Конспект урока биологии
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Конспект урока биологии по теме " Значение грызунов в природе и жизни человека" разработан для обучающихся с особыми возможностями здоровья (с умственной отсталостью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_gryzunov_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx192.62 КБ

Предварительный просмотр:

Значение грызунов в природе и жизни человека.

Цель: Расширить знания о многообразии  грызунов.

Задачи: Образовательная: показать  значение грызунов в природе, жизни и  хозяйственной деятельности человека.

         Коррекционная: продолжить обучение умению наблюдать, делать выводы об относительной приспособленности живых организмов к среде обитания;

              продолжить формирование умение работать с учебником: умение находить в тексте сведения для ответов на вопросы.

Воспитательная:  воспитывать чувство любви к диким животным.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Настрой на урок.

 - Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
- Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
- Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

II.Активизация знаний, умений, навыков.

-Что мы изучали на прошлом уроке ?

 -Каких животных относят к млекопитающим?

- Отгадайте загадки.

1)  Бежит, летит игриво, за дерево цепляется. (белка)

2)  Без рук, без топора деревья валит. (бобр)

3)  Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)

- Почему  мышей, белок и бобров называют растительноядные млекопитающие?

 -Где в природе можно встретить грызунов?

 -Чем питаются грызуны?

 - Какие зубы имеются у грызунов?  

 - В связи с чем у грызунов развит длинный кишечник?

 - Чем отличаются новорожденные детеныши мыши и белки от новорожденных детенышей бобра?

Индивидуальная работа с карточками.

1. Назовите животных.

https://urok.1sept.ru/articles/661222/img1.jpg               https://urok.1sept.ru/articles/661222/img2.jpg            https://urok.1sept.ru/articles/661222/img3.jpg

2.Подпишит названия зубов  грызунов (бобра).

https://otvet.imgsmail.ru/download/f21a773cdc6b08db1a8ffc952489c341_i-1856.jpg

3. Дополни текст об особенностях зубов грызунов.

        Передние зубы у грызунов не  имеют  __________________________. Поэтому они постоянно  ____________________________, а  при поедании твердой пищи постоянно __________________________________________ .

Откусанную пищу грызуны пережевывают _____________________________ зубами.  Между ________________________ и __________________________ зубами у грызунов имеются _______________________________.

Слова для справок: корни, растут, затачиваются, коренные зубы, резцы, промежутки.

III. Сообщение темы урока.  Изучение нового.

- Зимой на полях и лугах, покрытых толстым слоем снега, можно увидеть лисиц. Они то спокойно сидят на снегу, то вдруг подпрыгивают, ныряют головой в снег, и - добыча в их зубах. О таких лисицах говорят, что они мышкуют. Мыши и полевки – основная пища лисиц зимой. Чем больше мышей и полевок, тем сытнее живется лисицам. Мышами и полевками питаются и другие животные (ласка, соболь, еж, сова). Наряду с этим мыши на полях уничтожают много всходов хлебных злаков и зерна. Поселившись осенью в стогах, они превращают сено и солому в труху, не пригодную ни для кормления скота, ни для подстилки.
- Какой  вред наносят полевые мыши,  мы узнаем из учебника стр. 149 2 абзац ( 3 человека читают по очереди по 1 абзацу).

- Назовите грызунов – вредителей сельскохозяйственных  угодий.

 (мыши, полевки, суслики). Было подсчитано, что один суслик съедает за лето до 4-х кг зерна.

Каково значение грызунов в жизни других животных, например лисиц?

- Возбудителей  каких  опасных заболеваний переносят грызуны?

Число инфекций, передаваемых грызунами человеку, велико. К ним относятся чума, брюшной тиф,  лихорадка, бешенство,  холера, дизентерия, туберкулез, ботулизм  и многие другие.

Физкультминутка под  песню В. Высоцкого «Утренняя гимнастика»

Среди грызунов имеются ценные пушные животные, например белки бобры, ондатры.

Чтение  текста  на стр.150 2-3 абзац.

- Что делается в нашей стране для того, чтобы пушных грызунов было больше?

IV. Закрепление изученного материала.

1. Определите, какое из животных лишнее. Объясните почему.

Бобр, заяц, белка.

Кролик, заяц, бобр.

2. Работа с карточками.

Дополни предложения о значении грызунов в природе и жизни человека.

        Мыши и полевки – основная _____________________ лисиц зимой. Ими же питаются _____________ ,__________________ ,________ ,________.  

На полях мыши и полевки уничтожают много__________________________ __________________________________________________________________.                               Большой  вред  от мышей, и особенно от крыс, в домах и на  __________________________________ складах или базах.

В чернозёмных областях большой вред сельскому хозяйству наносят ___________________.  Живут они большими _______________________.     К ценным пушным грызунам относятся ______________,  _______________ и ________________________.

Слова для справок: пища, ласка, соболь, еж, сова, всходы хлебных злаков, зерно, продовольственные, суслики, колония, белка, бобр, ондатра.

V. Рефлексия.

  https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/18/s_5a37eda0a4b68/img27.jpg

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.  

Стр. 149 – 151 ? 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...