конспект урока-презентации по теме "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Савоста Наталья Владимировна

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskiy_sostav_kletki_5_kl.doc88.5 КБ
Office presentation icon himicheskiy_sostav_kletki_5_kl.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:

                                           Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу класса.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник,  семена  подсолнечника,  клубень картофеля, салфетки,  мука, кусочек теста, марля, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая  чашка, лист бумаги, стаканчик.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты. 

                                                           Ход урока

  1. Мотивация 

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворение, которое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

             Слайд 1 

               На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /

 

Учитель: Догадались о чём пойдёт речь? ( дети отвечают)

Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы!

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель проговаривает тему урока – Слайд №2 ( Химический состав клетки.)

  1. Целеполагание -  Слайд№3

 Учитель:  Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/

А можем ли мы исследовать растение на предмет химического состава и поставить знак равенства. Если в растении мы докажем наличие веществ, то они присутствуют и в клетке.

                  Объектом исследования являются растения

Учитель: ребята как вы думаете какую  цель  мы можем поставить для нашего урока .

/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/

Цель: изучение химического состава растений.

Слайд 4.

III. Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи:  

1. экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить роль растительных веществ в организме;

Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока.

 

IV. Актуализация нового материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Химические элементы, из которых состоят организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны.

Вещества, из которых состоят клетки разнообразны . Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

 

                                                   План работы:

  1. Изучаем теоритический материал по учебнику
  2. Доказываем экспериментально – практически
  3. Записываем схемой в тетрадь    ( Как оформляется схема)

Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические

  Учитель: Что относиться к неорганическим веществам?

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. 

Записываем в схему Слайд 5

                            ( схема оформляется по ходу изучения)

       

                                 вещества клетки

неорганические вещества                       органические вещества

                                                   

вода           минер. Соли                   углеводы      жиры      белки     нуклеиновые соли

Роль в клетке

Слайд 6.

              1.Вода- Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

 Слайд 7        Роль воды в клетке:

  1. Придаёт клетке упругость
  2. Определяет форму
  3. Участвует в обмене веществ

(запись в тетрадь)        

Доказать, что в растениях содержится вода. После нагревания семян  пшеницы на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

( записи в тетради- нагревание)

 Слайд 8  2.Минеральные соли - составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота, фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

             Роль в клетке

  1. Используются в синтезе органических веществ
  2. Участвуют в обмене веществ

  Ученик- исследователь : Чтобы доказать, что растения содержат минеральные соли необходимо их поджечь, после их сжигания осталась зола. Это доказывает, что в состав растений входят минеральные вещества (соли).

 ( записи в тетради- сгорание )

Слайд 9.    Органические вещества -  вещества,  состоящие  из  углерода,  водорода,  кислорода и азота. Эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете,  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических?

А кто из  вас  прав, мы  сейчас  узнаем  .

Слайд 10.  Углеводы –(читаем и записываем)

                         Роль в клетке:

  1. Энергия для жизнедеятельности
  2. В составе оболочек придают прочность
  3. Запас веществ в клетке

Цель  эксперимента – доказать, что в растениях содержатся углеводы. Исследуем  клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. Углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода синеет. Это качественная реакция.

/ученик  демонстрирует результат учащимся /

 ( записи в тетради-  р –р йода на срез клубня)

Слайд 11-12

  В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое  тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем  сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)        

    Белки- (читаем и записываем)

Слайд 13     Исследование  пшеничной муки . После проведенного эксперимента выясним, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Наш вывод: в растениях есть белки.  

/ученик  демонстрирует результат учащимся /

( записи в тетради-  липкий комочек в марле)

Белки , это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

Слайд 14-15     Роль белка в клетках:

  1. Входят в состав клеточных структур
  2. Регулируют процессы жизнедеятельности в клетке

3. Запас

Слайд 16. Жиры – ( читаем и записываем)

Объект  нашего исследования семена подсолнечника. После того, как их раздавили, на листе остались жирные пятна.  вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик  демонстрирует результат учащимся /

( записи в тетради- раздавить семена  )

  Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

 Слайд 17 Какие масличные растения вам известны? (подсолнечник, рапс, олива, арахис, соя, )

Слайд 18-19. Роль жира в клетках:

  1. При расщеплении жиров освобождается энергия

V. Закрепление

 Повторение получившейся схемы.

VI. Рефлексия.

 Оцениваем свою работу после окончания урока.

Подтвердили ли свои знания, узнали новое – всё понял, не всё понял, доработать

  Слайд 20.

Проверка уровня понимания учебного материала.

VI1. Рефлексия.

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

Слайд 21  Домашнее задание.  

Всем:

Параграф   §8,

На выбор:

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
  2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Слайд 21. Всем спасибо за работу. Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна .

Слайд 2

Химический состав клетки

Слайд 3

Что является объектом нашего исследования?

Слайд 4

Цель: изучить химический состав растений

Слайд 5

Задачи: 1. экспериментально выяснить химический состав растений; 2. выявить роль растительных веществ в организме;

Слайд 7

Неорганические вещества Вода – самое распространенное вещество в клетке, ее содержание среднем составляет 80%.

Слайд 8

Значение воды вода – растворитель, химические реакции протекают в водной среде вода участвует в химических реакциях в клетке придает клетке объем, упругость обеспечивает поступление веществ в клетку и удаление ненужных веществ способствует перемещению веществ по организму

Слайд 9

Эксперимент 1.

Слайд 10

Неорганические вещества Минеральные соли составляют 1 – 1,5% от массы клетки. Соли натрия и калия обеспечивают проявление раздражимости Используются в синтезе органических веществ Участвуют в обмене веществ

Слайд 11

Эксперимент 2

Слайд 12

Органические вещества ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами.

Слайд 13

Эксперимент №3 Опыт обнаружение углеводов

Слайд 14

Эксперимент №3 Опыт обнаружение углеводов

Слайд 15

С какой целью выращиваются данные растения?

Слайд 16

Продукты, богатые углеводами

Слайд 17

Эксперимент 4. Обнаружение белков у растений

Слайд 18

Эксперимент 4. Обнаружение белков у растений Изучите вещество, оставшееся в марлевом мешочке после промывания муки. Какое оно? Почему это вещество назвали клейковина? Клейковина-это белок. Вывод: в состав живого организма входит…..

Слайд 19

Значение белков «Строительный материал» для клетки Ускорение протекания химических реакций (ферменты)

Слайд 21

Исследование №5 Что видим на бумаге? Вывод: в составе живых организмов есть…..

Слайд 22

Масличные растения

Слайд 23

Органические вещества Жиры – твердые (животные) и жидкие (растительные масла) Функции: запасной источник энергии источник воды

Слайд 24

Продукты, богатые жирами

Слайд 25

Письмо Незнайки Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!

Слайд 26

Домашнее задание §8 Творческое задание на выбор: Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Урок+презентация по биологии "Строение ядра клетки. Хромосомный набор" для 9 класса

Данная разработка позволяет провести урок биологии в 9 классе по изучению строения ядра клетки. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. сформировать понятие и строении и функциях клеточного ядра. 2. представление о я...

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....

Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....