Технологическая карта по биологии 8 класс "Спинной мозг"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Технологическая карта по биологии 8 класс "Спинной мозг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spinnoy_mozg.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кострикин Дмитрий Андреевич

Технологическая карта урока

Дата: 17.03.2021

Предмет: Биология

Класс: 8 класс

УМК: Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; по ред. В.В. Пасечника.: Просвещение.

Тема урока: Спинной мозг.

Тип урока: комбинируемый

Планируемые результаты:

Предметные: обучающийся узнает  биологические понятия: серое и белое вещество, нервные волокна, спинной мозг, спинномозговая жидкость, восходящие и нисходящие пути, центральный канал, столбы спинного мозга; научится характеризовать роль нервной системы в организме.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные (применение методов информационного поиска, структурирование знаний, работа с текстами различных видов), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей), постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов ее решения);

Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция, прогнозирование;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование сотрудничества, управление поведением партнера.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая позиция.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет готовность учеников к уроку

Приветствуют учителя. Встали, настроились на работу, проверили наличие на столах учебника, тетради, письменных принадлежностей

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками;

Регулятивная:

волевая саморегуляция

2. Актуализация знаний

Что такое позвоночник?

На какие отделы делится позвоночный столб?

Какую функцию выполняет нервная система?

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

Познавательные:

структурирование знаний, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, умение анализировать различный учебный материал схем.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Как вы думаете, что общего между позвоночником и нервной системой?

Давайте с вами назовём тему урока, цель и задачи.

Предлагают свои варианты темы, цели и задач урока.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы, умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение.

Коммуникативные:  

инициативное сотрудничество.

4. Первичное усвоение новых знаний

Спинной мозг человека находится в позвоночном канале. Он представляет собой цилиндрический тяж длиной 43 – 45 см и массой около 30 г. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью, которая защищает его от толчков.

Наверху спинной мозг соединён с продолговатым мозгом (отделом головного мозга). Внизу он продолжается до поясничного отдела позвоночника. Спинной мозг разделён на две симметричные половины передней и задней продольными бороздами.

В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Вокруг него сосредоточено серое вещество, образованное телами нейронов, на поперечном срезе имеющее форму бабочки. В сером веществе различают рога: передние, задние и боковые.

Передние рога образованы телами двигательных нейронов (мотонейронов). Аксоны этих нейронов проводят возбуждение к скелетным мышцам туловища и конечностей.

В задних рогах в основном находятся тела вставочных нейронов, которые передают нервные импульсы с отростков чувствительных нейронов на тела двигательных нейронов. Вставочные нейроны передают также информацию в другие отделы спинного мозга и в головной мозг.

В боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы.

Наружный слой спинного мозга образован белым веществом, состоящим из отростков нейронов, образующих проводящие пути.

Спинной мозг подразделяется на участки — сегменты. От каждого сегмента отходят спинномозговые нервы. Всего от спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним (двигательным) и задним (чувствительным). В составе передних корешков находятся также вегетативные нервные волокна. На задних корешках расположены нервные узлы — скопления тел чувствительных нейронов. Соединяясь, корешки образуют смешанные нервы. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует определённый участок тела.

Функции спинного мозга

Основные функции спинного мозга:

рефлекторная — осуществляется соматической и вегетативной нервными системами;

проводниковая — осуществляется белым веществом восходящих и нисходящих проводящих путей.

Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что здесь замыкаются дуги безусловных рефлексов, которые регулируют соматические и вегетативные функции организма. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связаны сокращения всех скелетных мышц тела (кроме мышц головы).

Проводниковая функция заключается в проведении импульсов от головного мозга к органам и обратно. По восходящим путям в головной мозг поступает информация от рецепторов кожи, мышц, сосудов, органов мочеполовой системы.

По нисходящим путям нервные импульсы поступают от двигательных центров головного мозга импульсы к мотонейронам передних рогов, а оттуда — к органам (к мышцам конечностей, туловища и т. д.).

Слушают учителя и записывают основные сведения по спинному мозгу.

Личностные:

мотивация учебной деятельности; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; анализ компонентов с целью выделения особенностей;

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

5. Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют физические упражнения.

6. Первичная проверка понимания

Посмотрите на рисунок учебника и запишите строение спинного мозга.

Работают с учебником и записывают строение спинного мозга.

Познавательные:

умение анализировать и делать вывода в практической деятельности.

7. Первичное закрепление

Дайте ответы на вопросы в конце параграфа.

Читают вопросы в конце параграфа, находят на них ответы и разбирают их с учителем.

Предметные:

Обобщают и структурируют полученные знания.        

Регулятивные:

Оценивают результаты своей работы.

Познавательные:

Моделируют и формулируют ответы.

Коммуникативные:

Осуществляют взаимооценку

Личностные:

Осознают важность данной темы, Самооценка результатов деятельности.

8. Контроль усвоения.

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Работа над выводами.

Анализируют, отвечают на вопросы учителя и делают выводы.

Регулятивные:

контроль и коррекция действий

Личностные:

умение сопоставлять текстовую и картографическую информацию, делать выводы.

9. Информация о домашнем задании

Задаёт домашнее задание: §36, пересказа, записи в тетради учить, вопросы после параграфа устно разобрать.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению

Познавательные:

умение структурировать знания, оценивание процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

10. Рефлексия

«Сегодня на уроке я узнал …»

«Сегодня на уроке я повторил …»

«Сегодня на уроке было интересно …»

«Сегодня на уроке было трудно…»

Размышляют и отвечают на вопросы учителя

Личностные:

самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Коммуникативная:

выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

технологическая карта урока биологии в 5 классе. Введение в биологию.

Технологическая карта содержит все разделы урока по обновленным ФГОС....