни человека огромно.

V. Первичное закрепление изученного материала

Сейчас закрепим то, что мы узнали сегодня, для этого учащиеся 1 ряда,  определите, к какому отряду относится скелет и поясните свой ответ.

Учащиеся 2 ряда, определите, к какому отряду относится данный череп, и также обоснуйте свой ответ.

Учащиеся 3 ряда, перед вами текст с утверждениями, найдите в нем ошибки и исправьте их!

Вы можете подойти и посмотреть, помочь друг другу. Вам дается 2 минуты на выполнение заданий, приступаем!

Выполняют задания по рядам.

VI.  Первичный контроль

        А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока, а приумножились ли ваши знания? (Слайд 20)

      Давайте проверим, выполнив следующий тест!

     Я вам раздам тесты с вопросами, ответьте на них в течение 1 минуты. Приступаем!

Все сделали? Проверять мы будем следующим образом: поменяетесь тестами и проверьте друг друга.  Взаимопроверка знаний!

Вывела на экран правильные ответы, поставьте соответствующую оценку! (Слайд 21)

Решают задания теста.

Проверяют работы друг друга.

VII. Рефлексия и информация о домашнем задании

          Посмотрите на экран, перед вами лестница успеха, вам  предстоит подумать и сделать выбор, какая ступенька лучше отражает вашу деятельность на уроке.

(Слайд 22)

           Выбрали, хорошо. Кто выбрал 1-ую ступеньку, открываем дневники и пишем домашнее задание: прочитать и пересказать параграф 32.

          2 ступенька: домашнее задание: составить 5 заданий теста с ответами по изученной теме.

          3 ступенька: написать, какие виды грызунов и зайцеобразных занесены в Красную Книгу Тувы, и составьте текст научного стиля об одном из них.

Ответы учащихся и запись домашнего задания в дневники.

VIII. Вывод урока

          Ребята, тема нашего урока тесно связана с символом этого года по восточному лунному календарю.  А как связана? Да, верно с годом мыши. Принято считать, что мышь трудолюбива, целеустремлённа. Именно мышь остаётся важной составляющей в развитии медицины, так как мыши максимально близки к человеку физиологически. В знак благодарности лабораторной мыши возведён памятник в Новосибирске.

          Мы видим бронзовую фигуру мыши, которая вяжет нить ДНК. (Слайд 24)

          Давайте вернемся к словам, которые вы писали в начале урока. Какое у вас было слово в начале урока, а у вас?

           Я уверена, что к концу урока ваше мнение о грызунах изменилось!

Мышь – символ благосостояния семьи. Пусть новый год мыши будет для вас и ваших семей самым счастливым годом. Белой вам дороги. Спасибо за работу на уроке.

Дети озвучивают записанные в начале урока слова.

                                                   

Рабочий лист

ФИО: _____________________________________________

Класс:_____________________________________________

Тема:   _____________________________________________

Сравнительная таблица отрядов _________________ и ________________

Признаки сравнения

Отряд ________________

Отряд _________________

1.Места обитания

2. Чем питаются

3. Общие черты внешнего строения зверей этого отряда

4. Представители

5. Выводы

Задание для стадии урока «Первичное закрепление изученного материала»

1 ряд – макет скелета

2 ряд – макет черепа

3 ряд – экспертиза текста:

Экспертиза текста с утверждениями, найдите в нем ошибки и исправьте их!

1. Грызуны самый малочисленный отряд из класса Млекопитающих. 2. В его состав входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. 3. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. 4. У зайцеобразных резцов и коренные зубы имеют ограниченный рост.

Тест для первичного контроля:

  1. Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:        

а) заяц     б) хомяк     в) мышь

                2. Сколько резцов у грызунов:

а) 2        б) 4       в) 6

 3.У грызунов отсутствуют:

а) резцы    б) клыки    в) коренные зубы

 4.К зайцеобразным относятся:

а) пищуха   б) еж    в) хомяк   г) крыса

 5. У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что:        

а) они покрыты толстым и прочным слоем эмали

б) резцы не имеют корней и растут постоянно

в) от растительной пищи они не могут стачиваться



Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Отряд Млекопитающих: Грызуны и Зайцеобразные»

Цели урока:

Образовательные актуализировать знания учащихся о роли грызунов и зайцеобразных в живой природе и хозяйственной деятельности человека;

Развивающие: способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся;

Воспитательные: воспитывать ценностный подход к сохранению биологического разнообразия видов в природе;

Тип урока: комбинированный

Методы урока: наглядный, поисковый, практический

Оборудование: рабочие листы, фотографии грызунов и зайцеобразных.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Физкультминутка
  5. Первичное закрепление
  6. Первичный контроль
  7. Рефлексия
  8. Информация о домашнем задании

Ход урока:

I. Организационный момент:

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

Сегодня я проведу у вас урок биологии, меня зовут Сырга Огонековна, я учитель биологии в 11-ой школе.

Хочу начать наш урок со слов (эпиграф) Винсона Брауна «Накопление знаний подобно росту дерева…» и мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний:

Я знаю, что вы изучаете классы позвоночных животных, давайте проверим не забыли ли вы то, что вы изучали.

Сейчас мы поработаем в парах. На ваших столах лежат основные признаки классов позвоночных животных. Из них вы должны выбрать те, которые принадлежат к классу Млекопитающие и приклеить их на желтый лист. На выполнение этого задания я вам даю 1 минуту. Приступаем!!!

Время вышло, давайте проверим, что у вас получилось. Кто перечислит признаки, которые относятся к классу Млекопитающие?

  1. Живорождение
  2. Наиболее высокоорганизованные позвоночные животные
  3. Дифференцированные зубы
  4. Вскармливание потомства молоком
  5. Имеют сальные, потовые и млечные железы
  6. Теплокровные животные

У кого то есть дополнения? У кого все правильно поднимите руку! У кого неправильно повторите дома еще раз!

Замечательно, молодцы, ребята!

III. Изучение нового материала:

Сегодня будем изучать два отряда Млекопитающих. Млекопитающие очень разнообразны и многочисленны. Живут в разных условиях. Какие млекопитающие будут героями нашего сегодняшнего урока вы узнаете, угадав ребусы о представителях этих отрядов.

1-ый ребус смотрим на экран!!! Решите первый ребус, подсказка- это   крупный грызун

Совершенно верно- суслик

Слайд 4. Суслик

2-ой слайд, передвигающийся прыжками?

Слайд 5.Правильно, это-  Заяц

Молодцы!!! (Слайд 4-5)

Ребята, на ваших столах лежат опорные листы. В них мы сегодня будем  работать. Сейчас мы поработаем со схемой классификации отрядов, которых сегодня будем изучать.

Посмотрите, пожалуйста, на схему, какую информацию вы можете дать, анализируя данную схему?

Ответы детей: названия отрядов спрятаны

К первому отряду относятся 40 семейств, самые распространенные из них- Мышиные, Беличьи, Бобровые.

Как вы думаете, что объединяет этих млекопитающих?

Ответы детей: ___________________________________________________

Совершенно верно, это Грызуны, отряд так и называется Грызуны. Запишем в первую пустую ячейку.

К отряду Грызунов раньше относились и зайцы, и пищухи. Но потом их выделили в отдельный отряд, который называется Зайцеобразные. Запишем во вторую ячейку название отряда.

 Почему зайцев выделили в отдельный отряд? На этот вопрос мы найдем ответ в ходе нашего урока (Слайд 6).

Скажите пожалуйста. Какова тема  нашего урока?

Ответы детей: ___________________________________________________

Правильно, тема нашего урока: Отряд млекопитающих: Грызуны и Зайцеобразные. Запишите число и тему урока в опорных листах.

Ваше мнение, что мы должны узнать об этих отрядах?

Какова цель нашего урока? Ответы детей: ____________________________

Цель нашего урока- познакомиться с представителями грызунов, зайцеобразных, местами их обитания, особенностями строения, значением в природе, жизни человека. (переключить на черный слайд)

Ребята, какое чувство у вас возникает при слове «грызуны». Опишите это чувство одним словом и запишите на правом верхнем углу опорного листа. К этим словам мы вернемся в конце урока!!!

Я готова поспорить, что при слове «грызуны» большинство людей в первую очередь думают о крысах. Но, если я думаю о них, как о самых умных мелких, то многие, вспоминая их хвост, передергиваются, они вызывают у них чувство отвращения.

Грызуны появились на нашей планете, когда человека еще не было. Сейчас на Земле трудно найти такое место, где бы ни жили грызуны. Изобилие видов просто поражает- 2000 видов. Это две пятых части класса Млекопитающих. И даже в космосе они побывали раньше человека. В Москве на площади Гагарина, стоит огромный памятник тому самому Юрию, первому космонавту. Про Белку и Стрелку знают все. А безымянных героев- грызунов, многие из которых не вернулись из космоса, просто забыли, а ведь они были первые.

По ходу нашего урока мы будем заполнять сравнительную таблицу, которая находится перед вами и  на ваших опорных листах. Обратите внимание, что таблица состоит из 3-х столбцов:

1.признаки сравнения

2.отряд грызуны

3.отряд зайцеобразные

С помощью этой таблицы мы рассмотрим почему отряд Зайцеобразные выделили в отдельный отряд.

Ребята как вы думаете Грызуны? Почему их так называют?

Ответы детей: потому что они  все время грызут что-то

Хорошо, на самом деле научное название грызунов происходит от латинского слова rodere, что означает «грызть».

Что зверек может прогрызть? Как вы думаете?

Ответы детей: коробки, орешки, провода, деревьев…

Кожуру или скорлупу, чтобы добраться до скрывающегося внутри корма, правильно ?!

А каких представителей отряда Грызунов вы знаете?

Ответы детей: белка, бобры, мыши, суслики, сурки, крысы…

Правильно, еще к отряду Грызунов относятся и шустрые хомячки, и рыжие белки с пушистым хвостиком, и медлительные морские свинки, и даже дикобраз. Давайте запишем в нашу таблицу представителей Грызунов!

А где они обитают?

Ответы: в лесу, в степях, в домах, на деревьях…

Да, ребята, они обитают на открытых ландшафтах, в лесах, на деревьях всех  материков, кроме Антарктиды. Ведут полуподземный образ, связаны с водой.

А как вы думаете, почему в Антарктиде не обитают Грызуны?

Ответы детей:

Из всего сказанного давайте подытожим  места обитания грызунов?

(на всех материках, кроме Антарктиды, давайте так запишем в нашу таблицу)

По типу питания представители многочисленных семейств тоже различаются. Скажите, пожалуйста, чем питаются Грызуны? Если они в лесу, что могут поесть грызуны, а белки?

Ответы детей:

         Преимущественно пищу грызунов составляют растительность: листья, молодые побеги, коренья, зерна, плоды, даже кора и древесина.

Но большинство видов при случае не брезгает и животными веществами (к примеру мыши и крысы всеядны, белка поедает яйца птиц)

Встречаются и рыбоядные представители. Некоторые виды на зиму собирают в подземных норах запас пищи.

Какой вывод из этого сделаем? Чем же питаются Грызуны?

Растениями и животными, всеядные так запишем? Хорошо!

Ребята какие общие черты строения позволяют отнести грызунов к одному отряду? Что у белок, мышей есть такого, чтоб их относят к одному отряду? Давайте подумаем?

Ответы детей: зубы

А какие у них зубы? Как они устроены?

Ответы детей:

Общим признаком всех грызунов является своеобразное строение зубной системы.

Отличительными особенностями грызунов в том, что у них имеются  верхние и нижние пары сильно развитых, очень острых резцов.

Поскольку грызуны питаются грубым кормом, их резцы не имеют корней и растут в течение всей жизни. Они постоянно стираются об резцы нижней челюсти. Клыки у грызунов отсутствуют. Имеются также коренные зубы. Резцы отделены от коренных зубов широким промежутком- диастемой.

Каково же строение челюсти у грызунов? Что мы запишем?

Ответы детей: на верхней и нижней челюсти по 2 резца, коренные зубы, клыков нет.

Из того, что мы заполнили какой общий вывод сделаем о ГРЫЗУНАХ? Что вам стало известно о Грызунах?

Грызуны- это не только мыши, крысы, также это белки, хомячки, сурки, суслики, морские свинки и дикобраз.

Они обитают повсеместно, кроме Антарктиды, питаются растениями, животными и всеядные. Общее строение зубной системы.

Молодцы!!!

IV. Физкультминутка:

Мы с вами проделали уже много, а предстоит сделать еще немало.

Потрудились- отдохнем!!!

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

Вилку пальчиками сделай, помассируй ушки ты умело.

Знаем, знаем- да,да,да, нам простуда не страшна.

А теперь разберем отряд Зайцеобразных, но для начала я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент об одном из представителей данного отряда.

То, что вы посмотрите сейчас, нам потом понадобится! Поэтому внимательно посмотрите!!!

Просмотр видеофрагмента, СЛАЙД 13 !!!

Теперь давайте, опираясь на видеофрагмент, также пользуясь с текстом учебника на стр. 168 заполним нашу таблицу.

Кто относятся к Зайцеобразным? Запишите представителей в таблицу!

 А сейчас я предлагаю 1 ряду найти ответ на вопрос «Где обитают Зайцеобразные?»

                        2 ряд- Чем питаются зайцеобразные?

                        3 ряд- Опишите строение челюсти

На это вам дается 2 минуты, приступаем!

Давайте проверим 1 ряд ваш ответ. Кто ответит? Давайте вы!

Ответы детей: распространены везде, кроме Антарктиды и Австралии. В настоящее время на материке Австралия обитают одичавшие кролики, завезенных туда человеком, где превратились во вредителей, так как не имеют там естественных врагов.

Кролики в Австралии массово выедали растения, которые питались представители местной фауны, вследствие чего многие представители местного животного мира исчезли. Если бы только это, так нет!

Они также массово, поедая молодые побеги деревьев, эти ушастые вредители вызвали исчезновение австралийских лесов, поскольку после отмирания взрослых деревьев на их месте остаются только пустые, поросшие травой пространства. Что мы запишем в таблицу? Хорошо!

 2 ряд ваш ответ: растительная пища в виде коры, молодых побегов, травы, ягод, овощей и фруктов.

3-ий ряд ваш ответ: Важный момент!!! Отличительная особенность- это наличие на верхней челюсти 2 пары резцов, при этом передняя развита лучше, чем задняя.

СЛАЙД 15 !!!

Теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу, так почему же отделили Зайцеобразных от отряда Грызуны?

Ответы детей: потому что у них разное строение челюсти, а именно на верхней челюсти две пары резцов, расположенные в два ряда. Первые, внешние резцы наиболее крупные, к ним вплотную прилегают малые.

Также они едят исключительно твердую растительную пищу.

Замечательно, мы убедились в том, почему Зайцеобразные отделили от отряда Грызуны!

А каково их значение в природе и жизни человека? Давайте подумаем!

Свои ответы вписываем в схему на обратной стороне опорных листах.На это вам дается 2 минуты, время пошло!

Сделали? Какова же их роль в природе? А в жизни человека?

Молодцы, давайте сверимся со схемой на экране, все ли значения мы перечислили?  Если какое-то значение отсутствует запишите пожалуста!!!

СЛАЙД 17

Обратите внимание, почему значения так разделены по цвету?

Совершенно верно!!! Красными- отрицательные, зелеными- положительные.

Прочитай пожалуста значения красным цветом? Вы давайте прочитайте значения зеленым цветом!

Из всего этого к какому выводу мы можем прийти? Правильно, что значение грызунов и зайцеобразных в природе и в жизни человека огромно! Хорошо!        

V. Первичное закрепление:

Сейчас закрепим то, что мы узнали сегодня, для этого 1 ряд – определите к какому отряду относится скелет и поясните свой ответ.

 2 ряд- определите к какому отряду относится данный череп и также обоснуйте свой ответ

3 ряд- перед вами текст с утверждениями, найдите в нем ошибки и исправьте их!

Вы можете подойти и посмотреть, помочь друг другу. Вам дается 2 минуты на выполнение, приступаем!!!

VII. Рефлексия:

Отлично!!! Теперь посмотрите на экран, перед вами лестница успеха, вам  предстоит подумать и каждый делает выбор сам какая ступенька лучше отражает вашу деятельность на уроке, что больше подходит вам.

Выбрали, хорошо, кто выбрал 1-ую ступеньку- открываем дневники и пишем домашнее задание – прочитать и пересказать параграф 32

2 ступенька- Составить 5 заданий теста с ответами по изученной теме

3 ступенька- Написать какие виды грызунов и зайцеобразных занесены в Красную Книгу Тувы, и составьте текст научного стиля об одном из них

VIII. Информация о домашнем задании. 

Читать параграф 32, вопрос 3, устные сообщения о Грызунах и Зайцеобразных

“Значение Грызунов и Зайцеобразных в биоценозах и жизни человека”

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633827/img2.jpg

“Многообразие Отряда Грызуны”

Экспертиза текста

1. Грызуны самый малочисленный отряд из класса Млекопитающих. 2. В его состав входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. 3. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. 4. У зайцеобразных резцов и коренные зубы имеют ограниченный рост


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф: « Накопление знаний подобно росту дерева… » Винсон Браун

Слайд 2

Крупный грызун СУСЛИК

Слайд 3

ЗАЯЦ Передвигающийся прыжками

Слайд 4

Класс: Млекопитающие Тип: Хордовые Царство: Животные Отряд: Зайцеобразные Грызуны Пищухо -вые Мышиные Бобровые Заячьи Беличьи Всего 40 семейств

Слайд 5

Отряд Млекопитающих: Грызуны и Зайцеобразные

Слайд 7

Строение челюсти грызунов

Слайд 8

Физминутка Потрудились- отдохнем. Встанем, глубоко, вздохнем. Руки в стороны, вперед . Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком. Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело. Знаем, знаем - да, да, да, нам простуда не страшна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение челюсти зайцеобразных

Слайд 2

Значение Грызунов и Зайцеобразных в природе и в жизни человека Значение Грызунов и Зайцеобраз-ных

Слайд 3

Значение Грызунов и Зайцеобразных в природе и в жизни человека Ч асть цепей питания Ценный мех О бъект лаборатор-ных исследова-ний И стребляют запасы зерна и овощей О бъекты охоты П ереносчики опасных заболеваний Разносят плоды и семена О граничивают рост растений Значение Грызунов и Зайцеобраз-ных

Слайд 4

Эпиграф « Накопление знаний подобно росту дерева…» Винсон Браун

Слайд 5

Ответы теста: 1- А 2- Б 3- Б 4- Б 5- Б 5 баллов- оценка «5» 4 баллов- оценка «4» Менее 3-х баллов – оценка «3»

Слайд 6

Еще мне нужно изучить. Знаю, хочу еще больше узнать. Знаю, могу помочь другим. Прочитать и пересказать параграф 32 Составить 5 заданий теста с ответами по изученной теме Выписать виды грызунов и зайцеобразных, занесенных в Красную книгу Тувы и составить текст научного стиля об одном из них. 1 . 2. 3.

Слайд 7

Памятник лабораторной мыши, вяжущей нить ДНК, открылся в центре Академгородка в сквере около Института цитологии и генетики СО РАН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Разработка и технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"

Разработка содержит:1. Структура, этапы урока2. Технологическая карта урока с указанием деятельности учителя, учащихся и формируемых УУД3. Интерактивная игра (презентация) Материалы разработаны в...

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".

Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....

Разработка и технологическая карта урока

Данное занятие рассматривается в разделе курса «Тригонометрические функции числового аргумента», параграфе «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» и является уроком...