Технологическая карта урока тема "Лишайники"
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Мельничук Юлия Михайловна

Лишайники. Технологическая карта урока по программе Пасечник ВВ "Линия Жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Технологическая карта урока «Лишайники» 5 класс

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Базовый учебник

Биология «Линия жизни».. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.:Просвещение , 2018.

Тема урока

Лишайники

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Проблемно-поисковый

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные: учащиеся должны знать многообразие и особенности строения лишайника; иметь представление о лишайниках как симбиотических организмах.

Метапредметные: уметь проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Личностные: осознание  единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости.

Материалы и оборудование

Учебник, компьютер, мультимедиапроектор.


Структура и ход урока

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный этап (2 мин.)

Здрпвствуйте!

Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами познакомимся с уникальными и необычными организмами на нашей планете Земля.  Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Внимательно слушают, настраиваются на деятельность

Личностные УУД -

проявлять интерес к изучению темы;

проявлять желание узнать о новых организмах

2.

Постановка учебных задач (3 мин.)

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус. (слайд 2)

Учитель записывает проговорённую тему на доску.

Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока?

2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели?

- Разгадывают ребус. Называют тему «Лишайник».

- Дети записывают тему урока в тетради.

- Изучить многообразие и особенности строения лишайника.

- Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя.

Личностные УУД -

проявлять интерес к изучению темы;

Познавательные УУД - поиск и выделение информации

Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий

3.

Изучение нового материла.

1.Актуализация опорных знаний.

(5 мин.)

2.Совместное открытие нового знания (23 мин.)

Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?»

Учитель показывает фото: (слайд 3)

Просить ответить, что изображено на фотографии.

-Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом? (слайд 4)

(Слайд 5)

Учитель: Прочитав текст в учебнике на стр.104 пункт «Строение и питание лишайника», выполните задание в тетради на печатной основе № 65.

(Слайд 6)

- Затем, учитель задает вопрос: «Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?»

(слайд 7)

- Затем, учитель делит класс на три группы. Каждая группа получает задание: Изучить материал учебника и сделать вывод о:

1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии. (слайд 8);

2 группа – размножении лишайников (слайд 9);

3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу. (слайд 10).

- Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников (слайд 11).

- Дают ответы на заданные вопросы.

- Делают предположения, что на фотографии изображены лишайники, они являются растениями.

-Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника.

Записывают определение «лишайник» в тетрадь.

- Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу.

- Читают текст, выполняют задание № 65.

- Проверяют выполненное задание.

- Грибы поставляют водорослям воду с растворенными минеральными веществами, а водоросли поставляют грибам готовые органические вещества.

- Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу.

- Слушают, анализируют.

Личностные УУД -Формировать познавательные  интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные  умения

Познавательные УУД - Анализировать, классифицировать и обобщать;

Коммуникативные УУД - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

Регулятивные УУД - Составлять  в группе  план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

4.

Закрепление изученного материала (10 мин.)

А теперь мы сыграем в игру «Семафор».  Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.

Тело лишайника называется слоевище.

Лишайники приносят вред природе.

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество.

Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.

 

- да

- нет

- нет

- да

- да

- нет

- да

- нет

- да

Регулятивные УУД -

выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

 Познавательные УУД - использовать приобретённые для выполнения заданий.

 Личностные УУД -оценивание усваеваемого материала.

 Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

5.

Рефлексия (2 мин.)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?

Домашнее задание:

  1. Всем: §15, стр.:59, вопросы 1-3.
  2. Индивидуально: подготовить сообщение «Лишайники Тверской области».

- отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД - умение слушать г, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Использовать речевые средства для представления результата.

 Регулятивные УУД -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 Личностные УУД  -оценивать результат собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...