Технологическая карта урока биологии в 6 классе.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Платонова Анна Владимировна

Технологическая карта урока биологии в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_6_klass.docx93.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 6 классе.

Тема урока Плоды. Разнообразие и значение плодов Тип урока урок открытия нового знания.

Оборудование Таблицы «Плоды». Кочан капусты, шишка ели, клубень картофеля, корнеплод моркови, чашечки, зубочистки, образцы плодов. Дидактические карточки. У каждого на столах плоды растений: (из возможного перечня) оливки, сливы, яблоко, груша, мандарин, грецкий орех, лесной орех, арахис, семя подсолнечника, рис, киви, банан, ананас, огурец, помидор.

Цели урока: способствовать формированию представлений о разнообразии плодов, процессе их образования, значении плодов в природе и в жизни человека

Задачи урока: как планируемые результаты обучения:

- образовательная – способствовать пониманию многообразия плодов, их классификации;

- развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам работы, раскрывать причинно – следственные связи;

- воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, стимулировать развитие познавательного интереса.

Вид планируемых учебных действий

Предметные

- определение основных органов растений (плод).

- объяснение особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

- понимание смысла биологических терминов: плод, функции плодов, виды плодов

Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

- преобразование модели с целью выявления общих закономерностей, определяющих

общее строение плодов;

- выбор критериев для сравнения плодов и классификации объектов;

- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения ее;

Коммуникативные

- строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные

- постановка учебной задачи на основе соответствия того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- составление плана и последовательных действий при планировании;

- контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным заданием

Личностные

Интерес к изучению строения растений; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Базовый (опорный) уровень:

Ученик проявляет интерес к изучению плодов как одному из органов цветкового растения.

Ход урока

I. Орг. момент

Цель - включение в деятельность

Прием создания положительного настроя

Приветствует учащихся. Готовит оборудование, аппаратуру. Отмечает отсутствующих.

Полная готовность класса и оборудования, включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя.

Рассаживаются, проверяют наличие инструкций и дидактических карточек.

Включение в учебный процесс

II. Актуализация и углубление изученного.

Цель – определение содержательных рамок урока, мотивация к учебной деятельности

Информационно – коммуникационные технологии,

проблемное обучение,

беседа, дидактическая игра (загадка)

Задает вопросы, заслушивает ответы учащихся.

1. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок?

Какое строение имеет цветок? (Слайд 2)

В случае затруднения учитель предлагает опору в виде схемы «Строение цветка» (Слайд 3)

В качестве итога учитель предлагает рассмотреть подобную схему строения цветка, обращая внимание на такие понятия, как завязь и семязачаток (Слайд 4) и предлагает рассмотреть на фотографиях цветки разных растений (Слайды 5, 6, 7).

2. Рассмотрите внимательно схему, обратите внимание, что у растений бывают разнополые и однополые цветки. В чем их отличие? (Слайд 8).

3. Предлагает решить проблемную ситуацию.

Объясните, почему: (Слайд 9)

На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год была усыпана плодами. Почему у горе- садовода не было урожая? И что вы ему посоветуете? (Слайд 10)

Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы, объясняя свой поступок тем, что все равно цветки без огурчиков. Как по вашему, правильно он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику. (Слайд 11)

Что образуется после того, как цветок отцвел?

4. А чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадку. (Слайды 12, 13)

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу – сластену в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несёт её, и вот –

Цветок увял, и зреет……….(плод)

Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить? (Слайды 14, 15)

- Понятие плод.

- Из чего образуется плод.

- Классификацию. Примеры плодов.

- Значение, распространение плодов

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на собственные знания предыдущих тем. В случае затруднения опираются на схему строения цветка

Слушают дополнения учителя, рассматривают видеоряд цветков разных растений

Отвечают на вопросы учителя, объясняя, что у обоеполых цветков присутствуют и пестики, и тычинки, а у однополых – только один из органов размножения.

Решая проблемную ситуацию, приходят к выводу что для размножения цветковым растениям необходимо оплодотворение, то есть опыление.

Приходят к выводу, что на месте цветка у цветковых растений образуется плод.

Формулируют цели учебной деятельности и записывают их в тетрадь:

- усвоить понятие «плод»;

- научиться различать разные типы плодов.

Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. Формирование умения делать выводы, обобщения;

III. Изучение нового материала

Цель – освоение понятий урока

Информационно – коммуникационные технологии,

проблемное обучение,

рассказ, объяснительно – иллюстративный метод

Объясняет новую тему в ходе беседы, демонстрации конкретных примеров

1. Предлагаю повторить вывод, к которому мы пришли чуть ранее: Какие условия необходимы для образования плода? (Слайды 17, 18)

Учитель демонстрирует схему образования плода, обращая внимание на строение семязачатка (Слайды 19, 20).

Обращает внимание на то, что у цветковых растений может быть ка один, так и несколько семязачатков.

2. Определение понятия «плод».

Учитель демонстрирует на слайде изображения кочана капусты, клубней картофеля, яблока, плода малины, плода сливы, шишку ели и предлагает учащимся назвать, что из этого они считают плодами (Слайд 21).

Давайте попробуем решить спор двух товарищей. Они запутались и не знают, к какой части растения это отнести? Определим, что же это за часть растения?

- Кочан капусты

- Шишка ели

- Клубень картофеля

- Малина

- Яблоня

- Слива

ПЛОД – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

3. Учитель рассказывает функции и строение плода (Слайды 22, 23)

Демонстрация предполагает краткий рассказ с акцентированием внимания обучающихся на таких понятиях, как «строение плода», «семена плода» (может быть одно семя или может быть много), функции плодов. Просит повторить значение плода для растений.

Участвуют в беседе, самостоятельно делают выводы, строят монологические высказывания (предполагаемые ответы):

Для образования плода цветковым растениям необходимо опыление, оплодотворение…

Приходят к выводу, что на месте цветка у цветковых растений образуется плод. На схеме рассматривают строение завязи и семязачатка

Решая проблемную ситуацию, делают самостоятельные выводы о том, что из предложенного является плодом, а что - нет.

Предполагаемые ответы:

Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Это двулетнее растение. Плод образуется только после появления цветка. Это почка – часть побега.

Шишка ели – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.

Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля.

Малина, яблоко и слива – это плоды.

С помощью учителя формулируют определение, что такое ПЛОД.

Называют новые понятия: «околоплодник», «семена».

Функции плодов:

обеспечивают созревание семян;

- сохраняют семена во время созревания;

- способствуют распространению семян.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к окружающему миру, миру живой природы;

Познавательные УУД:

1. умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности: обсуждение отличительных особенностей плода как части цветкового растения

IV. Самостоятельная работа с новым материалом

Цель – тренировать способность к работе в группе и самоконтролю

Информационно – коммуникационные технологии,

практическая работа, работа в группе, беседа, объяснительно – иллюстративный метод

Организует самостоятельное изучение классификации плодов (слайд 24). Помогает выполнить самостоятельную работу, комментируя действия обучающихся:

1. Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.

Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.

Все ли плоды удалось проколоть? (нет)

Почему? (оболочка плода жёсткая)

Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? (из некоторых плодов вытекает сок)

Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)

А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)

Разделите на 2 тарелочки плоды: в 1 – сочные, во 2 – сухие.

А чем ещё отличаются плоды? (по количеству семян)

У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся.

(Определяем по слайдам) (Слайды 25, 26).

2. Рассказ – объяснение «Классификация плодов» (Слайд 27), (Приложение 2).

Вам нравятся плоды? Почему? Повторим за нашим смайликом его веселые упражнения.

Физкультурная пауза (с использованием слайдов 28 - 32)

3. Организует самостоятельную работу по определению понятия «сложные плоды»

Предлагаю вам интересные вопросы на выбор. Ознакомьтесь с предложенной информацией и расскажите ее в группе (Приложение 3).

1. Перед вами плод мандарина? Как он называется?

2. Чем отличается плод малины от плода клубники?

3. Посмотрите внимательно на плод ананаса. Чем же он интересен?

4. Чем знаменит плод шиповника?

После работы обучающихся в группе. Совместно делают вывод, что помимо простых, есть еще сложные плоды (Слайд 40).

Выполняют самостоятельную работу, цель, задачи и порядок которой определены на слайде презентации.

1. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Формулируют определение понятия «виды плодов» в ходе самостоятельной работы.

2. Используя изображения плодов, текст и рисунки учебника самостоятельно изучают схему «Классификация плодов» и распределяют плоды по группам в таблице (Приложение 1).

3. После физкультурной паузы выполняют продуктивные задания по самостоятельному формулированию понятий «сложные плоды». Задания для работы с информацией выбирают по желанию (Приложение 3).

Самостоятельно делают вывод о том. Что есть простые и сложные плоды.

Личностные результаты:

1. действия смыслообразования: понимание значения плодов в жизни человека

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: переход от практических действий с плодами к их обобщенным характеристикам

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы, умозаключения

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности: аргументация в беседе, построение монологического высказывания в ходе пересказа текста.

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Информационно – коммуникационные технологии, фронтальный опрос. беседа, дидактические игры, самостоятельная работа

Давайте попробуем сформулировать основные выводы по теме: «Плод».

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад.

О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Выполните задания на закрепление изученного материла: (Приложение 4) в парах и в ходе фронтальной работы

Задание 1. Расположите карточки с изображениями плодов в таблицу (Слайд 41)

Задание 2. Какие сказки связанные с растениями и их плодами вы знаете? (Слайды 42, 43, 44)

Задание 3. Тест (Слайды 45 - 50)

Задание 4. Что лишнее? (Слайды 51, 52)

1. Отвечают на вопросы.

2. Выполняют дидактические задания на закрепление изученного материала (Приложение 4):

Задание 1. Расположите карточки с изображениями плодов в таблицу

Работа в парах. Распределение плодов по группам. Составляют словесное описание плодов, так чтобы их можно было узнать.

Задание 2. Какие сказки связанные с растениями и их плодами вы знаете?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм;

“Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка

“Мужик и медведь” (рожь);

“Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – “Мужик и медведь” (репа).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

Задание 3. Тест

Задание 4. Что лишнее?

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VI. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Беседа, объяснение

Выясняет, в чём возникли трудности

Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание. Читает стихотворение (Приложение 5).

У каждого на столах лежат листочки. Нарисуйте смайлик, с каким настроением вы уходите с урока. Можете написать словами.

Самоанализ знаний по итогам выполненной работы.

Определение наиболее трудных вопросов.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VII. Домашнее задание.

Дифференцированный подход

Краткое подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания.

Задание на выбор (Слайд 53):

- составить кроссворд на тему «Плоды»,

- подготовить сообщение «Удивительные плоды»,

- написать сказку с плодами в «главных ролях».

Обобщает изученное по основным вопросам беседы, оценивает деятельность учащихся.

Выводит на слайд домашние задания на выбор. Проверяет записи в дневниках учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

В технологической карте прописаны УУД учащихся, деятельность учителя, рефлексия....