Человек в ответе за природу.
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Иванова Светлана Ивановна

Интегрированный урок по биологии, географии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_5.doc78 КБ
PDF icon ekologicheskiy_zhurnal.pdf1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5-ом классе на тему:

«Человек в ответе за природу»

Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с экологическими  проблемами, созданными человеком;
  • формировать основные представления о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу;
  • проследить взаимодействие человека и природы;
  • развивать чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду;
  • формировать умения учащихся работать с различными источниками информации, составлять рассказы и сообщения природоведческого содержания;
  • развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся.

Оборудование: Записи  звуков природы; пейзажи; оборудование для иллюстраций действия серной кислоты (пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения, металла, бумаги, мела и т. д.); дезодорант.

Ход урока

    Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, а урок, на котором сразу два учителя, и проведем мы его в форме устного журнала.

Эпиграфом к нашему журналу мы взяли слова

Эпиграф урока:

Человек – не повелитель природы.

Человек – не покоритель природы.

Человек – просто её неотъемлемая часть.

  • Как вы можете объяснить девиз нашего урока?
  • О чём пойдет сегодня речь?
  • Почему данный урок у вас ведут сразу два педагога?
  • Что изучают биология и география?
  • Что такое природа?

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое

Солнце   светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава ,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери, и леса.

Гром туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг ... природа.

  • Какая бывает природа? Приведите примеры.
  • Как действует человек на природу?
  • Как природа воздействует на человека?

     На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о влиянии человека на природу, отметим положительные и отрицательные стороны этого воздействия. Свой урок мы проведём в форме устного журнала. Мы будем путешествовать по его страницам.

     Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно узнать, все ли вы готовы к путешествию? Для этого вам необходимо ответить на вопросы.

  • Какие оболочки Земли вы знаете? 
  •  Что называют биосферой? 
  • Как называется  наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой? 
  • Какие основные виды загрязнений вам известны?
  • Что такое биоразнообразие? 
  • Что такое экологические проблемы? 
  • Международная экологическая организация, выступающая за решение экологических проблем. 

Я вижу, все готовились к путешествию. Тогда в путь!

Итак, первая страница – «Историческая».

Нас в любое время года учит мудрая Природа!

Птицы учат пению. Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и пруду обучают нас труду!

Учит снег нас чистоте. Учит  солнце доброте.

И при всей огромности обучает скромности!

Отражение в воде учит нас правдивости.

У природы круглый год обучаться нужно.

Нас деревья всех пород – весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

      По мнению учёных первые люди появились на Земле 2 млн. лет назад. Древними предками человека были жившие в Африке несколько миллионов назад «древесные обезьяны» - дриопитеки и «южные обезьяны» - австралопитеки.

 Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы – ловушки. Животных поражали камнями, копьями, стрелами, деревянными дубинами… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.

В далёком, далёком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море

На север, на запад на юг, на восток.

Тот остров был очень красивым, зелёным.

И стали к нему подходить корабли.

Нечасто встречается в море солёном

Такой вот уютный кусочек земли.

…Порядок сложился на многие годы

И не был бы, может, нарушен вовек,

Но тут появился властитель природы –

Великий, могучий … злой ЧЕЛОВЕК.

И вот он наводит другие порядки –

Он начал животных для пищи ловить,

Распахивать  землю под поле и грядки,

Строить заводы, удобрения лить.

Что делает он? Неужели разрушит

Порядок, что мог закрепиться в  веках

На этом кусочке оторванной суши?

Решайте! Решайте, всё в ваших руках.

  • Почему человек  в этом стихотворении назван великим? Могучим? Злым?

Вторая станция «Человек – властелин природы?»

       Сельское хозяйство.

  Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они  приручили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе.

       И всё это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создавать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Стада домашних животных вытаптывали и выедали пастбища, что способствовало разрастанию пустынь…

        Одни виды растений и животных исчезали, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Человек стал упорно искать эффективные средства борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство как ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же очень опасны для самого человека. Однако, они на этом не остановились. Для повышения урожайности растений люди стали использовать удобрения, загрязняя почву и продукты питания нитратами. Как известно, нитратная продукция канцерогенна, т.е. может стать причиной развития раковых опухолей.

Появление и развитие земледелия 7 тыс. лет назад положило начало массовой вырубке лесов. По оценкам ученых, к моменту появления человека на Земле леса занимали 60% ее поверхности, а сейчас – только 30% или  4 млрд. га. Однако темпы вырубки лесов высоки: в год исчезает около 110 тыс. кв.км лесов или 20 га в минуту. В настоящее время нетронутые человеком леса сохранились в тайге России и Канады, а также в тропических лесах Амазонии.

 Транспортная.

      Все виды транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для неё автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 миллионов штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. Кроме того, в бензине содержится высокотоксичный элемент – свинец.

       За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь! Автомобили расходуют огромное количество топлива. А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много. Особенно быстро тают запасы нефти, из которых получают бензин.

     При добыче нефти, её транспортировке и переработке загрязняются почва, вода и атмосфера. Наконец, в автомобильных катастрофах  на дорогах гибнет много людей.

Промышленность.

         Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды и почвы отходами производства. Промышленные загрязнения самые разнообразные: механические, химические, тепловые. Особенно опасны радиоактивные отходы, т.к они способны испускать особые, очень вредные для всего живого лучи, которые нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций, при всевозможных авариях на объектах, использующих атомные реакторы.

Третья станция «Бытовые отходы.»

      В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора  в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) - высочайшую горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы.

       Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают взрыво - и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух.

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Четвёртая станция – «Черная и Красная страницы»

     Человек, кичась своими научными достижениями и технологическими новшествами, объявил себя царем природы и правит, нарушая все традиции и законы. Еще в 50-х годах разумные люди забили тревогу, а сейчас просто необходимо звонить во все колокола. Многие виды флоры и фауны исчезли с лица Земли.

      И поэтому к нам в гости пришли представители флоры и фауны и конечно Красная книга, чтобы вы никогда не стали убийцами животных и разорителями лесов.

А вот и Красная книга.

Красная книга:

Красная книга - красная!

Значит природа в опасности.

(Б. Дубровин)

         В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана "паспортная" комиссия по редким видам. Считали 14 лет.

     Выяснили, что с 1600 по 1800 г с лица Земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1800 по 1900 - еще 33 формы, а с 1900 по 1913 - 52. Международная Красная книга учреждена решением Международного Союза охраны природы и природных ресурсов в 1966 году.  Главным организатором и автором стал английский орнитолог и художник-анималист Питтер Скотт.

      Красную книгу называют Документом совести.

  • Почему книга имеет красный цвет?

        Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. 
    Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.

  • Подумайте, по какому принципу выбирались цвета

• Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие). 
Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр). 
• Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран). 
Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось). 
          За последние 400 лет в мире уничтожено более 150 видов зверей и птиц. Исчезли с лица Земли стеллерова корова, сумчатый волк, дикая лошадь тарпан, громадный сильный бык тур и многие др. Под угрозой исчезновения сейчас находятся еще около 600 видов. Из 400 тысяч видов растений 25 тысяч находятся под угрозой исчезновения.

Морская корова была открыта в 1741 г. в северной части Тихого океана участником экспедиции Витуса Беринга Г. Стеллером. Это крупное доверчивое млекопитающее (длиной до 8 м) совершенно не боялось человека. Оно питалось водорослями (морской капустой), поэтому жители Камчатки назвали это животное «капустник». Животное так близко подпускало к себе людей, что до него можно было дотронуться рукой и погладить. В связи с тем, что мясо морской коровы было очень вкусное, она подверглась нещадному истреблению и через 28 лет после открытия была полностью уничтожена. В настоящее время только в музеях можно увидеть скелеты этого животного.

Из списка пернатых обитателей планеты навсегда вычеркнут вид бескрылая гагарка. Последний экземпляр уничтожен в Исландии около 1844 г.

Четвёртая станция «Сюрпризы природы.»

    С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать.

«Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».

«Сюрприз» № 1.

Средство гигиены,  которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый,  который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.)

Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере на 50%  (средняя толщина озоносферы составляет всего лишь

3 мм). Вещества, разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.

«Сюрприз» № 2.

     Вещество, которое губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота, содержащаяся в кислотных дождях.)

     По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину, а часто столовому уксусу.

  • А хотите увидеть на практике, что произойдёт, если выпадет кислотный дождь?

Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла, листа растения.

«Сюрприз» № 3.

Газ, образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к парниковому эффекту.

   Осталась последняя станция. Чтобы отправиться на эту станцию, мы должны вернуться к  вопросам, которые были заданы в начале урока.

Загрязнение рек и морей.

Масштабы загрязнения внутренних вод принимают в настоящее время угрожающие размеры. От болезней, возникающих вследствие их загрязнения, ежегодно страдают на Земле 500 млн. человек.  Сброс в реки и водоемы сточных вод приводит к гибели не только рыб, но и к уничтожению их нерестилищ, многих кормовых организмов.

Миссисипи сделалась грязным сточным потоком, Сена и Рейн – белыми от химической пены. «Химический взрыв» на Рейне.

Известный норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший на бальзовом плоту значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи на «Кон-Тики» были глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана. Но недавно ученый заявил: «Загрязнение океана продуктами деятельности человека заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах  в его центральной части». Они повсюду встречали пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и др.

     Пятая страница– «Будущее.»

          Вот наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться. Но прежде, чем вернуться в настоящее , вам  необходимо уяснить основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.

- Итак, сформулируйте эти правила.

Учащиеся по цепочке называют основные правила:

  • Бороться с уничтожением лесов;
  • Остановить наступление пустынь;
  • Защитить планету от всех видов загрязнений;
  • Контроль  за неблагоприятными изменениями в окружающей среде;
  • Сохранить всё живое на планете.

                         Знакомство с правилами поведения в природе. 
Работа в парах. Один ученик читает правило, а другой поясняет. Вспомните примеры нарушений этих правил. 
Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны! 
Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков! 
Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников! 
Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе! 
Правило 5. Берегите почву! 
Правило 6. Берегите прекрасный мир растений! 
Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли! 
Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!

  • Почему нельзя проводить охрану природы только в одной стране?

Рефлексия

    У каждого ребёнка на парте листочек. Учитель просит нарисовать на нём своё настроение   и прикрепить к дереву, нарисованному на листе ватмана. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

«Человек в ответе за природу»

Урок экологии в 5-ом классе...

классный час "Человек- он ведь тоже природа"

Материал предназначен для проведения классного часа в 8-9 классе, или может использоваться на уроках экологии....

"Человек-природа, или в природе человек!"

Диспуп-беседа с учащимися по экологическому воспитанию. В беседе участвуют три команды. Жюри отценивает ответы детей....

Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов.   Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...