Разработки уроков по биологии
план-конспект урока по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Загретдинова Светлана Владимировна

разработка дидактических материалов к урокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №1

Тема: «Биология – наука о жизни».

Задачи:

Обучающие: Сформировать представление о биологии, как науки в целом; Показать актуальность биологических знаний; Выявить значение общей биологии, и ее место в системе биологических знаний.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание.

Оборудование: Таблицы с изображением различных форм жизни. Презентация.

Ход работы:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство с учебным курсом: Биология «Введение в общую биологию и экологию» (Рассказ).

В 9 классе мы с вами  обобщим знания о жизни и уровнях её организации, раскроем мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщим и углубим понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания послужат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершим курс понятиями о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Рассмотрим немного детально каждый раздел (слайд 1).

  1. Во  Введении рассмотрим биологию, как науку и место биологии в системе наук. 

    Также поймем значение  и методы биологического исследования для лучшего понимания научной картины мира.
  2. Уровни организации живой материи (слайд 2).
    1.  На молекулярном уровне рассмотрим, что такое биополимеры, их особенности и функции. Посмотрим, что же из себя представляют белки, жиры и углеводы. Вместе с этим изучим особенности строения вирусов и их значение.

 2. В главе клеточный уровень изучим   цитологию как науку. Рассмотрим историю и основные положения клеточной теории. Сформируем более точное представление о клетке как структурной и функциональной единице живого, посмотрим химический состав, компоненты клетки и процессы проходящие в ней.

3 .  В главе организменный уровень затронем вопрос про 
размножение.  Вспомним формы размножения организмов и их особенности.    А также начнем изучать генетику как отрасль биологической науки. Посмотрим  историю развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Рассмотрим различные виды изменчивости. Научимся решать задачи.        

4. Популяционно-видовой уровень .
Узнаем, что же такое вид. Рассмотрим популяцию как элементарную эволюционную  единицу.

5. Экосистемный уровень. 
Поднимем вопросы об окружающей среде — источник веществ, энергии и информации. Более детально рассмотрим Экологию, как наука.

6. Биосферный уровень 
      Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека.

3.  Основы учения об эволюции 

      Учение об эволюции органического мира.
 Движущие силы и результаты эволюции.      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции.

4. Возникновение и развитие жизни на Земле 

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. 

  1. Изучение нового материала (Рассказ с элементами беседы).

Многие думают, что биология – это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных. Это не совсем так. На самом деле биология – наука очень сложная, но и очень интересная.

Итак, запишем тему нашего сегодняшнего урока «Биология – наука о жизни» (слайд 3).

  Мы прекрасно знаем, что она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами. НО история биологии очень древняя. Фактически биология стала первой наукой, к изучению которой наших предков подтолкнула сама природа. Знание биологии на заре человечества было едва ли не основным условием выживания. Например, людям было необходимо знать, какие растения, животные или грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу; чем лечиться, из чего изготавливать одежду, охотничьи приспособления и другие орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали и передавали из поколения в поколение. Позднее люди стали создавать списки полезных растений и животных, давать им названия, изучать их свойства. Благодаря этим знаниям люди научились выращивать растения самостоятельно, культивировать их. Так появилось сельское хозяйство, превратившее человека – собирателя и охотника в земледельца, что дало мощный толчок в развитии человеческого общества в том виде, каким мы его знаем сейчас.

 Сам термин «биология» возник только в самом конце XVIII в. Первым его в 1779 г. употребил немецкий профессор анатомии Руз. Спустя почти четверть века, в 1802 г., его подхватил французский натуралист Жан-Батист Ламарк и предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы, что было логично. В переводе с греческого «биос» означает жизнь, «логос»  – учение

Вопрос: А) Давайте, вспомним, какие царства живой природы выделяют в биологии? (слайд 4).

Б) Какое пятое царства стали выделять относительно недавно? (Вирусы)

В) Как называются науки, подразделы биологии которые изучают эти царства? (слайд 5).

Отдельные дисциплины изучают строение организма в целом: анатомия, гистология, цитология, физиология.

Слайд 6: На этом дереве мы можем видеть, какое огромное количество подразделов выделяют в биологии.

Итак, давайте рассмотрим некоторые из них.

В тетради записываем отрасль и определение этой науки.

Начнём с науки, которая изучает растения – это (ученики) ботаника (слайд 7) В пределах ботаники сформировались более узкие дисциплины, например:

  • Микология – наука о грибах;
  • Бриология – наука о мхах;
  • Геоботаника – изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
  • Палеоботаника – изучает ископаемые останки древних растений.

Далее рассмотрим науку, которая изучает животных (ученики) зоология (слайд 8) . В пределах зоологии сформировались более узкие дисциплины, например:

  • Ихтиология – наука о рыбах;
  • Орнитология – наука о птицах;
  • Этология – наука о поведении.

Внешнее строение организмов изучает (ученики) морфология (слайд 9).

Особенности жизнедеятельности живых организмов изучает физиология (слайд 10).

Внутреннее строение изучает наука (ученики) анатомия (слайд 11).

Слайд 12: Цитология – наука о клетке.

Слайд 13: Гистология – наука о тканях.

Слайд 14: Генетика - Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

Слайд 15: Микробиология: Изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов и вирусов.

Слайд 16: Экология: Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

Также выделяют пограничные науки: слайд 17:

Биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;

Биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;

Биотехнология – изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов в качестве сырья, а также использование их особых свойств в производстве.

Вывод: Биология накопила обширные данные, позволяющие глубже понять проявления жизни и ее закономерности, установить принципы классификации живых существ, особенностей их существования и взаимодействия с окружающей средой. Биология – это фундаментальная наука. Ее выводы носят не только очень важный теоретический характер, но и прикладной.

  1. Закрепление знаний:

Итак, давайте немного закрепим полученные знания и ответим на некоторые вопросы.

Вопросы: (слайд 18).

  1. Что изучает биология?
  2. Какие биологические науки вам известны?
  3. Каких учёных-биологов вы знаете?
  4. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
  1. Домашнее задание:

Слайд 19: § 1, вопросы в конце параграфа.



Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 5 классе

Устройство увеличительных приборов.

г.Нижневартовск, 2021г.

Цели урока:

  1. Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с приборами, позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир.
  2. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.
  3. Развивающие:

 способствовать развитию общеучебных умений:

  • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
  • учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
  • учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
  • учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

 способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами);

способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы обучения:  практические, репродуктивные, словесные, наглядные.

Приемы деятельности учителя: организация поисковой  и   групповой деятельности,  представление презентации.

Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу,  демонстрируют знания, производят обсуждения,   работают с различной информацией.

Оборудование: презентация «Увеличительные приборы», тексты для работы в парах, инструктивные карты  для выполнения лабораторных работ, компьютер, мультимедийный проектор, микроскопы 1 на парту, лупы, тексты о создании микроскопа, инструктивные карточки, учебник, тетрадь, стикеры, цветные карточки, пазл "Строение лупы".

План урока

1.

Орг. момент

1 мин.

2.

Актуализация знаний (беседа)  

5 мин.

3.

Изучение нового материала

  • Введение темы урока
  • Изучение лупы
  • (Физпауза)
  • Изучение микроскопа

26 мин.

  • 2-3мин.
  • 7мин.
  • 2 мин.
  • 13 мин.

4.

Выводы и итоги

6 мин.

5.

Домашнее задание

2 мин.

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте. Мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познания. У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы знаете ответ или готовы отвечать, то поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную. Если вы верно отвечаете, то я вам на парту приклеиваю стикер, тот, кто получит больше всего стикеров, получит отметку.
  2. Актуализация знаний. Ребята, кто из вас может сказать, с какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно?  (биология).

-Что изучает данная наука?  (живые организмы).

-Кто относится к живым организмам? (перечисляют разные организмы).

-Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы. Какие? (царства животных, растений, грибов и бактерий).

-Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ? (наблюдение, эксперимент).

-За какими объектами можем наблюдать мы с вами? (перечисляют).

-Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей).

Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете такие приборы? (да, микроскоп и т. д.)

  1. Введение темы урока. Посмотрите на экран. Какие приборы там изображены? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов). Я уточню. Мы будем знакомиться со строением микроскопа и лупы.  ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ.

-Что  вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).

-Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…)

Что нужно сделать, что бы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?

-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа).

  1. Изучение нового материала. Итак, приступаем. Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей)

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты. У вас в конвертах лежат части рисунка (пазл), на котором есть изображение этого прибора с обозначением всех его составных частей. Ваша задача сложить пазл и выяснить как устроения лупа.

По окончании вам нужно будет рассказать что же вы выяснили.

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физ.пауза.  Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран.

Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь до производственной гимнастики на  уроке? (об увеличительных приборах).

О чем уже узнали? (о строении и назначении лупы)

Что еще предстоит узнать? (строение и назначение микроскопа).

Учитель. Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).

Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в текстах, которые лежат у вас на столах.

Для каждого ряда своя история. После того как прочтете нужно  рассказать всему классу об истории создания микроскопа.

(дети читают, тот, кто готов поднимает жетон)

Рассказ 1. Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном ЗахариейЯнссеном. Но это было сказано самим ЗахариейЯнссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат. Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.

Рассказ 2. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу он навел трубу на окно, что бы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.

Рассказ 3. Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную  трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он  придумал как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.

Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей)

Учитель. Что означает "микроскоп"? (учебник, §6)

Как же устроен микроскоп? Предлагаю эту информацию получить из видеофрагмента. Во время просмотра отыскивайте озвученные части на микроскопах, которые стоят на столах.

Беседа по видеофрагменту. Учитель на своем микроскопе показывает части микроскопа, а учащиеся дают названия и объясняют их назначение.

Итак, вы сейчас…продолжите мое предложение? (изучили строение микроскопа). Все ли вы рассмотрели, изучили? (нет). Что для вас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?

Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз?  (предположения детей).

Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить). У меня на столе стоит микроскоп, давайте определим его увеличительную способность. (назвать цифры и посчитать). Давайте сравним, чей микроскоп мой или ваш дает большее увеличение?

Вы плодотворно потрудились, знаете строение микроскопа. Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с Микр.). Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот. После вашей работы в парах вы будете обучать меня правилам работы с микроскопом. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 32.

Беседа. Как устанавливают микроскоп на столе?

Что делают с зеркалом?

Куда помещают предмет для исследования?

Для чего нужны винты?

Как получают четкое изображение?

Что необходимо сделать после работы с микроскопом?

  1. Подведем итог данного этапа. Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на уроке?

Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями).

Какие источники вы использовали для получения информации?

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой?  (постановка и проведение эксперимента).

Рефлексия. Каким прибором мы пользуемся в нашей обычной жизни? (очки, лупа). Что будет, если человека оставить без этих увеличительных приборов?

Оцените свою работу цветом Красный - плохо, зеленый - хорошо.

  1. Домашнее задание § 6, ответы на ?, принести ¼ луковицы. Заполните  таблицу.

Часть микроскопа

Функции

1. Подставка

2. Тубус

Приложения. (раздать на столы по рядам)

Рассказ 1. Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном Захарией Янссеном. Но это было сказано самим Захарией Янссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат. Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.

Рассказ 2. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу он навел трубу на окно, что бы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.

Рассказ 3. Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную  трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он  придумал как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.



Предварительный просмотр:

Урок 13. «Вегетативное размножение – способ получения нового растения без семян».

Цели.

Предметные результаты: 

– формировать умение объяснять особенности вегетативного размножения  и его роль в жизнедеятельности растения;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: регенерация, выводковая почка, черенок, прививка;

– формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.; работа со схемой).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Этап

Содержание

Обору-дование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.

1.  Диалог Антошки и биолога на с. 57. 

Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? (Как люди используют вегетативное размножение растений?)

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.     1

2. Расскажите мне, что вы уже знаете о размножении растений и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II.

Совмест-ное открытие знаний.

1. – Какая часть клетки определяет её строение и функции? Почему?

– Для всех ли клеток характерно деление? Почему?

2. Регенерация – восстановление недостающих органов.

– За счёт чего это возможно? (Свойство.)

3. Работа в парах.

Используя текст § 13, составьте схему.          1

Способы вегетативного размножения: выводковые почки, усы, подземные побеги, корневище, клубни, луковица, отводки, прививка, культура тканей, черенки листовидные, стеблевидные или корневые.

– Где можно использовать метод вегетативного размножения?

4. Работа в парах с учебником.       1 

Дополните схему примерами.

Задача 13.4 из задачника-практикума. Самооценка по алгоритму.       2

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

1. Работа в парах. Вопросы для обсуждения (минута на обсуждение и версия от пар учеников).     1

а) Почему на срезанном черенке не должно быть много листьев?

б) Почему трудно бороться с корнеотпрысковыми сорняками?

в) Как размножить редкое растение, которое не даёт семян и представлено одним экземпляром?

2. Вопросы 1–7 на с. 61.

Задачи 13.2; 13.3; 13.6; 13.11; 13.12; 13.14 (на выбор) из задачника-практикума.

Самооценка по алгоритму.   2

3. Спланируйте опыт по следующим темам:                                3   4

а) Влияние глубины посадки черенков на их укоренение.

б) Влияние температуры на укоренение черенков.

в) Влияние состава почвы на укоренение, рост и развитие черенков.

Обсуждение результатов.

Самооценка по алгоритму. 2

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать само-стоятельно выработан-ные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

Почему человек часто прибегает к вегетативному размножению растений? Чем оно выгодно?

Домашнее задание.

§ 13, вопросы 8, 10, 11; вопрос 9 письменно.

Задачи 13.7; 13.8; 13.9; 13.13 (две на выбор) из задачника-практикума.

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.



Предварительный просмотр:

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Кровь и кровообращение»

Кровь – носительница жизни.     Урок путешествие.                            

                                                        (Эпиграфом нашего путешествия могут слова китайского мудреца: «Скажи мне, и Я забуду.

Покажи мне, и Я запомню. Дай мне действовать самому,

и Я научусь»)

Оборудование:

- Таблицы.                                                 - Таблицы по гигиене.

- Клетки крови человека.                                - Сердце.

- Схемы кровообращения.                                - Модель (сердце).

- Видеофильм «Кровь».                                -Тонометр.

-Телевизор.                                                - Микроскопы, микропрепараты крови.

Цель: Обобщить, привести знания учащихся в систему по темам: «Кровь и кровообращение» провести контроль за усвоением учебного материала.

Основные образовательные задачи:

- Обобщить знания учащихся о внутренней среде, раскрыть особенности строения форменных элементов крови, видов иммунитета, кровообращения, строение сердца, автоматия сердца, сердечный цикл, регуляция деятельности сердца, виды кровотечений, факторы влияющие на сердечно-сосудистые заболевания.

- Продолжать формирование умения работать в группах, с микроскопом.

Развивающие задачи:

- Продолжать развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, речь учащихся.

Воспитательные задачи:

- Акцентировать внимание на значение донорства, продолжать нравственное физическое и гигиеническое воспитание, приучать соблюдать гигиену сердечно-сосудистой системы, оказывать первую помощь при кровотечениях.

Вводное слово учителя (учитель знакомит с темой урока, с формой его проведения, задачами, планом работы, объясняет, что будет оцениваться):

Ребята! Мы с вами закончили изучать тему: «Кровь и кровообращение». И сегодня проведем урок путешествие по страницам «Кровь носительница жизни».

        Сегодня будем говорить, показывать и действовать сами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- подготовка учащихся  к предстоящей работе

  1. Работа в группах (каждая группа представляет свою страницу).

Групповая работа с карточками-заданиями.

В одной популярной книге по физиологии образно сказано: «В  каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно, но миллионы наших кораблей выходят из каменной гавани вновь в плавание». О каких кораблях идет речь?

1 страница - Кровь. Лаборанты по определению клеток крови лягушки и человека

Просмотр видеофрагмента

2 страница – Иммунитет.

3 страница – Кровообращение.

4 страница – Работа сердца.

5 страница – виды кровотечений, предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

Решение познавательных задач для каждой группы.

  1. Закрепление знаний.
  2. Аукцион терминов
  3. Решите кроссворд

6.   Проверь себя (тест). Взаимопроверка.

      4. Домашнее задание. Подготовить сообщение «Сердечно-сосудистые заболевания».

      5. Подведение итогов урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...