Среда обитания
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Живые организмы, населяя разную среду обитания, оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок Среда обитания69.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Среда обитания. Экологические факторы.

УМК: Биология для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием среда, с различными средами обитания организмов.

2. Сформировать понятие факторы среды обитания.

3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- в результате урока обучающиеся смогут использовать предметную терминологию, сформулируют представления об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.

Метапредметные:

познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-уметь отличать новое, от уже известного;

-добывать новые знания;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

регулятивные:

-определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, развивать навыки самооценки;

коммуникативные:

-слушать учителя и одноклассников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

-формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение управлять своей познавательной деятельностью, продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущая технология: технология развития критического мышления.

Форма организации учебного сотрудничества детей: групповая работа. Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, проектор, «Биология. Живой организм» 6 класс Н.И.Сонина, листы с заданиями, анимация в виде мультфильмов, научных фильмов

 Методическое обеспечение:

  1. Раздаточный материал – инструктивные карточки  с заданиями для каждой группы. (Приложения 1,2,3,4,5).
  2. Презентация Microsoft PowerPoint «Координация и регуляция»  
  3. Анимация: научные фильмы

Ход урока

  • Организационное начало урока (приветствие,  проверка готовности к работе, учащиеся делятся на группы).

– Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Человеческая доброта самое удивительное в мире качество. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроениен у всех хорошее, деловое. Итак, за работу!

1. Стадия вызова.

Разминка: демонстрация мультфильмов «Пчела Майя, Лунтик»

Сегодня герои мультфильмов «Пчела Майя» и «Лунтик» помогут нам определить тему урока.

  1. Кто это?
  2. Где они живут?
  3. В какой среде?
  4. Какие среды вы еще увидели?

(наземно-воздушную, почвенную, тело живого организма)

Как вы думаете на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Ответы учащихся: Нам предстоит узнать, что такое среда обитания. Познакомится с факторами среды обитания. Узнать чем отличаются среды жизни.

Правильно, ребята.

 Тема урока: Среда обитания. Экологические факторы.

(1 слайд) 

Сегодня вы занимаетесь в группах и каждая группа - это минилаборатория, котрорая исследует среды обитания и влияния экологических факторов на организмы.

Раздать на столы таблички с названием группы по СРЕДАМ.

1) Водная. 1 группа синий цвет

2) Наземно-воздушная. 2 группа голубо-зеленый

3) Почва. 3 группа бежевый

4) Живой организм. 4 группа розовый

Мы изучим материал и представим его в разных формах:

1 группа озвучит  анимацию,

2 группа работает с гербарием,

3 группа составляет таблицу,

4 группа создает кластер.

Ребята, как мы уже сказали различают 4 среды обитания: (2 слайд)

1) Водная.

2) Наземно-воздушная.

3) Почва.

4) Живой организм.

Что же такое среда обитания?

Среда обитания - это все то, что окружает организм.  (7 слайд)

Задание 1

Задание для всех групп.

  1. Каждой группе в соответствии со своей средой обитания необходимо выбрать организм. (8 слайд)

На экране появляются животные, выберите организмы, живущие в вашей среде обитания, впишите номера в таблицу.                        (9-16 слайды)

(17 слайд)

Среда обитания

Организмы

Водная

1, 8

Наземно-воздушная

2,5

Почвенная

4, 7

Организменная

3,6

2.Теперь посовещайтесь 1 минуту, объясните, что объединяет все организмы данной среды?    (ответьте на этот же вопрос)

  1. 1 группа Водная – обтекаемая форма тела, плавники, ласты.
  2. 2 группа Наземно-воздушная – крылья, конечности для передвижения по твердой поверхности.
  3. 3 группа Почва – роющие конечности, маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.
  4. 4 группа Организменная – упрощение органов и систем.

 Органы прикрепления (присоски, прицепки).

Почему организмы, населяющие нашу планету разные?

Животные приспосабливаются к жизни в определенной среде обитания.
Живые организмы, населяя разную среду обитания, оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

Как назывется эта наука?

 Эта наука называется экологией. Экология (греч. сл. ойкос — дом, логос — наука, учение) (18 слайд)

Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой

Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.

Откройте учебник на стр.158 3 абзац.

(19 слад)

Назовите компоненты неживой природы;

                                        живой природы;

  • Факторы неживой природы – свет, влажность, температура
  • Факторы живой природы – взаимовыгодное сожительство, хищничество.
  • Деятельность человека.

1 группа

Тема: «Влияние суточной и сезонной периодичности на живые организмы»

 Задание:

  1. Познакомьтесь с анимацией «значение света».
  2. Откройте учебник на с.158-161. СВЕТ
  3. Перечитайте значение света для живых организмов.
  4. Ответьте на вопросы:
  1. Каково значение суточной периодичности для растений?
  2. Каково значение сезонной периодичности для растений и животных?

  1. После просмотра один ученик из группы комментирует просмотренное видео, демонстрируя его на главном компьютере.

  1. Группа

Тема: «Влияние влажности на растения в разных местах обитания»  

Задание:

  1. Откройте учебник на с. 161.
  2. Перечитайте с. 161 3 абзац ВОДА
  3. Обсудите материал темы: «Вода»
  4. Рассмотрите гербарии растений: верблюжья колючка, монстера.
  5. Ответьте на вопросы:
  1. Подумайте, почему у растений, которые обитают в пустыне вместо листьев колючки?  (20 слайд)
  2. Подумайте, почему у растений, которые обитают во влажных местах обитания большие листья?  (21слайд)
  1. Группа

Тема: « Влияние понижения температура на животных»

Задание:  

  1. Откройте учебник на с.  161-162
  2. Перечитайте с. 161 абзац ТЕМПЕРАТУРА -162 до 3 абзаца.
  3. Обсудите материал темы: «Температура»
  4. Заполните таблицу.

Ответьте на вопрос:

Отношение к температуре

Определение

Пример  животных

Приспособление к понижению температуры

1. животные с непостоянной температурой тела (ХОЛОДНОКРОВНЫЕ)

Температура зависит от температуры окружающей среды

Рыбы,

Земноводные,

Пресмыкающиеся.

2. животные с постоянной температурой тела (ТЕПЛОКРОВНЫЕ)

Температура не зависит от температуры окружающей среды

Птицы,

Звери.

  1.  Как приспосабливаются животные к понижению температуры,  заполните таблицу?

(22 слайд)

(23 слайд)

  1. группа

Тема: « Взаимовыгодное сожительство»

 создает  Кластер

Задание:

  1. Откройте учебник с. 162 (3 абзац  - до конца).
  2. Перечитайте тему: взаимовыгодное сожительство. 3 абзац сверху

 со слов – активно влияют живые организмы…

  1. Обсудите материал темы: взаимовыгодное сожительство.
  2. Создайте   Кластер
  3. Защитите кластер у доски.

На ватмане создать кластер.  

тема: Взаимовыгодное сожительство

                                                       Растения дают грибам

                                                       органические вещества

                                                       

                                                     

                                               Растения дают животным

                                                   пищу, кислород

Общее задание: откройту учебник на стр. 164 2 абзац.

Посмотрите какие еще взаимоотношения могут быть среди организмов?

 (24 слайд)

Ответ хищничество

Какую роль играют хищники в природе?

                    Напишите пищевую цепь

1_________                   2__________               3 ________

 

Регуляция растительноядных животных, хищники являются санитарами, уничтожая ослабленных и больных животных.

3. Рефлексия.

Выполните задание «Лови ошибку». Это задание на фиолетовых листах. Ваша задача, поставить напротив каждого утверждения, если согласны- +, если не согласны – .

Задание: лови ошибку. (25 слайд)

  1. Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой  называется экологией.
  1. Хладнокровные – это животные с постоянной температурой тела.

3. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных.

  1. Листья - иголки  - это приспособление к влажной среде обитания.
  2. Связи между животными могут быть взаимовыгодными.

Все верно 5

Одна ошибка 4

Две ошибки 3

(26 слайд)

Остается не изученным еще один экологический фактор. Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Крокодил Гена»

О каком факторе идет речь? Это деятельность человека.

Приведите примеры воздействия на природу деятельности человека.

(Об этом факторе мы более подробно поговорим на следущем уроке.)

Люди часто ведут себя неправильо, отравля почву, воздух, воду отходами производства, вырубают леса, уничтожают растения и животных. Экология учит людей, как вести себя , чтобы сохранить природу для будующих поколений.

Домашнее задание:  (27 слайд)

Творческое задание 1: нарисовать экологический знак, призывающий бережно относиться к природе. 

Задание 2

Определите термин, соответствующий каждой среде обитания.

Гидробионты,  эдафобионты, аэробионты, эндобионты.

Докажите правильность вашего выбора, подобрав однокоренные слова.

(ЦВЕТА СРЕД)

6. Рефлексия. (28 слайд)

Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением с окружающими.

У вас на столах лежат лодошки, впишите по одному наречию в палец ладошки: Как вы чувствовали себя на уроке?

  Учащимся в каждой группе предлагается оценить урок. Каждому вписать одно наречие:  

Хорошо

Комфортно

Спокойно

Уверенно

Вашу работу я оценю при помощи синквейна:

-Ученики.

-Умные, активные.

-Учатся, занимаются, познают.

-Без труда не выловишь  рыбку из пруда!

-Молодцы!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по природоведению,5 класс"Три среды обитания"

Наглядно раскрыты понятие "среда идитания" и факторы среды...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания

Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...