конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Кондратенкова Нина Петровна

урок биологии в 8классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Тема:«Строение нервной системы. Значение нервной системы»

Урок биологии 8 класс.

.

Цель: изучить строение и функции нервной системы человека

Задачи:

1. Образовательная

Повторить материал по теме: »Железы внутренней секреции»

  1. Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)
  2. 2. Развивающая

 оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

II   Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее - особенное- единичное, причина – следствие.

Ход урока

 Организационный момент. Приветствие учителя и учеников, подготовка необходимых материалов к уроку, проверка присутствия учеников по списку.

2.Актуализация опорных знаний

Проверка знаний учащихся по теме Железы внутренней секреции.

Фронтальная беседа.

1. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма . (адреналин)

2. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы. ( глюкагон)

3. Железа, вырабатывающая гормон тироксин. (щитовидная)

4.  железа внутренней секреции расположенная на  нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез (гипофиз)

5. Назовите железы смешанной секреции (поджелудочная, половые)

6. Какие железы называют железами внутренней секреции? ( гормоны выделяют в кровь)

7. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы.

 ( инсулин)

8. Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижером оркестра» эндокринных желез. (гипофиз).

Тест по теме: Железы  внешней и  внутренней секреции Вариант 1

1. К каким железам относится гипофиз?

1. внешней секреции  2 внутренней  3. смешанной   4. вообще не входит в число желез

2. В каком случае развивается базедова болезнь?

1. при недостаточной функции эпифиза  2. при недостаточной функции надпочечников

3. при гиперфункции щитовидной железы   4. при гиперфункции поджелудочной железы.

3. Что развивается при недостатке гормона поджелудочной железы?

1. сахарный диабет      2. гипертония        3. аллергия               4. кретинизм

4. Как называются вещества – регуляторы, которые железы внутренней секреции выделяют в кровь?

1. вирусы     2. железы     3. ферменты       4 гормоны.

5. Как называются гормоны, выделяемые надпочечниками и повышающие работоспособность в моменты напряженной физической и психической деятельности ?

___________________________________________________________________________

II. Формирование новых знаний.

  1. Определение темы, цели и плана урока.
  2. Изучение нервной ткани. Работа с учебником. Беседа о строении нервной клетки – нейрона. Работа с готовым микропрепаратом «Нервные клетки», используя световой микроскоп.
  3. Ведение новых знаний и первичное их усвоение. Строение нервной системы. Используется текст параграфа и опорный конспект.

 

Значение НС:

  1. обеспечивает поддержание гомеостаза
  2. обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма
  3. осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения
  4. составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение

 

 Во фронтальной беседе закрепляются полученные знания, затем учащиеся работают в рабочих тетрадках, где выполняют упражнения по данному заданию.

5.Работа в парах со словарем терминов

Словарь терминов по теме» Общий план строения нервной системы».

Аксон – удлиненный отросток нейрона, проводящий нервные импульсы от тела клетки к другим нейронам или рабочим органам.

Вегетативная нервная система – часть нервной системы, которая обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов и постоянство состава внутренней среды организма и не подчиняется воле человека.

Нервный узел – скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Ганглий – нервный узел.

Дендрит – короткий, ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона.

Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной системы.

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную,

  • .

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС

  1. Основные функции и значение нервной системы.

Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. «Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист». И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.

Почему нервная система является дирижером нашего организма?

Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

Принцип обратной связи:

информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать ее.

III. Закрепление полученных знаний.

 1.Беседа по пунктам плана и поставленной цели.

       2.Работа в тетрадях с печатной основой


УРОК №13

 «Строение спинного  мозга»

Задачи:

  • Показать значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласованной работе внутренних органов, обеспечении выживания организма и его приспособления к природной и социальной среде.
  • Дать понятие о строении и функциях ЦНС, распределение белого и серого вещества спинного и головного мозга.
  • Рассмотреть строение и функции спинного мозга, рефлекс, рефлекторную дугу спинномозговых рефлексов.

I. Проверка знаний.

Раскрыть роль нервной системы в обеспечении постоянства внутренней среды организма.

Рефлексы и их характеристика.

II. Новый материал

Нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам.

Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение.

Спинной мозг (СМ) - тяж длинной 45 см., диаметром 1 см. В центре - канал, заполненный спиномозговой жидкостью.

СМ состоит из 31-32 сегментов:

  • 8 шейных (С1-С8)
  • 12 грудных (Th1-Th12)
  • 5 поясничных (L1-L5)
  • 1-2 копчиковых
  • пояснично-крестцовые нервы следуют в канал на значительном расстоянии и образуют конский хвост

СМ иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц головы) и внутренние органы.

СМ

  • передние корешки - аксоны двигательных нейронов
  • задние корешки - аксоны чувствительных нейронов

Спиномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга; по составу похожа на плазму крови, V=120-150 мл.

Функции СМЖ:

  • амортизатор - предохраняет ГМ и СМ от сотрясений
  • доставка питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена
  • поддержание уровня осмотического давления (60-140 мм. вод. ст.)

III. Закрепление

1. Заполнение схемы «Значение нервной системы».

2. Работа с ключевыми словами, выделенными на странице.

IV. Д/з стр 56-57


УРОК №14

 «Строение головного мозга и его функции»

Задачи:

  • дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,
  • раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.
  • воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.
  • развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга.

I. Проверка знаний.

1. Указать на таблице ЦНС и ПНС и рассказать об их строении и значении.

2. Показать на таблице и скелете месторасположение спинного мозга и отходящих от него нервов и рассмотреть их строение и функции.

3. Раскрыть особенности рефлекторной и проводящей функций СМ, его связь с ГМ.

II. Новый материал

- Что вам известно о головном мозге?

- Что хотели бы узнать?

Головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.

Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже:

- расположение белого и серого вещества;
- наличие извилин;
- кора больших полушарий.

Человек имеет 3й по массе мозг (1400 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг). соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40.

Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра.

Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга.

Головной мозг расположен в полости черепа. В соответствии с развитием пяти мозговых пузырей головной мозг человека разделяют на пять отделов: продолговатый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг и конечный мозг.

Продолговатый мозг, задний мозг и средний мозг имеют черты сходства в строении со спинным мозгом. От них также отходят нервы (черепные нервы), осуществляющие связь мозга с кожей, мышцами и внутренними органами. Поэтому эти отделы мозга объединяют под общим названием — стволовая часть мозга. Нередко к ней относят еще и промежуточный мозг.

Конечный мозг, особенно его полушария, устроен совершенно иным образом. Основная его отличительная особенность связана с наличием коры мозга, которая представляет собой колоссальное скопление нервных клеток (около 109), расположенных в несколько слоев. Наибольшего развития она достигает у человека, головной мозг которого под влиянием труда и членораздельной речи приобретает новые черты строения, отличные от таковых у животных. Полушария головного мозга у человека являются тем материальным субстратом, с которым связана высшая нервная деятельность.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Продолговатый мозг не только “большая дорога”, но и “главный коммутатор телефонных связей” между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер.

В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.

Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.

Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Поражение мозжечка при опьянении:

Закрепление: Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести?

Домашнее задание: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа.


Отделы мозга

Структуры отделов

Функции

Ствол мозга

Задний мозг

Продолговатый мозг

Ядра ЧМН:

XII - подъязычный

XI - добавочный

X - блуждающий

IX - языкоглоточный

Проводниковая - связь СМ и ГМ.

Рефлекторная:

  • регуляция деятельности ДС, ССС, ПС
  • пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания
  • защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота

Мост

Ядра ЧМН:

VIII - слуховой

VII - лицевой

VI - отводящий

V - тройничный

Проводниковая - соединяет молушария мозжечка между собой и КБП

Рефлекторная - вестибулярные и шейные рефлексы, регуляция тонуса мышц, в т.ч. мимических

Мозжечок

(полушария образованы серым и белым веществом)

Координация произвольных движений

Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Средний мозг

Четверохолмие

Ножки мозга

Ядра ЧМН:

IV - глазодвигательный

III - блоковой

Проводниковая

Рефлекторная:

  • ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, которые проявляются в повороте головы и туловища
  • регуляция мышечного тонуса и позы тела

Подкорка

Передний мозг

Промежуточный мозг

а) таламус (зрительные бугры)

Ядра ЧМН:

II - зрительный

Сбор и оценка всех поступающей информации от органов чувств

Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации

Регуляция эмоционального поведения

б) гипоталамус

Высший подкорковый центр ВНС и всех жизненно важных функций

Обеспечение гомеостаза

Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, страх, ярость, удовольствие)

Участие в смене сна и бодрствования

Подкорковые ядра

Регуляция и координация двигательной активности

Участие в обучении, памяти

Кора больших полушарий

Древняя и старая кора (обонятельный и висцеральный мозг)

Ядра ЧМН:

I - обонятельный

Лимбическая система:

  • врожденные поведенческие акты и формирование эмоций
  • гомеостаз, реакции самосохранения и сохранения вида
  • регуляция вегетативных функций

Новая кора

  • осуществление ВНД, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связанных с деятельностью коры
  • осуществление восприятия, оценки, обработки всей поступающей информации от органов чувств
  • координированная деятельность всех систем организма
  • обеспечение взаимодействия организма с внешней средой


УРОК №15

 «Функции переднего мозга»

Лабораторная работа  «Изучение строения головного мозга по муляжам»

Задачи:

  • раскрыть особенности строения полушарий большого мозга, выяснить значение зон.
  • развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга.

I. Проверка знаний.

1. Вопросы 1-10  стр 64

II. Новый материал

Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга.

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Опыт № 2 Пронаблюдать рефлексы среднего мозга .

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева.

Опыт 3. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”.

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.

Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.

Опыт 4. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц

Обобщение знаний проводится в виде фронтальной беседы с заполнением таблицы ( таблица проецируется на экран)

Безусловные рефлексы головного мозга.

Отдел мозга

Название рефлекса

Раздражитель

Ответная реакция

Продолговатый мозг

Глотательный рефлекс

Механическое воздействие на корень языка

Акт глотания

Средний мозг

тонический рефлекс, сохраняющий устойчивость тела

Выход тела из состояния неустойчивого равновесия

Движения, восстанавливающие устойчивость тела, не допускающие его падения

Средний мозг

Ориентировочный рефлекс

Любой раздражитель обладающий новизной

Поворот в сторону из раздражителя, фиксация взгляда на нем, прислушивание и т.д.

Промежуточный мозг

Позный рефлекс

Прекращение движения, человек принимает новую позу

Сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах.

Проверка степени усвоения знаний проводится с помощью теста.

Лабораторная работа  «Изучение строения головного мозга по муляжам»

III. Закрепление

  1. Ответы на вопросы 1-9 в конце параграфа.

IV. Д/з стр 66-69

«Подумайте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...