Технологическая карта урока биологии на тему: "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Кобзева Ольга Николаевна

Технологическая карта урока биологии на тему: "Вирусы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема «Неклеточные формы жизни.Вирусы»

  1. КЛАСС)

Технологическая карта урока биологии

Тема урока:«Неклеточные формы жизни. Вирусы»

Цель: формирование естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления на основе осмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

Ученик должен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

Метапредметные:

Познавательные:

Общеучебные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с источниками информации

Логические: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

Личностные:

Формирование познавательных интересов; воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью; формирование естественнонаучного мировоззрения.

Формирование личностного отношения к изучению материала.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: проблемно - поисковый

Основные понятия, изучаемые на уроке: Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Вироид.

Средства обучения (обеспечение урока): таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты, презентация «Неклеточные формы жизни: вирусы», раздаточный материал: тесты

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Учащиеся организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:формирование способности к организации своей деятельности

Актуализация знаний

Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы (Приложение 1)

Поиск грамотных ответов; развитие умения оценки своих сверстников и самооценки; коррекция ответов.

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.

Постановка цели и задач урока.

Мотивацияучебной деятельности учащихся.

Организует подводящий диалог, создаёт проблемную ситуацию

Давайте подумаем:
– Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение? 
(Нет. Вирусы.  Бактериофаги)
– Тогда правильно ли говорить, что все живые организмы имеют клеточное строение?
(Нет)

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить? 

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? 

Учащиеся высказывают своё мнение,  формулируют с помощью учителя тему урока

 А также формулируют проблемный вопрос и цель урока:

Проблемный вопрос:

почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Цель: знать виды, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Первичное усвоение новых знаний

Организует дискуссию между учащимися

Давайте узнаем, когда и как были обнаружены вирусы – для этого мы внимательно выслушаем вашего одноклассника и посмотрим презентацию, которую он подготовил

Что вы знаете о строении вирусовУчитель организует самостоятельную работу с учебником

Давайте проверим, правильно ли вы определили строение вирусной частицы. Для этого откроем учебник на стр. 78 и сравним ваши ответы с информацией из учебника.

Все ли вирусы имеют одинаковое строение? Какие виды вирусов можно выделить?

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот ДНК или РНК. Эти кислоты несут наследственную информацию. Следовательно вирусы обладают наследственностью и изменчивостью.
ДНК  или РНК окружены белковой оболочкой капсидом, которая защищает наследственный аппарат от ферментов и воздействия УФ излучения. Такое строение вирус имеет в свободном состоянии, то есть вне клетки. И эта форма называется 
вирион 

Почему такое простое строение у вирусов, с чем это связано? 

А сейчас я Вам предлагаю посмотреть видеоролик «Размножение вирусов»

Ребята, сидящие на первом варианте, расскажите, что вы узнали из видеоролика

Организует работу в парах

Анализ схемы «Размножение вирусов» - стр.80, рис.39

Выступление ученика с использованием слайдов на тему: «История открытия вирусов» (Приложение 2). Остальные учащиеся слушают доклад, смотрят презентацию, делятся впечатлениями,

вступают в дискуссию

Обучающиеся работают с текстом учебника;

Сравнивают строение разных типов вирусов;

Формулируют определение «вирион», «капсид»;

Учащиеся просматривают видеоролик, анализируют видеосюжет

Работают со схемой учебника

Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений; умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Проводит тестовую работу с последующей самопроверкой тестовых заданий учащимися

Для того, чтобы проверить насколько внимательны вы были на уроке, я предлагаю вам пройти небольшое тестирование (Приложение 3)

А теперь обменяйтесь с соседом по парте своими работами и оцените друг друга

Выполнение тестового задания

Взаимопроверка тестовых работ, проверка по образцу, оценка работы

Познавательные: умение структурировать знания, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка

Коммуникативные:работа в паре.

Рефлексия

Организует рефлексию Можем ли  мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний?

Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный проблемный вопрос?

Как информация, которую вы получили сегодня на уроке, может пригодиться вам в жизни?

Я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке

Выставление оценок

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений, самооценка своей работы

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание

  1. Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
  2. Выбрать одно из заданий:

А) написать памятки учащимся о профилактике одного из  вирусных заболеваний.

Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы,  тоже назвали вирусом?

Записывают домашнее задание

Регулятивные: организация планирования и прогнозирования.

Приложение 1

Вопросы для блиц-беседы: «Прокариоты.Эукариоты.Клеточная теория»

  1. В клетках у каких организмов есть ядро? (эукариотических)
  2. Как называются организмы не имеющие в клетках ядра? (прокариоты)
  3. Приведите примеры прокариот (бактерии и сине-зеленые водоросли или цианеи)
  4. Приведите примеры эукариот (животные, растения, грибы)
  5. Какой органоид состоит из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная - гладкая, а от внутренняя складчатая с гранами (хлоропласты)
  6. Функция этого органоида – переваривание и обезвреживание чужеродных веществ (лизосома)
  7. Какая теория утверждает – «все живые организмы состоят из клеток»?
  8. Создатели клеточной теории? (Шванн и Шлейден)
  9. «Каждая клетка — от клетки» - это положение клеточной теории было сформулировано..? (Рудольфом Вирховым)

Приложение 2.Выступление учащегося «История открытия вирусов»

1887 г. Студент Петербургского университета Д. Ивановский  занялся выявлением причин болезни табака. Табачная плантация. Листья, почему-то покрываются пятнами, желтеют, скручиваются и сохнут. Видимо, не только люди и животные болеют, но и растения способны болеть. Какие-нибудь бактерии, палочки. До боли в глазах всматривался он в препараты – никаких возбудителей, никаких микроорганизмов. Не дает результатов окрашивание, не растет возбудитель на самых изысканных питательных средах, хотя сок исправно  заражает новые порции растений. Ивановский решает пропустить сок из больного растения через пористые фарфоровые фильтры. Они задерживают любые бактерии, и фильтрат должен быть стерильным.  Но капля абсолютно прозрачной жидкости также заражала новые растения. Ивановский высказывает мысль: – Значит, возбудитель мозаичной болезни меньше любой известной бактерии! Фильтрующийся яд – и заглянув в латынь произносит – ВИРУС!
Слово вирус и обозначает – яд. Так родился этот термин. Студент Ивановский стал в дальнейшем профессором, а темой его докторской диссертации была « Мозаичная болезнь табака». С конца 19 века и ведет свой отсчет наука – ВИРУСОЛОГИЯ.
Но термин не сразу вошел в науку, только через 7 лет, другой известный микробиолог М. Бейеринг,  ввел этот термин «ВИРУС» в научный обиход. А вирус табачной мозаики (сокращенно ВТМ) – сейчас один из самых изученных.– Теперь вирусы  (их описано более 500 видов) объединяют в отдельное царство « VIRA».

Приложение 3. Тест на тему: «Неклеточные формы жизни. Вирусы».

1.Вирусы открыл:

а)Виноградский;          

б)Павлов;      

в) Ивановский;        

г)Вернадский.

2.Клеточного строения не имеют:
а) сине-зеленые водоросли (цианеи)
б) бактерии
в) дрожжи
г) вирионы

3.Вирусы размножаются:
а) только в клетке хозяина;

б) самостоятельно;

в) варианты а и б;

г) не способны к размножению

4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

а) вирусы;

б) бактерии;

в) лишайники;

г) грибы

5.Вирусные частицы называются:

а) вибрионы;

б) вирионы;

в) эмбрионы;

г) гаметы.

6.Капсид – это:
а) цитоплазма вируса;

б) ДНК вируса;

в) оболочка вируса;

г) ферменты вируса.

7.Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы:
а) в природе являются продуцентами;
б) не имеют собственного метаболизма;
в) являются одними из важных патогенов человека и животных;
г) в природе играют роль консументов.

8.Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?

а) оспа;

б) туберкулез;

в) дизентерия;

г) холера.

9.Вирусы, проникая в клетку хозяина:
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности; 
в) воспроизводят свой генетический материал; 
г) поселяются в митохондриях.

10.Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
а) антигены;

б) антибиотики;

в) вакцины;

г) интерфероны.

Критерии оценивания:

9-10 правильных ответов – оценка 5

7-8 правильных ответов – оценка 4

5-6 правильных ответов – оценка 3

Менее 5 правильных ответов – оценка 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии по теме "Вирусы"

презентация по теме "Вирусы"  10 класс по учебнику и программеВ.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова......

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии по теме "Вирусы" 5 класс

Конспект урока с использованием заданий  для формирования ЕНГ...