Контрольно-измерительные материалы по Биологии
учебно-методический материал по биологии (6, 7 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО БИОЛОГИИ (6 КЛАСС)

Спецификация КИМ по биологии

для проведения входной контрольной работы, 6 класс

Часть 1

  1. Изучение природы

Формирование умений и навыков

Уровень сложности

Количество балов

А1

1.1Науки о природе

Знать естественные науки, методы изучения природы  

Б

1

А2

1.2 Методы изучения природы

Знать естественные науки, методы изучения природы

Б

1

А3

1.3 Великие естествоиспытатели

Знать великих естествоиспытателей

Б

1

 II   Жизнь на Земле

А4

А5

2.1 Как развивалась жизнь на Земле

Знать, как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

Б

Б

1

1

А6 А7

2.2 Живые клетки

Знать строение живой клетки

Б

Б

1

1

А8 А9 А10

2.3 Разнообразие живого

Знать царства живой природы;

  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  •  многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации;

Б

Б

Б

1

1

1

А 11

2.4 Природные зоны Земли

Уметь сравнивать природные объекты.

Знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли

Б

1

 А 12

2.5 Жизнь на разных материках

Уметь сравнивать природные объекты;

Знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли

П

3

 А 13

2.6 Жизнь в морях и океанах

Знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли природные сообщества морей и океанов.

П

3

     III  Человек на Земле

А-14

3.1 История появления человека на Земле

Знать, как человек появился на Земле.

П

3

Часть 2

В -1

Экологические проблемы

Знать изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

важнейшие экологические проблемы

П

3

В -2

Как человек открыл Землю

Знать, как люди открывали новые земли;

Уметь сравнивать, анализировать

Б

1

В -3

Природные зоны Земли

Уметь систематизировать географические объекты

Б

1

Входная контрольная работа   по биологии, 6 класса

1 вариант

А1. Наука, изучающая живую природу называется:

А)экология           б) биология     в) география         г) астрономия

А2. Какой метод изучения природы предполагает использование измерительных приборов:

А) эксперимент           б) измерение

В) наблюдение                  г) описание

А3.  Ученый, создавший систему классификаций растений и животных:

А) К. Линней                         б) Чарльз Дарвин

В) В. Вернадский                 г)  Р. Броун

А 4.  Динозавры – это древние:

А) млекопитающие    В) земноводные

Б) птицы                    Г) пресмыкающиеся

А 5.   Какие организмы появились первыми и где?

А) одноклеточные на суше               Б) многоклеточные в воде;

В) одноклеточные в воде.                Г) одноклеточные и в воде, и на  суше

А 6. Полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки:

А) оболочка;                                          В) хлоропласты;

Б) цитоплазма;                                      Г) ядро.

А 7. Какой органоид, отвечает  за образование питательных веществ:

А) митохондрии                                   Б) ядро

В) хлоропласты                                    В) хлоропласты

А 8. К одноклеточным организмам относятся:

А) только бактерии;                         В) бактерии и простейшие.                                        

Б) только простейшие;                   Г) водоросли и простейшие;

А 9.  Какие животные не имеют позвоночника?

А) млекопитающие    Д) земноводные

Б) черви                         Е) пресмыкающиеся

А 10.  У каких животных позвоночник есть?

А) иглокожие                в) земноводные

Б) черви                       г) паукообразные

А 11. Самое богатое видами природное сообщество:

А) тундра;                                                          В) тропический лес.

Б) смешанные леса;                                        г) тайга

А 12. Какие растения и животные обитают в Австралии?

А) кенгуру                           Б) баобаб                            

В) жираф                           Г) утконос

А 13.  Назови организмы, составляющие донное  сообщество

А) кит                   б) актинии

В) дельфин        г) акула

А 14.  Предком современного человека является:

А) неандерталец                      б) кроманьонец

В) человек разумный              г) австралопитеки

Часть 2

В - 1 Выберите три правильных ответа из шести предложенных

 Чтобы остановить опустынивание, нужно:

А) прекратить распашку

Б) сажать леса, сеять травы

В) обеспечить чистоту воздуха

Г) запрет на уничтожение животных

Д) Навести порядок в животноводстве

Е) собирать песок

 Ответ

В - 2 Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов -

Установите соответствие между исследователями и   их открытиями.

Исследователи:                                                               Открытия:

А) Фернан Магеллан                                 1) первое русское кругосветное   путешествие

Б) Васко да Гама                                        2) исследователь Азии

В)  Николай Пржевальский                      3) открыл пролив между Азией и  Америкой  

Г) Афанасий Никитин                               4) автор книги «Хождение за три моря»

Д) Иван Крузенштерн                                5) первый проложил путь в Индию

Е) Витус Беринг                                         6) первое кругосветное путешествие

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

В - 3  Установите порядок расположения природных зон

А) Тайга

Б) смешенные и широколиственные леса

В) влажные экваториальные леса

Г)  лесостепи и степи

Д) Арктические пустыни

Ответ

Входная контрольная работа   по биологии, 6 класса

2 вариант

А 1.  Назови организмы, составляющие донное сообщество

А) кит                   б) актинии

В) дельфин        г) акула

А 2.  У каких животных позвоночник есть?

А) иглокожие                в) земноводные

Б) черви                       г) паукообразные

А3. Наука, изучающая живую природу называется:

А)экология           б) биология

В) география         г) астрономия

А 4. Самое богатое видами природное сообщество:

А) тундра;                                                          В) тропический лес.

Б) смешанные леса;                                        г) тайга

А5. Какой метод изучения природы предполагает использование измерительных приборов:

А) эксперимент           б) измерение

В) наблюдение                  г) описание

А 6. Какой органоид, отвечает  за образование питательных веществ:

А) митохондрии                                   Б) ядро

В) хлоропласты                                    В) хлоропласты

А7  Ученый, создавший систему классификаций растений и животных:

А) К. Линней                         б) Чарльз Дарвин

В) В. Вернадский                 г)  Р. Броун

А 8.  Динозавры – это древние:

А) млекопитающие    В) земноводные

Б) птицы                    Г) пресмыкающиеся

А 9. К одноклеточным организмам относятся:

А) только бактерии;                         В) бактерии и простейшие.                                        

Б) только простейшие;                   Г) водоросли и простейшие;

А 10.  Какие животные не имеют позвоночника?

А) млекопитающие    Д) земноводные

Б) черви                         Е) пресмыкающиеся

А 11. Какие растения и животные обитают в Австралии?

А) кенгуру                           Б) баобаб                            

В) жираф                           Г) утконос

А 12.  Предком современного человека является:

А) неандерталец                      б) кроманьонец

В) человек разумный              г) австралопитеки

А 13.   Какие организмы появились первыми и где?

А) одноклеточные на суше               Б) многоклеточные в воде;

В) одноклеточные в воде.                Г) одноклеточные и в воде, и на  суше

А 14. Полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки:

А) оболочка;                                          В) хлоропласты;

Б) цитоплазма;                                      Г) ядро.

Часть 2

В - 1  Выберите три правильных ответа из шести предложенных

 Чтобы остановить опустынивание, нужно:

А) прекратить распашку

Б) сажать леса, сеять травы

В) обеспечить чистоту воздуха

Г) запрет на уничтожение животных

Д) Навести порядок в животноводстве

Е) собирать песок

 Ответ

В - 2 Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов -

Установите соответствие между исследователями и   их открытиями.

Исследователи:                                                               Открытия:

А) Фернан Магеллан                                 1) первое русское кругосветное   путешествие

Б) Васко да Гама                                        2) исследователь Азии

В)  Николай Пржевальский                      3) открыл пролив между Азией и  Америкой  

Г) Афанасий Никитин                               4) автор книги «Хождение за три моря»

Д) Иван Крузенштерн                                5) первый проложил путь в Индию

Е) Витус Беринг                                         6) первое кругосветное путешествие

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

В - 3  Установите порядок расположения природных зон

А) Тайга

Б) смешенные и широколиственные леса

В) влажные экваториальные леса

Г)  лесостепи и степи

Д) Арктические пустыни

Ответ

Система оценивания

Входной контрольной работы по биологии, 6 класса

Максимальное первичное тестовое количество баллов за работу – 25:

задания А 1- А 14 (100% - 20 баллов),

задания В 1- В 3 (100% - 5 баллов).

 

          Работа позволяет оценить усвоение материала на базовом и повышенном уровнях и определить уровень притязаний обучающихся:

Критерии оценивания

   «5»   80% - 100% (20-25 баллов)

   «4»   60% - 84%   (15-19 баллов)

   «3»   50% - 59%   (10-14 баллов)

   «2»   менее 49%   (менее 9 баллов)

Ответы

Часть 1 (Базовый уровень А 1 – А 11)

А1       б                                                                  

А2        б                                                                    

А3        а                                                            

А4        в                                                            

А5       г                                                              

А6       б                                    

А7       в                                                            

А8        в                                                            

А9         б                                                          

А10       в                                                          

А11       в                                                          

А12       г     (Повышенный уровень)

А13        б   (Повышенный уровень)

 А14        б   (Повышенный уровень)                                           

Часть  2  

В-1 а, б, д     (Повышенный уровень)

В-2 А-6, Б-5, В-2, Г-4,Д-1, Е-3   (Базовый уровень)

В-3 д ,а, б, г, в   (Базовый уровень) 



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Задания по биологии

для самостоятельной работы по теме «Строение цветка», 6 класс

  1. Изучив текст параграфа, рисунок в тексте параграфа.
  2. Дайте определение понятия.

ЦВЕТОК – это______________________________________

3. Зарисуйте и подпишите части цветка, обозначенные на рисунке:

C:\Users\user123\Downloads\img2.jpg

4. Впишите пропущенные слова.

Если цветок имеет только тычинки, то его называют_______________.

Если цветок имеет только пестики, то его называют________________.

Цветки, которые имеют только тычинки или только пестики, называют _____________________________________________________________.

Большинство растений имеют в цветках как ______________________, так и _______________. Это ___________________ цветки.

5. Приведите примеры растений с :

двойным околоцветником_______________________________,

простым околоцветником _______________________________.

6. Ответить письменно на вопросы после параграфа.



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Задания по биологии

для самостоятельной работы по теме «Фотосинтез», 6 класс

№ 1.  Напишите общее уравнение фотосинтеза.

№ 2.  Заполните таблицу «Фотосинтез»

Черты процесса

Фотосинтез

Вид процесса

(питание / дыхание)

Какие вещества нужны для процесса

Какой газ поглощается

Какой газ выделяется

Что происходит с органическими веществами

органические вещества …

(образуются / распадаются)

Световая энергия для протекания реакции

Свет …(нужен / не нужен)

Какие органические вещества образуются

Энергия в процессе

Выделяется / расходуется

При наличии каких органоидов и какого пигмента идёт процесс

Обязательны:  

органоиды – …

пигмент – …

В каких органах

растения происходит

№ 3.  Дайте ответы на вопросы. Устно.

-  Какой продукт образуется при фотосинтезе?

-  Какие химические вещества необходимы для фотосинтеза?

-  Как в лист проникает углекислый газ?  Вода?

-  Какое ещё условие, кроме определённых химических веществ, необходимо для протекания процесса фотосинтеза?

-  Какой побочный газ выделяется при фотосинтезе?  

-  Какие органы растения участвуют в фотосинтезе? Почему эти органы могут осуществлять фотосинтез?

-  Какую роль играет хлорофилл в процессе фотосинтеза?

-  Какими опытами можно подтвердить процесс фотосинтеза?

-  Какое значение имеет фотосинтез в природе?

№ 4.   Выберите из списка и вставьте в текст пропущенные слова.

А) Фотосинтез

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в два этапа. На первом этапе молекулы _______(А) улавливают солнечный свет, а на втором происходит усвоение _______(Б) из воздуха. В результате синтезируется органическое вещество — _______(В).

Список слов:          1) хлорофилл                         2) углекислый газ

3) нуклеиновая кислота                4) кислород               5) белок             6) глюкоза

Б) Питание растений. 

Работа корней обеспечивает поступление в клетки растения воды и неорганических веществ. Поглощённые с помощью _______(А) растворы минеральных веществ транспортируются по восходящему пути ко всем органам. В клетках листа происходит фотосинтез, в результате которого образуется глюкоза. По нисходящему пути транспортируются растворы _______(Б), которые поступают ко всем клеткам растения. Транспорт веществ по нисходящему и восходящему путям обеспечивает ________(В).

Список слов:1) запасающая ткань                   2) проводящая ткань

3) корневой волосок                                   4) органические вещества

5) неорганические вещества                           6) устьица

В) Питание растений.   

Корневые волоски обеспечивают поступление в организм растворов неорганических веществ. Поглощённые корневыми волосками растворы поступают в _______(А) проводящей ткани и под давлением поступают в побег. В клетках листа происходит _______(Б), в результате которого образуется глюкоза, которая поступает в ________(В) и транспортируется во все органы растения.        

Список слов:  1) фотосинтез                             2) испарение

3) кожица       4) ситовидная трубка                5) хлорофилл           6) сосуд

№ 5. На изображённом  рисунке проводится опыт. Экспериментатор поместил элодею в стакан, заполненный водой, накрыл растение стеклянной пробиркой. Стакан с растением он поместил под свет лампы. Через определённое время экспериментатор вытащил пробирку, которая оказалась заполнена газом, и опустил в неё тлеющую лучину. Ответ запишите одним словом в именительном падеже.

1) Какой процесс произошел с тлеющей лучиной в пробирке?

2) Какой признак фотосинтеза иллюстрирует этот опыт?

3) Какие части растения обеспечивают фотосинтез?

№ 6.  В изображённом опыте экспериментатор закрыл лист герани с двух сторон черной бумагой так, чтобы была прикрыта только их часть. Днём растение выставляют на свет, а ночью его освещают с помощью настольной лампы. Через сутки экспериментатор срезал исследуемые листья, прокипятил их в воде, а затем выдерживал в горячем спирте. Затем листья промыли в воде и полили слабым раствором йода.

1) Какое вещество образовалось в листьях герани (при обработке йодом окрасилось в синий цвет)?                

2) Как называется процесс, происходящий в растении?

3) Поясните, зачем листья промывают в воде и действуют на них слабым раствором йода?



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Задания по биологии

для самостоятельной работы по теме «Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии», 7 класс

  1. Изучить параграф, ответить на вопросы № 1-5.
  2. Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?
  3. У каких животных появилась печень? Какова ее функция?
  4. Что называется пищеварением? Какие способы пищеварения существуют? В чем их отличие?
  5. Заполните таблицу «Пищеварительные системы разных групп животных»

Название группы животного

Строение

пищеварительной системы

Способ

переваривания пищи

Простейшие

Кишечнополостные

Плоские черви

Кольчатые черви

Моллюски

Членистоногие

Позвоночные:

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

  1. На какие группы можно разделить животных по способу питания?
  2. Что означает понятие «обмен веществ»?
  3. Говорят, что организм — это открытая система. Объясните это утверждение. Приведите пример.
  4. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?


Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Задания по биологии

для самостоятельной работы по теме «Тип Членистоногие», 7 класс

  1. Изучить параграф

2. Заполнить схему:

3. Объясните, почему тип называется членистоногие?

Класс Ракообразные

1. Напишите примеры ракообразных, которые живут:

а) в реках и озерах с чистой водой ________________________________________________________

б) на дне морей ________________________________________________________________________

в) в толще воды морей __________________________________________________________________

2. Дайте определение понятий:

Хитин - _______________________________________________________________________________

Головогрудь - _________________________________________________________________________

Мозаичное зрение - ____________________________________________________________________

3. Рассмотрите рисунок 7. Напишите названия отделов и частей тела речного рака.

Рис. 7 Внешнее строение речного рака

1 _____________________________________________

2 _____________________________________________

3 _____________________________________________

4 _____________________________________________

5 _____________________________________________

6 _____________________________________________

7 _____________________________________________

8 _____________________________________________

4. Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную, пищеварительную, дыхательную и нервную системы, подпишите их.

Рис. 8 Внутреннее строение речного рака

5. Заполните таблицу.

Системы органов речного рака

Система органов речного рака

Органы

Функции


Класс Паукообразные

1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей тела паука, обозначенных цифрами.

       


Рис. 9 Внешнее строение паука

1 _____________________________________
2 _____________________________________

3 _____________________________________

4 _____________________________________

5 _____________________________________

2. Впишите пропущенные слова.

        К паукообразным относятся _________________________ членистоногие, у всех паукообразных пары ног ______________________, дышат они при помощи ____________________. У них нет ___________________________________________________________________________.

3. Пользуясь текстом учебника, раскрасьте цветными карандашами системы  внутренних органов паука, подпишите их.

Рис. 10 Внутреннее строение паука

4. Ответьте на вопросы.

Какие клещи вам известны? _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Чем клещи отличаются от пауков? ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

В чем сходство клещей и пауков? ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу.

Сравнение разных видов паукообразных

Пауки

Клещи

Скорпионы

Среда обитания

Питание

Размножение

Значение в природе и жизни человека



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)

Итоговая контрольная работа по биологии в 8 классе

Спецификация

Целью контрольной работы является определение уровня предметных достижений учащихся по биологии за курс 8-го класса, установление его соответствия требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся данного класса.

Структура проверочной работы:

Работа состоит из трех частей и включает в себя 21 задание.

Часть А содержит 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 3-4 ответа, из которых правильный только один (базовый уровень сложности).

Часть В разделена содержит 4 задания с установлением соответствий и правильной последовательности биологических процессов, а также задания, в ответе на которые нужно выбрать три правельных ответа из шести предложенных (повышенный уровень сложности).

Часть С содержит 2 задания с развернутым ответом (высокий уровень).

Задания с выбором ответа проверяют на базовом уровне усвоение большого количества элементов содержания, предусмотренных ФГОС.

Задания с кратким ответом направлены как на проверку усвоения того же материала, что и задания с выбором ответа, так и наиболее трудно усваиваемых элементов содержания курса биологии 8-го класса.

Задания с развернутым ответом наиболее сложные. Они проверяют умения учащихся описывать биологические процессы и явления.

На выполнение задания отводится 45 минут.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Часть1 – 15б.

Часть 2 – 8б.

Часть 3 – 6 б.

ВСЕГО ЗА ТЕСТ – 29 баллов

Критерии оценивания:

29-27 балла - 90-100% верных ответов – «5»

26- 20 баллов -70-89% верных ответов – «4»

19 – 14 баллов -50-69% верных ответов – «3»

Менее 14 баллов – менее 50% верных ответов – «2»

Критерии оценки: с 1 вопроса по 15 за каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания В1-В4 – 2 балла, задания части С по 3 балла за каждый правильный ответ.

Кодификатор элементов содержания  работы для  проведения тестирования

по биологии в 8 классах

         В первом и втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс биологии. В первом столбце жирным курсивом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков. Во втором столбце указаны коды контролируемых элементов содержания, для которого создаются проверочные задания экзаменационной работы, в третьем столбце указан номер проверочного задания, а в четвертом столбце описание этого содержания.

1 вариант

Код

раздела

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

1

А1

Общий обзор организма человека

2

А2, А3

Опорно-двигательная система

3

А4, А5, В2

Кровь. Кровообращение

4

А6, А7, С2

Дыхательная система

5

А8, А9, В3, В4

Пищеварительная система

6

А10, В1

Обмен веществ

7

 

Мочевыделительная система

8

С1

Кожа

9

А11

Эндокринная система

10

А12, А13, А14

Нервная система

11

А15

Анализаторы. Органы чувств

12

 

Поведение и психика

13

 

Индивидуальное развитие организма

 2 вариант

Код

раздела

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

1

А1, А2

Общий обзор организма человека

2

 А3

Опорно-двигательная система

3

А4, А5, В2, В3

Кровь. Кровообращение

4

А6, А7, С1

Дыхательная система

5

А8,  В4, С2

Пищеварительная система

6

А9, А10, В1

Обмен веществ

7

А11

Мочевыделительная система

8

А12

Кожа

9

А11

Эндокринная система

10

 А13, А14

Нервная система

11

А15

Анализаторы. Органы чувств

12

 

Поведение и психика

13

 

Индивидуальное развитие организма

Итоговый контроль знаний по биологии8 класс

1 вариант

Часть А

А1. Особенность строения клеток эпителиальной ткани:

1)     Клетки сомкнуты в ряды, межклеточное вещество почти отсутствует;

2)     В межклеточном веществе разбросаны отдельные клетки;

3)     Клетки имеют многочисленные отростки;

4)     Клетки ткани представляют собой многоядерные волокна.

А2. Затылочная кость соединяется с теменной:

1)     подвижно;

2)     неподвижно;

3)     полуподвижно;

4)     с помощью сустава.

А3. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы:

1)     шина не давила на поврежденный участок и не вызывала боли;

2)     избежать инфицирования места перелома;

3)     согреть поврежденную часть тела;

   4)  к поврежденному участку тела поступало больше кислорода

 А4. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов:

1)     передвигаются пассивно с током крови;

2)     способны активно передвигаться;

3)     не могут проникать сквозь стенки капилляров;

4)     передвигаются с помощью ресничек.

 А5. Самое высокое давление крови у человека в:

1)     капиллярах;

2)     крупных венах;

3)     аорте;

4)     мелких артериях.

А6.  Значение дыхания состоит в обеспечении организма:

1)     энергией;

2)     строительным материалом;

3)     запасными питательными веществами;

4)     витаминами

 А7. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что:

1)     их стенки выстланы ресничным эпителием;

2)     в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь;

3)     в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;

4)     у человека в легкие воздух поступает медленно.

А8.  В каком отделе пищеварительного канала начинается химическая обработка пищи:

1)     в ротовой полости;

2)     в пищеводе;

3)     в желудке;

4)     в тонком кишечнике.

А9.  Под действием пепсина расщепляются:

1)     Углеводы;

2)     Жиры;

3)     Белки;

4)     Все перечисленные органические вещества.

А10. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как витамины участвуют в образовании:

1)     углеводов;

2)     нуклеиновых кислот;

3)     ферментов;

4)     минеральных солей.

А11. К железам внутренней секреции относятся:

1)     Сальные, потовые, слюнные;

2)     Гипофиз, надпочечники, щитовидная железа;

3)     Поджелудочная, половые

4)     Эпифиз, желудочные, печень.

А12. Скопления тел нейронов вне центральной нервной системы образуют:

1)     нервы;

2)     нервные узлы;

3)     спинной мозг;

4)     вегетативную нервную систему.

 А13Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью:

1)     ферментов;

2)     гормонов;

3)     витаминов;

4)     рефлекторных дуг.

А14. Отдел головного мозга, обеспечивающий равновесие тела и координацию движений:

1)     продолговатый;

2)     средний;

3)     промежуточный;

4)     мозжечок.

А15. Оболочка глаза, в которой расположены палочки и колбочки:

1)     белочная оболочка;

2)     сосудистая оболочка;

3)     сетчатка;

4)     хрусталик.

Часть В. При выполнении заданий В1 – В2 выберите три правильных ответа. В задании В3 запишите последовательность этапов. В задании В4 установите соответствие.

 В1. При окислении белков в клетках тела образуются конечные продукты:

1)     аминокислоты;

2)     глюкоза;

3)     глицерин;

4)     вода;

5)     углекислый газ;

6)     мочевина

 В2. После предупредительной прививки:

1)     антитела сыворотки уничтожают микробы;

2)     в организме вырабатываются ферменты;

3)     организм заболевает в легкой форме;

4)     в организме образуются антитела;

5)     происходит свертывание крови;

6)     погибают возбудители заболеваний.

В3. Установите соответствие между отделами пищеварительного канала и проходящими в них процессами:

   Процессы пищеварения                                                                       

1)    Обработка пищевой массы желчью.                              

 2) Первичное расщепление белков.                                                                                              

 3)     Интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками.

4)     Расщепление клетчатки.

5)     Завершение расщепления белков, углеводов, жиров.

     Отделы А. Желудок        Б. Тонкий кишечник        В. Толстый кишечник

В4. Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

   А. Левый желудочек.

   Б. Капилляры.

   В. Правое предсердие.

   Г. Артерии.

   Д. Вены.

   Е. Аорта.

 Часть С

Дайте полный развернутый ответ на вопрос

С1. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?

С2. Как осуществляется регуляция дыхания? 

Итоговый контроль знаний по биологии8 класс

Вариант 2

Часть А

При выполнении заданий А1 – А15 выберите один правильный ответ.

 А1. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:

1)      анатомия;

2)      физиология;

3)      экология;

4)      гигиена.

 А2. Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани:

1)      нервной;

2)      мышечной;

3)      соединительной;

4)      эпителиальной.

 А3. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости:

1)      плечевая и локтевая;

2)      ребра и грудина;

3)      мозгового отдела черепа;

4)      грудного отдела позвоночника.

 А4. При свертывании крови:

1)      гемоглобин превращается в оксигемоглобин;

2)      растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;

3)      образуются гормоны и другие биологически активные вещества;

4)      уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А5. Утолщенная стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови:

1)      по малому кругу кровообращения;

2)      по большому кругу кровообращения;

3)      из левого предсердия в левый желудочек;

4)      из правого предсердия в левое предсердие

А6. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:

1)      происходит газообмен;

2)      образуется много слизи;

3)      имеются хрящевые полукольца;

4)      воздух согревается и очищается.

А7. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:

1)      тканевым дыханием;

2)      биосинтезом;

3)      легочным дыханием;

4)      транспортом газов.

А8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

1)      слизь;

2)      инсулин;

3)      желчь;

4)      соляная кислота.

   А9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:

1)      щитовидной железы;

2)      надпочечников;

3)      поджелудочной железы;

4)      гипофиза.

А10.  К освобождению энергии в организме приводит:

    1)  образование органических соединений;

    2)  диффузия веществ через мембраны клеток;

    3)  окисление органических веществ в клетках тела;

    4)  разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А11.  Первичной мочой называется жидкость, поступающая:

1)      из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;

2)      из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;

3)      из нефрона в почечную лоханку;

4)      из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А12. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью:

1)      волос;

2)      капилляров;

3)      потовых желез;

4)      сальных желез.

А13. Что является условным рефлексом:

1)  выделение слюны при пережевывании пищи;

    2) выделение слюны на запах пищи;

    3) выделение при пережевывании пищи желудочного сока;

    4)  рвота при отравлении.

 А14. В сером веществе спинного мозга расположены:

1)      тела вставочных и двигательных нейронов;

2)      длинные отростки двигательных нейронов;

3)      короткие отростки чувствительных нейронов;

4)      тела чувствительных нейронов.

 А15. К возникновению близорукости может привести:

1)      повышение уровня обмена веществ;

2)      чтение текста лежа;

3)      повышенная возбудимость нервной системы;

4)      чтение текста на расстоянии 30 – 35 см от глаз.

Часть 2

   При выполнении заданий В1 – В2 выберите три правильных ответа. В задании В3 установите соответствие. В задании В4 определите правильную последовательность этапов или процессов.

В1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой:

1)      состоит из многоядерных волокон;

2)      состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3)      обладает большей скоростью и энергией сокращения;

4)      составляет основу скелетной мускулатуры;

5)      располагается в стенках внутренних органов;

6)      сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.

В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

1)      глюкозы;

2)      аминокислот;

3)      глицерина;

4)      гликогена;

5)      клетчатки;

6)      гормонов.

В3. Установите соответствие между видом иммунитета и его признаками.

   Признаки                                                                                                         Вид иммунитета

1)      Передается по наследству, врожденный.                                             А. Естественный.

2)      Возникает под действием вакцин.                                                         Б. Искусственный.

3)      Приобретается при введении в организм лечебной сыворотки.

4)      Формируется после перенесенного заболевания.

5)      Различают активный и пассивный.

В4.   Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора.

   А. Наружное ухо.

   Б. Перепонка овального окна.

   В. Слуховые косточки.

   Г. Барабанная перепонка.

   Д. Жидкость в улитке.

   Е. Слуховые рецепторы.

 Часть 3Дайте полный развернутый ответ на вопрос

С1. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?

С2. Каким образом влияют на кровеносную систему курение и употребление алкоголя? 

Итоговый контроль знаний по биологии

8 класс

Вариант № 1

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

1

2

3

1

3

1

3

3

2

2

4

4

3

Часть В

В1: 456

В2:  346

В3

1

2

3

4

5

Б

А

Б

В

Б

 В4:

А

Е

Г

Б

Д

В

Часть С

С1:

В организме постоянно вырабатывается тепло.

В коже ( в дерме ) есть потовые железы. Когда жарко или при физической работе потовые железы выделяют пот. При испарении пота тело охлаждается.

Также кожа пронизана многочисленными капиллярами. При повышении температуры воздуха сосуды расширяются. Через них протекает больше крови, в результате увеличивается отдача тепла,  организм не перегревается.

С2:

Регуляция дыхания осуществляется нервным и гуморальным путями.

В продолговатом мозге расположен дыхательный центр, от которого через каждые 4 секунды идут нервные импульсы.

В коре больших полушарий расположены высшие дыхательные центры, которые дают возможность сознательно изменять ритм дыхания во время физической нагрузки.

На интенсивность дыхания влияет эмоциональное состояние человека.

Гуморальная регуляция дыхания связана  с изменением концентрации СО2 и кислорода:

а) избыток углекислого газа действует на дыхательный центр, вызывая учащение дыхания;

б) увеличение кислорода в крови вызывает спазмы сосудов головного мозга, что вызывает кислородное голодание.

Вариант № 2

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

3

3

2

2

4

3

4

3

3

1

3

2

1

2

Часть В

В1:  256 ;

В2:  123 ;

В3: 

1

2

3

4

5

А

Б

Б

А

Б

 В4: 

А

Г

В

Б

Д

Е

Часть С

С1:

В тонком кишечнике, в двенадцатиперстной кишке происходит окончательное расщепление белков, жиров и углеводов

В кишечных ворсинках расположены кровеносные сосуды. В них поступают продукты расщепления крахмала (глюкоза) и белков (аминокислоты). Кровью эти вещества разносятся по организму, попадают в клетки, где из них синтезируются органические вещества. Кровь же приносит к клеткам кислород, а уносит углекислый газ. Газообмен происходит в капиллярах легких (дыхательная система); кровь снова насыщается кислородом.

С2:

Алкоголь нарушает кровообращение внутри сердечной мышцы, сто приводит к замещению мышечной ткани на соединительную. В ней откладывается жир. Масса тела увеличивается, а работоспособность падает, так как соединительная ткань не может сокращаться.

Курение приводит к непроизвольному сужению кровеносных сосудов, особенно сосудов ног. Спазмы настолько затрудняют прохождение крови, что развивается заболевание – перемежающаяся хромота. В некоторых случаях курильщик может потерять ноги: ампутация.

От табака страдает и сердце, так как нарушается нормальная работа его сосудов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе...

Контрольно-измерительный материалы для проведения переводного экзамена по биологии в 8 классе

Контрольно-измерительный материалы для проведения переводного экзамена по биологии в 8 классе...

Контрольно-измерительный материалы для проведения переводного экзамена по биологии в 8 классе

Контрольно-измерительный материалы для проведения переводного экзамена по биологии в 8 классе...

Контрольно-измерительный материалы для проведения переводного экзамена по биологии в 10 классе

Контрольно-измерительный материалы для проведения переводного экзамена по биологии в 10 классе...

Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "Общая биология" (11 класс)

В 2009-2010 учебном году я преподавала общую биологию в 4 группах 11 класса: физико-математической, экономико-математической, экспериментальной физико-математической и лингвистической.К каждому уроку ...

Контрольно-измерительные материалы для внутригимназической проверки знаний по биологии; составитель: учитель химии и биологии МБОУ "Гимназия №12" Борисова Г.В.

Составленные КИМ полностью соответствуют демоверсии, кодификации и спецификации ЕГЭ по биологии в 2018 году. Большая часть заданий взята из открытого банка заданий ФИПИ....

Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире», 5 класс

        Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, ...