Опора тела и движение
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

Конспект внеурочного занятия по теме: "Опора тела и движение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия в 7 классе:  «Опора тела и движение»

Цель: определить качество усвоения учащимися учебного материала.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания по теме опроно – двигательный аппарат;

2. Сформирование умения применять теоретические знания на практике.

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний по изученной теме

Технология развития критического мышления

Оборудование: плакаты «Скелета», «Опорно-двигательная система», «Скелет головы», «Строение костей», муляж черепа, раздаточный материал, ноутбук.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Есть необычный у нас аппарат,

Две функции сразу он выполнить рад:

Опору система костей придает,

Движение – мышцы и бег, и полет.

Опорно-двигательный аппарат

Какую цель мы поставим с вами на наше  внеурочное занятие?

1.Расширить  знания по изученной теме

2. Закрепить уже имеющиеся знания

Давайте составим план нашего занятия

!!!!! Сегодня на занятии у нас будут следующие критерии оценивания. Обратите внимание на них.

1.Определить функции опорно – двигательного аппарата.

2.Рассмотреть виды скелетов по отношению  к тому, где они находятся.

3.Рассмотреть усложнение опорно – двигательного аппарата в плане эволюции

1.Давайте определимся с функциями скелета. Делимся на две группы мальчики и девочки. И выберите из предложенного перечня функции относящиеся только к опорно – двигательному аппарату. Затем даю функции, они находят соответствие. Сравниваем, что получилось, делаем вывод о том, что все предложенные функции относились к опорно – двигательному аппарату.

Оценивание!

1.Опорная – опорный основ организма

2.Защитная – образует полости для защиты внутренних органов

3. Двигательная – обеспечивает передвижение организма в пространстве

4.Формообразующая – определяет форму и размеры организма

5. Энергетическая – обеспечивает превращение химической энергии  в механическую и тепловую

6. Кроветворная – место образования форменных элементов крови (красный костный мозг)

7. Обменная – принимает участие в обмене веществ в организме.

2. Виды скелетов. Предлагаю вам подсказки. Ваша задача заключается в том, чтобы определить группу скелета с наименьшими количеством подсказок. Максимальное количество подсказок 3, за каждый вопрос.

Гидростатический.                                

Мягкотелые животные, полостная жидкость давит на мышцы, которые сокращаются. Моллюски, круглые черви.

 Экзоскелет (наружный).          

Состоит из хитина. В местах соединения пластинок – не изменяется, что обеспечивает подвижность. В остальных местах скелет у ракообразных животных пропитывается   известью, а у насекомых – воскоподобным слоем.  

Функции: защита, опора, предохранение от потери воды.  

С увеличением размера  происходит линька, при этом затрачивается большое количество энергии. Экзоскелет имеют членистоногие животные.

Эндоскелет (внутренний).

  Эндоскелет состоит из  живых  клеток (кости, хрящи, сухожилия), которые могут расти в теле животного, линьки нет, уменьшаются затраты энергии. Кости состоят из органических и неорганических веществ, обладают большой прочностью. Соединения костей: подвижное – суставы, неподвижное.

Радиолярии (простейшие), каракатицы (внутренняя раковина), позвоночные (хрящ или костная ткань).

Оценивание!

1. Полостная жидкость давит на мышцы, которые сокращаются

2. Мягкотелые животные

3. Моллюски, круглые черви

 Ответ: Гидростатический скелет

1. В местах соединения пластинок – не изменяется, что обеспечивает подвижность.

2. В остальных местах скелет у ракообразных животных пропитывается   известью, а у насекомых – воскоподобным слоем (хитином)

3. С увеличением размера  происходит линька, при этом затрачивается большое количество энергии.

Ответ: Экзоскелет (наружный).  

1. Состоит из  живых  клеток (кости, хрящи, сухожилия), которые могут расти в теле животного.

2.  Кости состоят из органических и неорганических веществ, обладают большой прочностью.  

3. Соединения костей: подвижное – суставы, неподвижное.

Ответ: Эндоскелет (внутренний).

3.Рассмотреть усложнение опорно – двигательного аппарата в плане эволюции

Предлагаю вам задания  от 1 до 15. Проверяем связь. 1,2,3….15. Ваша задача прочитать ваше предложение и определить все ли там написано верно. Если нет то исправить ошибки. Для определения верного ответа вы можете воспользоваться коллекциями, которые имеются в кабинете, а также учебником параграф 37 страница 193.Время на подготовку 2 минуты. Начинаем работу по цепочке.

1. Первая появившаяся у животных опорная структура – костный скелет. (оболочка клетки)

2. Она не только отграничила организм от внешней среды, но и позволила ему повысить скорость  перемещения за счет жгутиков и верхних конечностей (ресничек)

3.Хитиновый панцирь насекомых, паукообразных , пропитанные жемчугом  (известью) покровы ракообразных служат прочным внутренним (наружным)  скелетом.

4. К наружному скелету беспозвоночных прикрепляются мышцы, что обеспечивает передвижение этих животных.

5. Наружный скелет получил второе название – эндоскелет (экзоскелет)

6. Появление наружного скелета значительно повысило скорость передвижения за счет развития специализированных групп мышц.

7.Наружный скелет растет (не растет) вместе с животным.

8.Скелет большинства позвоночных животных образован костями и хрящами.

9.Кости состоят только из органических веществ (и неорганических) веществ.

10.Скелет позвоночных животных состоит из осевого скелета, скелета конечностей и черепа.

11.Позвоночник рыб состоит из двух отделов: туловищного и хвостового.

12.У земноводных в связи с водным (наземно – водным) образом жизни осевой скелет усложняется и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка.

13. Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

14.Грудина нелетающих (летающих) птиц имеет особый выступ – киль.

15. К поясу передних конечностей относится ключица, грудина и лопатка.

Как можно озаглавить текст?  «Эволюционные изменения опорно – двигательного аппарата».

Какой можно сделать вывод не смотря на различия  в строении опорной системы.

- У разных животных , их скелеты выполняют сходные функции (перемещение тела в пространстве, опорную, защитную, обменную, кроветворную ит.д)

Оценивание!

1. Первая появившаяся у животных опорная структура – костный скелет.

2. Она не только отграничила организм от внешней среды, но и позволила ему повысить скорость  перемещения за счет жгутиков и верхних конечностей.

3.Хитиновый панцирь насекомых, паукообразных , пропитанные жемчугом   покровы ракообразных служат прочным внутренним   скелетом.

4. К наружному скелету беспозвоночных прикрепляются мышцы, что обеспечивает передвижение этих животных.

5. Наружный скелет получил второе название – эндоскелет.

6. Появление наружного скелета значительно повысило скорость передвижения за счет развития специализированных групп мышц.

7.Наружный скелет растет вместе с животным.

8.Скелет большинства позвоночных животных образован костями и хрящами.

9.Кости состоят только из органических веществ веществ.

10.Скелет позвоночных животных состоит из осевого скелета, скелета конечностей и черепа.

11.Позвоночник рыб состоит из двух отделов: туловищного и хвостового.

12.У земноводных в связи с водным  образом жизни осевой скелет усложняется и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка.

13. Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

14.Грудина нелетающих птиц имеет особый выступ – киль.

15. К поясу передних конечностей относится ключица, грудина и лопатка.

Дополнительное задание:

Раздаю ответы, задача учащихся сформулировать для них вопросы:

Гидростатический скелет

Эндоскелет

Экзоскелет

Ключица и лопатка

Позвоночник

Позвонок

Череп

7

5

9 -25

1

Киль

Опорная

Защитная

Обменная

5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

7 позвонков в шейном отделе млекопитающих

9 – 25 позвонков в шейном отделе у птиц

1 позвонок в шейном отделе у земноводных

Закрепление изученного материала:

https://wordwall.net/ru/resource/13086325

Домашнее задание виртуально посетить Дарвиновский музей. При рассматривании экспонатов выставки обратить внимание на особенности опорно – двигательного аппарата животных.

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, мы с вами повторили тему «Опорно-двигательная система», потрудились на славу. Молодцы!

Если после нашего занятия у вас остались вопросы можно поднять руку и спросить, если занятие не понравилось улыбнитесь, если занятие прошло успешно можете себе поаплодировать.

Критерии оценивания внеурочного занятия в 7 классе по теме: «Опора тела и движение

________________________________________________________(Фамилия Имя)

Критерии оценивания

Да

Нет

1

Я знаю название функций опорно – двигательного аппарата

2

Я смогу пояснять  функции опорно – двигательного аппарата у разных групп живых организмов.

3

У меня вызывают затруднения названия функций и пояснения  опорно – двигательного аппарата.

4

Я знаю виды скелетов живых организмов

5

Я умею характеризовать  каждую группу видов скелетов с примерами

6

У меня вызывают затруднения названия видов скелетов и их пояснения.

7

Я смогу построить эволюционную цепочку изменений опорно – двигательного аппарата животных.

Критерии оценивания внеурочного занятия в 7 классе по теме: «Опора тела и движение

________________________________________________________(Фамилия Имя)

Критерии оценивания

Да

Нет

1

Я знаю название функций опорно – двигательного аппарата

2

Я смогу пояснять  функции опорно – двигательного аппарата у разных групп живых организмов.

3

У меня вызывают затруднения названия функций и пояснения  опорно – двигательного аппарата.

4

Я знаю виды скелетов живых организмов

5

Я умею характеризовать  каждую группу видов скелетов с примерами

6

У меня вызывают затруднения названия видов скелетов и их пояснения.

7

Я смогу построить эволюционную цепочку изменений опорно – двигательного аппарата животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся по биологии в теме «Опора и движение».

Данные методические рекомендации направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности  в теме «Опора и движение»   в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье» для учащихс...

система опоры и движения

Презентация к первому уроку в теме " Опорно-двигательная система" . Подходит для любой программы по биологии по данной теме. Использование: для объыснения новой темы, в помощь ученикам для самостоятел...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»

    Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, свя...

Методическая разработка раздела программы по теме «Опора и движение» (8 класс)

Данная презентация составлена на основе программы ОУ: Программа  основного общего образованияпо биологии 6-9 класс                 Авторы: Н.И. Сонин...

В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Тема : « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и  движения.Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движенияЗадачи...

Изучение невесомости как состояния, при котором сила взаимодействия тела с опорой (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением, действием других массовых сил отсутствует

Изучение невесомости как  состояния, при котором сила взаимодействия тела с опорой (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением, действием других массовых сил отсутствует...