Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Дружинина Анжелика Владимировна

Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, применять полученные знания на практике, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Пояснительная записка. Программа ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС. Основные принципы программы: 1. Принцип научности. Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль. 1. Принцип доступности. Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся. 1. Принцип систематичности и доступности. Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности. 1. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала. Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» предусматривает проведение практических и лабораторных работ. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике. На реализацию программы отводится 17 часов (1 час в неделю). Цель программы: формирование и развитие познавательного исследовательского интереса к биологии как науке о живой природе. Задачи: • формирование системы научных знаний о живой природе; • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий; • развитие общеучебных умений и навыков; • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов; • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации; • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе. Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya-issledovatel.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 1748 «Вертикаль»

                               УТВЕРЖДАЮ

      Директор  Т.А.Банчукова

      _____________________

      Приказ № __________от

     «___»_____________________2021 г.

Программа внеурочной

деятельности

«Я - исследователь»

5 класс

Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, применять полученные знания на практике, стремление к самообразованию.

Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Пояснительная записка.

Программа ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности.

Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.

  1. Принцип доступности.

Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.

  1. Принцип систематичности и доступности.

Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.

Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» предусматривает проведение практических и лабораторных работ. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

На реализацию программы отводится 17 часов (1 час в неделю).

Цель программы: формирование и развитие познавательного исследовательского интереса к биологии как науке о живой природе.

Задачи:

  • формирование системы научных знаний о живой природе;
  • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
  • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.

Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.

Структура программы.

Программа «Лабораторный практикум» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков исследовательской работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа расширяет кругозор обучающихся.

Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

Ожидаемые результаты.

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:
  • выделение отличительных признаков живых организмов;
  • определение роли биологии в практической деятельности человека;
  • умение сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, описания биологических объектов и процессов, измерения, эксперимента и объяснение их результатов.
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
  1. Ценностно – ориентационная сфера:
  • знание правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
  1. Трудовая сфера:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;
  1. Эстетическая сфера:
  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

Занятия построены на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии: ботаником, зоологом, вирусологом, цитологом, гистологом, физиологом, анатомом-морфологом, микологом.

Календарно – тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Форма

Планируемый результат

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности

Беседа. Определение тем исследовательских и проектных работ

Определить цель и задачи курса. Знать правила безопасной работы с лабораторным оборудованием

2.

Я – ученый.

Методы изучения живой природы. Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение, измерение. Что выбрать?»

Изучить живой объект, используя разные методы

3.

Я – цитолог

Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток»

Смоделировать животную и растительную клетки. Сравнить растительную и животную клетку между собой и выделить черты сходства и отличий в их строении

4.

Я - гистолог

Лабораторная работа «Ткани растений под микроскопом»

Назвать растительные ткани и объяснить их функции в организме

5.

Я - гистолог

Лабораторная работа «Ткани животных под микроскопом»

Назвать животные ткани и объяснить их функции в организме

6.

Я - ботаник

Лабораторная работа «Лист растений под микроскопом. Кожица – покровная ткань»

Сделать микропрепарат кожицы листа. Объяснить увиденное.

7.

Я - ботаник

Лабораторная работа «Лист на поперечном срезе»

Сделать микропрепарат листа на поперечном срезе. Объяснить увиденное.

8.

Я - ботаник - физиолог

Практическая работа «Прорастание семян гороха или фасоли»

Создать фотоленту этапов развития семени фасоли. Объяснить этапы и условия прорастания семян

9.

Я – ботаник -физиолог

Лабораторные работы «Испарение воды листьями»

«Пестрый сельдерей»

Доказать опытным путём, что передвижение воды с минеральными веществами по стеблю и испарение воды листьями растения – одни из признаков живого организма

10.

Я - ботаник

Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных, ядовитых растений»,

«Что нам говорит название растения?»

Создать электронную презентации

11.

Я – ботаник - агроном

Практическая работа «Выращивание салата и петрушки гидропонным методом»

Объяснять, что такое гидропоника. Вырастить растения естественным и гидропонным способами. Сравнить результат

12.

Я - миколог

Лабораторная работа «Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом».

Создать фотопрезентацию видов плесневых грибов. Работа с Интернет – ресурсами

13.

Я -бактериолог

Лабораторная работа «Изучение бактериальной клетки».

 Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки»

Назвать отличия в строении бактериальной клетки от растительной и животной.

Изготовить модель бактериальной клетки

14.

Я - вирусолог

Творческая мастерская «Как выглядят вирусы»

Создать презентации фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов

15.

Я – зоолог-морфолог

Творческая мастерская «Узнай по контуру животное»

Уметь давать морфологическое описание животного. Определять его образ жизни, среду обитания по внешнему виду

16.

Защита исследовательских работ

Мини – конференция

Представить презентации исследовательских работ

17.

Заключительное занятие

Подведение итогов. Определение дальнейших перспектив  исследовательской работы

Примерные темы исследовательских работ

  1. Виртуальное путешествие по Красной книге.
  2. Создание клумбы. Правила ухода за ней.
  3. Легенды о растении или животных.
  4. Животные в геральдике России.
  5. Растения на гербах разных стран.
  6. Насекомоядные растения.
  7. Растения – паразиты.
  8. Аптека на подоконнике.
  9. Священные животные со всего мира.
  10.  Великие ученые-биологи мира
  11. Пряная азбука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа химического кружка «Исследователи»

Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по   написания исследовательской работы в течение 10 дней....

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...

Программа кружка "Юный исследователь"

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе...

Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 6 классов

Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности  «Жизнь вокруг нас»  для обучающихся 6  классов...

Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса

Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...


 

Комментарии

Грищенко Сергей Анатольевич

Программа метапредметного курса направлена​ на формирование естественно-научной грамотности учащихся и бережного отношения к природе. Прекрасно подходит для подготовки учащихся к олимпиадам и проектным работам, развивает практико-ориентированность.