Конспект урока биологии по теме "Основы селекции" (9 класс)
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Козлова Лариса Ивановна

Урок биологии в 9 классе по теме "Основы селекции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii_9_klass.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Основы селекции"

Задачи: изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции.

Элементы содержания: селекция, центры происхождения и многообразия культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Центры происхождения культурных растений».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний обучающихся.

Биологический диктант по теме: «Закономерности измен-чивости».

Вопросы:

1. Свойство организма приобретать новые признаки в течение жизни.

2. Вид мутаций, обусловленный изменением числа хромосом.

3. Кратное увеличение числа хромосом.

4. Факторы, вызывающие мутации.

5. Свойство организма передавать свои признаки потомству.

6. Изменение генотипа под действием факторов среды.

7. Второе название генных мутаций.

8. Мутация, при которой удваивается участок хромосомы.

9. Как называются границы модификационной изменчивости при-знака?

10. Какая изменчивость возникает у организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды?

Ответы:

1) изменчивость; 6) мутация;

2) геномные; 7) точечные;

3) полиплоидия; 8) дупликация;

4) мутагены; 9) норма реакции;

5) наследственность;

10) модификационная.

III. Изучение нового материала.

Еще с древних времен человек занимался селекцией для удовлетворения своих нужд. Сегодня селекция представляет собой науку о создании новых и улучшении уже имеющихся сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Селекция – наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов

Порода, сорт, штамм – это искусственно полученные популяции животных, растений, грибов, бактерий с нужными для человека признаками.

Свойства живых организмов определяются их генотипом, который подвергается наследственной изменчивости, поэтому развитие селекции базируется на законах генетики как науки о наследственности и изменчивости.

Задача селекции состоит в создании и улучшении уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Научные основы создания человеком новых сортов растений и пород животных были раскрыты Дарвином в его учении об изменчивости, наследственности и отборе.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/11/s_589ec8b732e1b/556356_1.png

Первыми разработали научные основы селекционной работы русский ученый Н. И. Вавилов и его ученики. Н. И. Вавилов считал, что так как генофонд существующих пород или сортов менее разнообразен, чем генофонд исходного дикого фонда, то успех селекционной работы зависит от генетического разнообразия исходной группы растений или животных.

В результате многочисленных экспедиций Н. И. Вавилов с сотрудниками собрали огромный коллекционный материал, используемый для селекционной работы. На основе изучения коллекций Н. И. Вавиловым были установлены важные закономерности: разные культуры растений имеют свои центры разнообразия, где сосредоточено наибольшее число разновидностей, разнообразных наследственных уклонений; не во всех географических зонах культурные растения обладают одинаковым разнообразием. Центры разнообразия являются и районами происхождения сортов данной культуры.

Центры происхождения культурных растений

Название центра

Географическое
положение

Растения

1. Индийский
(Южноазиатский) центр

Полустров Индостан, Южный Китай, Юго-Восточная Азия

Тропический рис, сахарный тростник, банан, кокосовая пальма, огурцы, баклажаны, цитрусовые

2. Китайский
(Восточноазиатский) центр

Центральный и Восточный
Китай, Корея, Япония

Просо, редька, гречиха, соя, яблоня, слива, вишня, ряд
цитрусовых и декоративных растений

3. Среднеазиатский

Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия

Мягкие сорта пшеницы, горох, бобы, лен, конопля, чеснок, морковь, груша, абрикос

4. Переднеазиатский центр

Турция, страны Закавказья

Рожь, ячмень, роза, инжир

5. Средиземноморский центр

Европейские, азиатские и африканские страны, расположенные по берегам Средиземного моря

Маслина, капуста, петрушка, сахарная свекла, клевер

6. Абиссинский
(Эфиопский) центр

Эфиопия, южное побережье Аравийского полуострова

Твердая пшеница, сорго,
бананы

7. Центрально-
американский центр

Мексика, острова Карибского моря, часть стран Центральной Америки

Кукуруза, тыква, хлопчатник, табак, какао, красный перец

8. Южноамериканский (Андийский) центр

Западное побережье Южной Америки

Картофель, ананас, земляной орех, хинное дерево, томат,
фасоль

Анализ огромного количества культурных растений и их дикорастущих предков позволил Н. И. Вавилову сформулировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости:

Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов

Этот закон позволяет предсказать существование дикорастущих растений с признаками, ценными для селекционной работы.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Почему теоретической основой селекции является генетика?

2. Почему большинство культурных растений погибнет без человека?

3. Почему центры многообразия культурных растений совпадают с теми местами, где располагались великие древние цивилизации?

Домашнее задание.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Садовая земляника. Конспект урока биологии для учащихся 7 класса.

Коспект  урока  для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Учебник З.А.Клепининой....

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

Конспект урока биологи "Слуховой анализатор" (8 класс)

На уроке рассматривается строение слухового анализатора, гигиена органов слуха, приводятся интересные исторические факты....

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС...