Методическая разработка урока по биологии 6 класс "Фотосинтез"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Волкова Наталия Олеговна

Методическая разработка подробно отражает тему урока, к ней прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_fotosintez_6_klass_2.docx23.55 КБ
Файл fotosintez.pptx891.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Фотосинтез».

Подготовила  учитель Волкова Н. О.

Курс «Биология» 6 класс

Цель урока: Создать условия для формирования знаний о важнейшем свойстве зеленых растений – способности к фотосинтезу.

Формирование УУД:

Личностные:

  1. Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
  2. Формирование понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований.
  3. Формирование представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил.
  4. Формирование понимания значимости фотосинтеза для сохранения жизни на земле.

Регулятивные:

Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Познавательные:

  1. Работать с различными источниками информации при подготовке сообщений.
  2. Осуществлять закладку и проведение опытов и наблюдения.

Коммуникативные:

  1. Воспринимать информацию на слух.
  2. Высказывать свою точку зрения.
  3. Выступать перед аудиторией.

Предметные:

  1. Научиться давать определение понятию Фотосинтез.
  2. Понимать где и при каком условии протекает процесс.
  3. Различать два способа питания растений.
  4. Раскрывать историю открытия процесса.
  5. Объяснять значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:

  1. Компьютер с мультимедийной презентацией.
  2. Учебник.
  3. Листья растений, выдержанные в темноте; спирт, стакан с водой, йод.

Методические приёмы:

  1. Самостоятельная работа с учебником.
  2. Опережающее задание.
  3. Подготовка опыта в домашних условиях и его дальнейшая демонстрация на уроке (принцип наглядности).
  4. Дифференцированный подход.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)
  2. Изучение нового материала (35 мин.), в т.ч. демонстрация опыта(5-7мин.)
  3. Закрепление пройденного материала (5 мин.)
  4. Домашнее задание (2 мин.)

 

Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с одним из важнейших процессов, происходящим на нашей планете, благодаря которому существует всё живое на Земле. Этот процесс протекает в зелёных частях растения, в основном, конечно, в листьях.

Для начала вспомните, какие вещества входят в состав растения?

Ученик: в состав растения входят неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы) вещества.

Учитель: Откуда растение получает неорганические вещества?

Ученик: из почвы.

Учитель: а органические вещества, в частности, такой углевод, как крахмал, растение создаёт само для себя в процессе особого типа питания – фотосинтеза. Запишите, пожалуйста, тему урока «Фотосинтез». (слайд 1)

Затем учитель даёт учащимся задание по учебнику на стр. 149: от каких греч. слов произошло название процесса?

При проверке задания учитель включает слайд2

Учащиеся делают необходимые записи в тетрадях.

Учитель: таким образом, уже по названию становится ясно, что фотосинтез протекает на свету и что в результате его происходит создание сложного вещества из простых веществ. Перед тем, как подробно познакомиться с процессом, поговорим об истории его открытия.

Далее следует сообщение учащегося приблизительно следующего содержания:

Ученик: фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие учёные. В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой (слайд 3).

Голландский учёный Ян Ингенхауз в 1779 году показал, что непременным условием удачного опыта является наличие солнечного света. Правильное представление о фотосинтезе как о процессе усвоения углекислого газа дали швейцарцы Ж. Сенебье(1782г.) и Н.Т. Соссюр(1804г.) Во второй половине 19 века особенно большой вклад в изучение фотосинтеза внёс русский учёный К.А. Тимирязев. Интересно одно из его высказываний о процессе (ученик зачитывает содержание слайда 4).

Учитель: теперь давайте на опыте продемонстрируем, что в листьях растения на свету действительно образуется крахмал.

Один из учеников дома заранее поместил растение герани на трое суток в тёмный шкаф для оттока питательных веществ из листьев, вырезал из тёмной бумаги слово «свет», вынул растение из шкафа и прикрепил к одному из листьев эту бумагу. Затем поставил растение на солнечный свет на 8 часов, срезал лист и принёс на урок.

Далее учителем демонстрируется опыт: снимаем бумагу, опускаем лист в кипящую воду, затем в горячий спирт. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой, расправим на тарелке и обольём раствором йода.

На обесцвеченном листе появятся синие буквы. Остальная часть листа, на которую падал свет, тоже окрасится в синий цвет. Известно, крахмал синеет в присутствии йода.

Учитель: Какой вывод можно сделать из проделанного опыта?

Ученик: В листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

Затем учащимся предлагается самостоятельно с помощью учебника ознакомиться ещё с двумя опытами: 1. Показывающий необходимость углекислого газа для образования крахмала, 2. Доказывающий выделение зелёным растением кислорода на свету.

После этого демонстрируются слайды 5 и 6, с помощью которых учащиеся кратко рассказывают содержание опытов и делают выводы.

Учитель: после того, как вы наглядно увидели, что же происходит в листьях растения на свету, давайте попробуем вместе сформулировать определение фотосинтеза. Для этого я предлагаю вам ознакомиться со схемой на слайде 7, перенести её в тетрадь, а затем ответить на несколько вопросов.

-Из чего?

-Где?

-При каком условии?

-Какое вещество образуется?

-Какой газ выделяется?

Учащиеся записывают в тетрадь эти вопросы со слайда 8.

После того, как они ответят на них устно, учитель включает слайд 9 и учащиеся записывают определение фотосинтеза.

Учитель: поскольку фотосинтез – это химический процесс, то мы можем представить его в виде уравнения. Запишите его со слайда 10.

Одновременно учитель рассказывает  о превращении крахмала в сахар на примере растения картофеля.

После этого необходимо ещё раз остановиться на двух способах питания растения: почвенном (минеральном) и воздушном (фотосинтезе) и попросить учащихся объяснить эти названия, после чего записать содержание слайда 11

Подходя к вопросу о значении фотосинтеза в природе и жизни человека, один из учащихся читает стихотворение:

Фотосинтез идёт

На свету круглый год

И он людям даёт Пищу и Кислород.

Очень важный процесс-

Фотосинтез, друзья,

Без него на Земле

Обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб,

Уголь, сено, дрова-

Фотосинтез всему

Этому голова.

Воздух чист будет, свеж,

Как легко им дышать!

И озоновый слой

Будет нас защищать.

При обсуждении этого стихотворения, необходимо сделать вывод, что человек получает в результате фотосинтеза не только кислород для дыхания, но и растительную пищу.

Ежегодно растения выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

Загрязнённость воздуха пылью и газами замедляет процесс фотосинтеза. Поэтому при озеленении городов широко используются растения, устойчивые к загрязнению: тополь, жёлтая акация, черёмуха, спирея.

Закрепление изученного:

Учащимся предлагается тест на 2 варианта разного уровня сложности.

I вариант(для «слабых» учащихся):

  1. Фотосинтез происходит только на свету.
  2. В результате фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород.
  3. Крахмал – это растворимое органическое вещество, образующееся при фотосинтезе.

  1. Углекислый газ – это необходимое условие для протекания фотосинтеза.
  2. Фотосинтез – это воздушный тип питания растения.

IIвариант(для «сильных» учащихся):

  1. Фотосинтез происходит круглосуточно.
  2. Углекислый газ поступает в лист через устьица.
  3. Фотосинтез происходит в хлоропластах столбчатой ткани листа.
  4. Фотосинтез может происходить в корне растения.
  5. Одним из простых веществ, необходимых для образования крахмала, является хлорофилл.

Домашнее задание(слайд12): §34. Вопросы в тетради: 1.Значение фотосинтеза для самих растений. 2. Откуда  появляется кислород зимой, когда растения лишены листьев? (для сильных учеников).3. Может ли фотосинтез происходить в корне растения?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотосинтез

Слайд 2

Процесс был назван фотосинтезом от двух греческих слов : « фотос » - свет «синтез» - соединение

Слайд 3

Опыты Джозефа Пристли

Слайд 4

" Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений". К.А. Тимирязев

Слайд 5

Необходимость углекислого газа для образования крахмала

Слайд 6

Выделение зелёным растением кислорода на свету

Слайд 8

Из чего? Где? При каком условии? Какое вещество образуется? Какой газ выделяется?

Слайд 9

Фотосинтез – это процесс, в ходе которого из углекислого газа и воды в хлоропластах листа на свету образуется крахмал, и при этом выделяется кислород.

Слайд 10

Уравнение фотосинтеза Углекислый газ + вода Крахмал сахар + кислород Свет и хлорофилл

Слайд 11

Типы питания растений Почвенный (минеральный) Воздушный (фотосинтез)

Слайд 12

Домашнее задание § 34. Вопросы в тетради: Значение фотосинтеза для самих растений. Может ли фотосинтез происходить в корне растения? Откуда появляется кислород зимой, когда растения лишены листьев? (для сильных учеников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Методическая разработка урока по биологии "Белки"

Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу,  структура, физические и химические свойства белков; закрепление....

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...