«Экскурсия, как эффективная форма работы в дополнительном образовании»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Полуяхтова Ирина Борисовна
Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, сто экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества.

МАСТЕР – КЛАСС

«Экскурсия, как эффективная форма работы в  дополнительном образовании»

Полуяхтова Ирина Борисовна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО Веселовский ЦТ.

п. Веселый

2019 г.

Экологические экскурсии.

      Цель: Создать условия для познавательной, творческой деятельности педагогов, мотивации мыслительной активности и раскрытия интеллектуального потенциала.

     Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, сто экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.

      Н. В. Пакулова дает такое понятие: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

        В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях».

     Экскурсии  бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

       На вводных экскурсиях учащиеся получают общие представления об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».

    Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной».

        Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материла. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия на тему «Формы земной поверхности».

       Мы  знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой.

На экскурсии используется основной метод ознакомления  с природой – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие.

      Наблюдение формируется на протяжении всей жизни человека и включает в себя полноту восприятия частей, свойств; тонкость анализа, планомерность, интерпретацию, осмысление воспринятого в свете прежнего опыта. Смотреть на предмет или явление и наблюдать его – вещи разные. Анализируя объект наблюдения: раскладывая его мысленно на составные элементы, человек вычленяет в нем наиболее существенные части. Тот, кто умеет вычленить самое существенное, специфическое в наблюдаемом объекте, считается наблюдательным человеком.

     В процессе наблюдения формируется важное личностное качество, как наблюдательность. Основа наблюдения – выявление специфических черт облика и повадок пернатых, насекомых. Наблюдательность – черта, которая формируется тем полнее, чем больше наблюдатель практикуется. На экскурсии можно рассматривать и проблемно-поисковые ситуации. Проблемные ситуации составляют органическую часть процесса познания и находятся в неразрывном взаимодействии с наблюдением, практической деятельностью и объяснением.

При  проведении  экскурсии надо знать:

- инструктаж о том, как нужно себя вести во время экскурсии, следует проводить заранее, в кабинете;

 -  содержание должно иметь интересный материал;

 - полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы могут использоваться при проведении практических работ;

- исследования на экскурсиях помогут ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности;

      - результаты самостоятельных поисков знаний могут быть отражены в разных видах деятельности.

    Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал природы, формировать ценностное отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

   

    При подготовке и проведении экскурсии необходимо учитывать следующие условия:

1. Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма экологического образования;

2. Необходимо заранее определить проблематику экскурсии, предварительно изучить местность, определить маршрут;

3. Придерживаться тематики экскурсии;

4. Рассказывайте только о том, что можно показать;

5. Рекомендуется избегать длительных объяснений;

6. Ребята должны быть привлечены к активной деятельности, а не оставаться пассивными слушателями;

7. Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями;

8. Сконцентрируйте внимание экскурсантов на нужном природном объекте;

9. Вовремя необходимо замечать утомление ребят, нужно уметь закончить экскурсию;

10. Итоги экскурсии необходимо закрепить.

      Одной из важнейших заповедей поведения человека в природе: «Не шуметь!». Шум для природных обитателей – мощный фактор беспокойства, в ряде случаев даже угрожающий их жизни и существованию. Кроме того, шум мешает смотреть, слушать: звери разбегутся, птицы разлетятся, насекомые притаятся и замолкнут [С.Н. Николаева].

      Следующая заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Что это означает? Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта – гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.

     Третья заповедь – это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно  находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, мы узнаем ее язык, живой и образный. Из-за отсутствия наблюдательности многие не могут предсказать последствий своего поведения, своего вмешательства в жизнь растений и животных и этим наносят большой вред природным обитателям.

    Надо научиться «ведать природу, а ведать природу – это значит сознательно воспринимать впечатления от предметов и явлений окружающей природы, или, другими словами, уметь видеть, слышать понимать природу…мир растений, мир животных, мир неорганический – во всей гармонической совокупности – с облаками и звездами включительно», - считал Д. Н. Кайгородов.

      Успех проведения экскурсий во многом определяется экскурсоводом, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них целостный образ природы (экологическая картина мира) обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами.

Экскурсия «Как прекрасен этот мир»

    Изучив материалы, интернет ресурсы, была  разработана экологическая экскурсия.  Я составила план  подготовки экскурсии:

вид  экскурсия; время проведения экскурсии; маршрут экскурсии;  тема экскурсии; цель и задачи экскурсии; методический материал;  практическая работа; завтрак на природе; конкурсы; фоторепортаж; ход мероприятия; выводы.

Вид экскурсии – выездная.

Время проведения экскурсии  с 10.00-12.00.

Маршрут экскурсии - ФГБУ Ростовское Государственное опытное охотничье хозяйство «Маныческий производственный опытный охотничий участок». Веселовское водохранилище.

Экологическая экскурсия – «Как прекрасен этот мир».  

Тема - «Современная ихтиофауна Веселовского водохранилища»

    Цель экскурсии: Создать условия для познавательной, творческой деятельности педагогов, мотивации мыслительной активности и раскрытия интеллектуального потенциала. Познакомить педагогов с историей Веселовского водохранилища;

 

Подготовка к  экскурсии.  Чтобы провести экскурсию мной был собран и изучен материал: история  Веселовского  водохранилища, видовой состав рыб, значение и функции водохранилища.

Запланирован завтрак  на природе с 11.00-11.30

Составлены экологические  конкурсы и викторины.

Всю экскурсию можно вести фоторепортаж, наблюдая за животными.

Выводы.

Ход мероприятия:

  1. Введение. Проведение инструктажа.
  2. Экскурсия «Современная ихтиофауна Веселовского водохранилища».
  3. Экологические конкурсы.
  4. Фото – репортаж.  
  5. Выводы.

     

   Знакомство с природой вызывает у нас радость, видя и понимая свое единство с природой, мы переживаем заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств. В. А. Сухомлинский говорил: «…что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо им показать мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе».

     Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания. Мы видим объекты природы в естественной среде, наблюдаем экологические взаимосвязи. Это позволяет сформировать у нас представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

«Итоговая и промежуточная аттестация воспитанников -эффективная форма отслеживания качества образования.»

Оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в дополнительном образовании....

Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

«Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В центре «Гармония» определены пут...

Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями

Одним из важных направлений  работы  классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок,  где и   формируется его личность, характер и мо...

Мастер-класс «Эффективные формы работы на занятиях в дополнительном образовании»

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного об...