Конспект урока "Кровь"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Иванова Светлана Ивановна

Данный урок предусматривает использование методы критического мышления и смыслового чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx114.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Кровь»

Цель урока: сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении и функциях.

Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения клеток крови в связи с их функциями
  • значение свертывания крови

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови
  • характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов
  • раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови
  • работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с учебником, готовыми текстами
  • находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее
  • проводить наблюдения, исследования
  • давать определение понятий
  • объяснять одноклассникам изученный материал
  • сравнивать объекты
  • владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы
  • сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе
  • владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий

Личностные результаты обучения:

  • познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей
  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, компьютер, презентация по теме

Ход урока

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

  1. Определение темы урока, постановка цели и задач

Сегодня все узнаете о ней,

Той, что для всех живых всего важней.

Она бежит по замкнутой системе,

Имеет плазму, клетки и пластинки,

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,

Мелькают в ней как яркие картинки.

Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,

О чем веду я речь?

Кто даст мне правильный ответ?

Итак, тема нашего урока «Кровь». Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: «Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни». Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай. Кстати, выражение «земля, политая потом и кровью» восходит к тому времени, когда это было в прямом, а не в переносном смысле.

Именно из представлений о таинственной силе возник ритуал жертвоприношения. Например, когда Пифагор нашел изящное доказательство своей знаменитой теоремы, он тут же принес в жертву Богам 100 животных.

Приписывая крови магические свойства, в частности, способность сохранять здоровье и даже продлевать годы, решили использовать ее рационально. В Древнем Риме на бои гладиаторов невозможно было попасть не только потому, что римляне обожали острые ощущения, но и потому, что администрация не возбраняла после окончания боя выскакивать на арену всем желающим и пить кровь того, кто потерпел поражение.

Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.

Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной. Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”

Действительно ли это так? Давайте разберемсяЧто для этого нам нужно сделать?

1. Изучить состав крови

2. Изучить строение клеток крови

3. Изучить функции крови

Сформулируйте цель урока.

(познакомиться с составом и функциями крови)

  1. Актуализация знаний

  • Что вам известно о крови?
  • К какой ткани относится кровь?
  • Каковы особенности соединительной ткани?

4. Изучение нового материала

Состав крови, строение клеток крови

Составление схемы состава крови по тексту.

Кровь -  жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела.

Общее количество крови в организме 7% его массыпо объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость- плазма крови и нижний слой – осадок темно- красного цвета, который образован форменными элементами- клетками крови: лейкоцитами. эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ- 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав. Здесь и сложнейшие белки, среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, жиры и углеводы, соли, кислоты, различные газы и другие вещества. Каждое из них имеет определенное и важное значение.

Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют 96%, лейкоциты 3%, тромбоциты 1%.

  • Давайте более подробно изучим форменные элементы. Для этого каждая группа изучит свой текст о форменных элементах и предоставит нам необходимую информацию (см. Приложение 1)

Отчеты  групп в виде заполнения соответствующих колонок в рабочих листах:

Название клетки

Количество в 1 мм3

Особенности строения

Продолжительность жизни

Место образования

Выполняемая функция

Эритроциты

тромбоциты

Лейкоциты

Прием «Удивляй»

(заранее подготовленный ученик рассказывает интересные факты об эритроцитах)

  • Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору (вспомним длину экватора более 40000 км)
  • Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет
  • В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток

Эритроциты выполняют важнейшую функцию - перенос кислорода. А связано это с формой и размерами эритроцита. И сейчас мы это докажем. Давайте перейдем от теоретических вопросов к практическим действиям и побудем немного учеными – исследователями, изучим микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки. Перед вами инструктивные карты, Прочитайте, что от вас требуется и, соблюдая технику безопасности, приступайте к работе.

Лабораторная работа

«Сравнение крови человека и лягушки».

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
  2. Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, используя данные таблицы, сравните их.

 

Кровь лягушки под микроскопом                    Кровь человека под микроскопом

Таблица

Признаки сравнения

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

Количество в 1 мм3

4-5 млн.

  1. тыс.

Диаметр клетки

7-8 мкм

21-24 мкм

Форма клетки

двояковогнутого диска

овальная

Наличие ядра

отсутствует в зрелой клетке

есть

Функция клетки

Дыхательная - транспорт О2 и СО2

  • Какие данные вас заинтересовали?
  • К какому выводу вы пришли? Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки.
  • Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему?

Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода. Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость. Таким образом, мы видим, что эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.

  • А есть что-то общего у эритроцитов крови человека и лягушки?
  • У всех ли животных кровь красная?
  • Приведите примеры типов животных цвет крови которых отличается.
  • Чем это объясняется?

-Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества –гемоглобина. от греческого haima - кровь и латинского globus - шар) 
В составе гемоглобина находится два составных элемента:

  • белок глобин, являющийся основой для гемоглобина,
  • железо в форме гемма, прикрепленное к определенным зонам белка.

В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином. Оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие. Кровь, обогащенная углекислым газом, имеет темно-красный цвет и называется венозной.

Я думаю, вы не раз замечали, что вытекающая из ранки кровь довольно быстро темнеет, густеет и застывает (то есть свертывается), образуя на месте повреждения плотную корочку. Здесь заслуга природы - она позаботилась об организации аварийно- спасательной службы в нашем организме. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна.  

Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы,  всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться.     

Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована.  Но для образования такой пробки необходимо чтобы в крови били соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет.

Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия. Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения; Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория.

Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго - царевич Алексей.

По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь».

Функции крови

  • Итак, зная состав крови, мы можем сказать какие функции она выполняет в организме.

1. Транспортная (кровь приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада, гормоны и другие гуморальные регуляторы)

2.Защитная (свертывание крови, обеспечение иммунитета).

3. Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

4. Терморегуляторная (охлаждает органы в которых производиться много тепла и согревает органы, теряющие тепло).

5. Обобщение усвоенного материала

  • Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь- зеркало организма», так ли это?

Учащимся предлагается решить биологические задачи.

1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?

- Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит  недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания.

2. Оказывается, недостаток сахара в крови – гипогликемия опасен, чем его избыток – гипергликемия. Почему?

- Глюкоза – основной источник энергии, особенно в нервных клетках. При недостатке нервные клетки погибают, что вызывает потерю сознания или даже смерть.

3. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в 1мм3  крови содержится 20 тыс лейкоцитов, в то время как норма – 6 – 8 тысяч.  Дайте объяснение этому явлению.

4. Нормальная СОЭ у женщин – 7-12 мм/ч

                                      У мужчин – 3 – 9 мм/ч

Какие выводы можно сделать, если СОЭ = 80 мм/ч

- Сильный воспалительный процесс.

Задача на формирование функциональной грамотности.

Кровь относится к соединительной ткани и является промежуточной внутренней средой. Все органы нашего тела пронизаны густой сетью кровеносных сосудов, по которым безостановочно течёт кровь. Около 7 % всей массы тела составляет кровь. Объём плазмы крови у человека составляет 55-60%, а на долю форменных элементов приходится 40-45% объёма всей крови.

Объясните, почему потеря 10% крови у человека допустима, 30% - опасна, а 50% смертельна? Какие функции крови позволяют организму поддерживать нормальный уровень процессов жизнедеятельности?

6. Рефлексия деятельности.

  • Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи, которые перед нами.
  • Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?
  • А теперь я вам предлагаю пострелять в «Рефлексивную мишень». Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 - соответственное количество пальцев.

7. Домашнее задание.

1.Прочитать параграф 17, ответить на вопросы 5,6

2.Создать электронное пособие с использованием опорного листа урока (5 слайдов)

      


(Приложение 1)

Информационный лист 1.

Плазма крови.


     Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме.  
       В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки, жиры и углеводы, соли, щёлочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр.
     Каждое из этих веществ имеет определённое важное значение.
Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела.

Жиры и углеводы  - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.
 

Информационный лист 2

Лейкоциты.
     Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма.

    Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он ровняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов.

Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов.
     Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов.
     Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц.

Информационный лист 3.

Эритроциты.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, диаметр эритроцита 7-8 микрон. Эритроцит весь заполнен гемоглобином, по самым скромным подсчетам в 1 эритроците содержится 300 млн. молекул гемоглобина. Это пигмент занимает 90% массы эритроцита. Живут эритроциты не так уж долго – 100-130 дней. За 1 секунду свой жизненный путь завершают 5 млн эритроцитов. Те. За 1 секунду обновляется состав целой капли крови. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Масса которого 2600 г, за год он выпускает 10 кг эритроцитов. Самая главная функция – газообмен. Но эта функция не единственная: на своей поверхности эритроциты могут разносить жиры, связывают и обезвреживают многие ядовитые вещества, в том числе и лекарства. Правда,  при этом эритроциты гибнут, зато спасают другие клетки. При избытке жидкости в крови эритроциты впитывают ее и набухают, а как только воды недостает они ее из себя «выжимают». И ее общее количество остается постоянным. Так же эритроциты поступают и с избытком солей. В результате состав крови, омывающей все клетки организма, остается практически неизменным.

Информационный лист 4.

Тромбоциты.

Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана.
     В этом случае природа позаботилась об организации аварийно- спасательной службы.  Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. 
     Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы,  всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться.    
     Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована.
     Совершенно очевидно, что хорошо налаженная аварийная служба крови необходима, но она, к сожалению, грозит организму страшной опасностью. Что, если по тем или иным причинам аварийная служба начнёт не вовремя работать? Такие неуместные действия приведут к серьёзной аварии. Кровь в сосудах свернётся и закупорит их. Поэтому кровь имеет вторую аварийную службу – антисвёртывающую систему. Она следит, чтобы в крови не было тромбина, взаимодействие которого с фибриногеном приводит к выпадению нитей фибрина. Как только фибрин появляется, антисвёртывающая система немедленно его инактивирует.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...