«Человек в ответе за природу»
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме

Урок экологии в 5-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_v_otvete_za_prirodu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экологии в 5-ом классе на тему: «Человек в ответе  за природу»

Подготовила и провела учитель биологии, химии МБОУ «Русско-Акташская сош» Альметьевского муниципального района РТ Белоногова И.А.

Задачи:

  1. продолжить знакомство учащихся с экологическими  проблемами, созданными человеком;
  2. формировать основные представления о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу;
  3. проследить взаимодействие человека и природы;
  4. развивать чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду;
  5. формировать умения учащихся работать с различными источниками информации, составлять рассказы и сообщения природоведческого содержания;
  6. развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся.

Оборудование: Записи  звуков природы; пейзажи; оборудование для иллюстраций действия серной кислоты (пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения, металла, бумаги, мела

и т. д.); дезодорант; собранный в  пробирку углекислый газ; картины и рисунки, иллюстрирующие загрязнения окружающей среды и его последствия; природоохранные знаки.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала .

На фоне звуков природы вступительное слово учителя.

В далёком, далёком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море

На север, на запад на юг, на восток.

Тот остров был очень красивым, зелёным.

И стали к нему подходить корабли.

Нечасто встречается в море солёном

Такой вот уютный кусочек земли.

…порядок сложился на многие годы

И не был бы, может, нарушен вовек,

Но тут появился властитель природы –

Великий, могучий … злой ЧЕЛОВЕК.

И вот он наводит другие порядки –

Он начал животных для пищи ловить,

Распахивать  землю под поле и грядки,

Строить заводы, удобрения лить.

Что делает он ? Неужели разрушит

Порядок, что мог закрепиться в  веках

На этом кусочке оторванной суши?

Решайте! Решайте, всё в ваших руках.

Вопросы на доске:

  1. Почему человек  в этом стихотворении назван великим? Могучим? Злым?
  2. Как действует человек на природу?
  3. Как природа воздействует на человека?

  - На все эти вопросы нам предстоит с вами ответить сегодня, совершив путешествие по следующему маршруту:

    1 станция «Историческая»;

    2 станция «Сельскохозяйственная»;

    3 станция « Транспортная»;

    4 станция «Промышленная»;

    5 станция «Бытовые отходы»;

    6 станция «Сюрпризы природы»;

    7 станция «Будущее».

(Названия станций прикреплены к доске.)

  - Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно узнать, все ли вы готовы к путешествию? Для этого вам необходимо ответить на вопросы.

  1. Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера.)
  2. Что называют биосферой? (Оболочка Земли, заселённая живыми организмами.)
  3. Назовите границы биосферы. ( Нижняя часть атмосферы, гидросфера, верхняя часть литосферы.)
  4. Как называется  наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой? (Экология.)
  5. Какие основные виды загрязнений вам известны?(Три вида загрязнений: тепловое, химическое, радиоактивное.)
  6. Что такое биоразнообразие? (Разнообразие видов организмов и природных сообществ.)
  7. Что такое экологические проблемы? (Проблемы, связанные с нарушением равновесия в природе, возникшие в результате деятельности человека.)
  8. Международная экологическая организация, выступающая за решение экологических проблем. ( «Гринпис» - «Зелёный мир».)

Учитель: Я вижу, все готовились к путешествию. Тогда в путь!

Первая остановка нашего поезда – «Историческая

Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает о том, когда и как на Земле появился человек.

Выступление: По мнению учёных первые люди появились на Земле 2 млн. лет назад. Древними предками человека были жившие в Африке несколько миллионов назад «древесные обезьяны» - дриопитеки и «южные обезьяны» - австралопитеки.

 Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы – ловушки. Животных поражали камнями, копьями, стрелами, деревянными дубинами… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.

Вторая станция – «Сельскохозяйственная.»

Дежурный по станции рассказывает о том, как человек научился приручать животных, выращивать растения, о том, как сельскохозяйственная деятельность влияет на состояние биосферы.

Выступление: Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они  приручили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе.

 И всё это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создавать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Стада домашних животных вытаптывали и выедали пастбища, что способствовало разрастанию пустынь…

  Одни виды растений и животных исчезали, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Человек стал упорно искать эффективные средства борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство как ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили что эти вещества губят всё живое, да к тому же очень опасны для самого человека. Однако, они на этом не остановились. Для повышения урожайности растений люди стали использовать удобрения, загрязняя почву и продукты питания нитратами. Как известно, нитратная продукция канцерогенна, т.е. может стать причиной развития раковых опухолей.

Третья станция – «Транспортная.»

Дежурный по станции рассказывает о влиянии транспорта на состояние биосферы.

Выступление: Все виды транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для неё автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 миллионов штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. Кроме того, в бензине содержится высокотоксичный элемент – свинец.

 За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь! Автомобили расходуют огромное количество топлива. А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много. Особенно быстро тают запасы нефти, из которых получают бензин.

 При добыче нефти, её транспортировке и переработке загрязняются почва, вода и атмосфера. Наконец, в автомобильных катастрофах  на дорогах гибнет много людей.

Четвёртая станция – «Промышленная.»

Дежурный по станции рассказывает о развитии промышленности и её влиянии на состояние биосферы.

Выступление: Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды и почвы отходами производства . Промышленные загрязнения самые разнообразные: механические, химические ,тепловые. Особенно опасны радиоактивные отходы ,т.к они способны испускать особые, очень вредные для всего живого лучи, которые нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций, при всевозможных авариях на объектах, использующих атомные реакторы.

Учитель:

Пятая станция – «Бытовые отходы.»

Выступление: В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора  в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) - высочайшую горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы.

 Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают взрыво - и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух.

Шестая станция – «Сюрпризы природы.»

Учитель: С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать.

«Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».

«Сюрприз» № 1.

Средство гигиены,  которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый,  который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.)

Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере на 50%  (средняя толщина озоносферы составляет всего лишь

3 мм). Вещества, разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.

«Сюрприз» № 2.

Вещество, которое губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота, содержащаяся в кислотных дождях.)

Справка: По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину, а часто столовому уксусу.

Учитель: А хотите увидеть на практике, что произойдёт, если выпадет кислотный дождь?

Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла, листа растения.

«Сюрприз» № 3.

Газ, образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к парниковому эффекту. (Углекислый газ.)

Учитель: Осталась последняя станция. Чтобы отправиться на эту станцию, мы должны вернуться к  вопросам, которые были заданы в начале урока.

  1. Почему человек  в этом стихотворении назван великим? Могучим? Злым? ( Человек изменил природу не в лучшую сторону.)
  2. Как действует человек на природу? (Прямое воздействие: истребление организмов – охота, рыболовство, сбор букетов; косвенное: уничтожение мест обитания – вырубка лесов, осушение болот, распашка земель; загрязнение природных вод, почвы, воздуха и т.д.)
  3.  Как природа воздействует на человека? ( 1.Благотворно: лечит, даёт продукты питания, сырьё  для промышленности и т.д.;

 2. Отрицательно: загрязнения окружающей среды вызывают у человека болезни.)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Седьмая станция – «Будущее.»

Учитель: Молодцы, ребята, на вопросы ответили, а значит можем отправляться на последнюю станцию. Нашей последней остановкой будет станция «Будущее».

Дежурные по станции зачитывают лучшие сочинения на тему «Наша Земля через много лет». Можно устроить выставку рисунков.

Учитель: Вот наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться. Но прежде, чем вернуться в настоящее , вам  необходимо уяснить основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.

- Итак, сформулируйте эти правила.

Учащиеся по цепочке называют основные правила:

  1. Бороться с уничтожением лесов;
  2. Остановить наступление пустынь;
  3. Защитить планету от всех видов загрязнений;
  4. Контроль  за неблагоприятными изменениями в окружающей среде;
  5. Сохранить всё живое на планете.

Учитель: Ну вот мы и вернулись.

Сообщает оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подавляющие факторы выживания человека в дикой природе

Подавляющие факторы выживания человека в дикой природепо материалам сайта: http://lib.rus.ec/b/166178/read Голод , Жара.  Жажда  Холод  Убежища....

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Классный час "Человек в мире природы"

Открытый классный час, посвящён году экологии в РФ. Ведущая технология урока - проектная деятельность.Учащиеся самостоятельно выявляют с помощью дидактического материала проблемы урока, составляют про...

"Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"

Личностные:  формирование познавательного интереса  и учебных мотивов, формирование бережного отношения к природе, умение сотрудничать при выполнении учебных заданий, уметь сравнивать, обобщ...

Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно д...

Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"

Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"...