Урок в 9 классе "Структура Биосферы"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Королев Андрей Владимирович

Урок в 9 классе "Структура Биосферы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_biosfery.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Урок  биологии в 9 классе

на тему:

«Структура биосферы»

Учитель химии и биологии

Королев Андрей Владимирович

Калуга

2022 год

Раздел V ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Глава 17 БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ

Урок 54

Тема урока: СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

Цели урока: изучить структуру и функции биосферы, выявить роль живого вещества в биосфере.

Задачи:

•                                                            образовательная: рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в биосфере;

•                                                            развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

•                                                           воспитательная: патриотическое воспитание - на примере жизни и деятельности В. И. Вернадского, занимавшегося изучением биосферы.

. Обеспечение занятия:

•                          наглядные   пособия: таблица «Распространение организмов в биосфере»;

•                                                            раздаточный материал;

•                                                           компьютер с программами.

Ход урока

1.                Организационный момент.

•                                                            приветствие;

•                                                            подготовка аудитории к работе;

•                                                           наличие учащихся.

2.               Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

Взаимоотношения организма и среды всегда представляли научный интерес, и актуальны и в наше время.

3.              Изложение нового материала. Тема: Структура биосферы.

План

1.                Биосфера, ее состав.

2.                Структура биосферы.

3.                Границы биосферы.

4.                Роль живого вещества в биосфере.

4. Сообщение домашнего задания. Глава 17, § 46, с. 216-221; вопросы 1-8.

5.               Подведение итогов занятий.

1.                 Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2.                 Оценить работу учеников во время занятий.

6.               Закрепление изученного материала.

1. Биосфера, её состав.( что такое биосфера, учение о биосфере – просмотр видеофрагментов и их обсуждение)

Все живые организмы на Земле существуют не сами по себе, независимо друг от друга, а в тесном взаимодействии - влияют на проявления жизнедеятельности одних и сами зависят от других организмов.

! Приведите примеры такого взаимодействия.

Учащиеся приводят примеры.

Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка (или сфера) населенная живыми организмами. Впервые это название было использовано еще Ж. Б. Ламарком. Термин «биосфера» (греч. «биос» - жизнь, «сфера» - шар) ввел в 1875 г. геолог Э. Зюсс, но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В. И. Вернадским (в конце 20-х гг. XX столетия). В. И. Вернадский (1863-1945 гг.), являясь основоположником новой науки - биогеохимии, — первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.

Живые организмы в сумме составляют живое вещество.

Биогенное вещество создаётся в процессе жизнедеятельности живых организмов.

! Приведите примеры биогенного вещества.

В составе биосферы есть и неживое (косное) вещество (образуется без участия живых организмов - лава вулканов, метеориты), а также сложные по своей природе биокосные тела (в их состав входят как живые организмы, так и видоизмененное неживое вещество). В. И. Вернадский к биокосным телам относил почвы, илы, природные воды.

2. Роль живого вещества в биосфере.( просмотр видеофрагмента и его обсуждение)

Прочитайте текст учебника на с. 219.

Сравните суммарную биомассу суши и океана.

- Какой вклад в биомассу Земли вносят растения и какой - животные?

После обсуждения этих вопросов рассматривается вопрос об уровнях организации живой материи. Этот материал уже знаком учащимся, поэтому можно провести беседу по вопросам:

Перечислите известные вам уровни организации живой материи.

Дайте краткую характеристику каждому уровню.

3. Структура биосферы.( ГИДРОСФЕРА,АТМОСФЕРА И ЛИТОСФЕРА – ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ)

 При рассмотрении этого вопроса демонстрируется таблица «Распространение организмов в биосфере». Изображение схемы на доске.

На Земле различают несколько геосфер:

литосферу (греч. «литое» - камень) - внешнюю твердую оболочку земного шара, состоящую из двух слоев: верхнего слоя осадочных пород с гранитом и нижнего базальтового;

гидросферу (океаны, моря, озера, реки), занимающую 70,8 % земной поверхности;

атмосферу, простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу (греч «тропа» - перемена) высотой 15 км, а над ней -стратосферу (лат. «стратум» - слой), высотой до 100 км (у границы стратосферы возникают северные сияния. На высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей (О2 —> О3), который образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые лучи Солнца);

4. Границы биосферы.

Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы.

Рассмотрите рис 115 на с. 217. {Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.)

Закрепление.- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ)

Выберите из предложенных суждений правильные.

1.                Биосфера - это совокупность всех биогеоценозов.

2.                Биосфера — это открытая система.

287

3.                Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.

4.                   Высший уровень организации жизни на Земле - биогеоценотический.

5.                Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2-3 км.

6.               Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.

7.                 Весь кислород атмосферы образован в результате процесса жизнедеятельности автотрофных организмов.

Домашнее задание Глава 17, § 46, с. 216-221; вопросы 1-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс

Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...

Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...

Урок по экологии "Биосфера"

Урок рассказывает о роли живых организмов в эволюции биосферы Земли....

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...

Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»

Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»...

Урок по теме "Биосфера"

Урок по теме "Биосфера"...