Конспект урока по теме "Витамины", 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Баженова Инна Вячеславовна

на уроке применяется системно - деятельностный подход, в результате совместной работы учителя с учащимися по карточкам выясняются особенности витаминов и их роль для организма человека, при выполнении заданий по данной теме формируется естественнонаучная грамотность обучающихся, при самостоятельной работе с материалом обучающиеся отрабатывали применение знаний естественнонаучной направленности . А так же осуществляется рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitaminy.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

8класс

Урок: Витамины

Цель: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление об авитаминозе.

Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; роли витаминов в обмене веществ. сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.

б) развивающая: Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи. развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.

в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья. научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человек

Метод: словесный с применением наглядности (натуральные объекты), демонстрация опытов, письменная работа по карточкам, работа в микрогруппах, парах и индивидуально.

Тип урока и форма его организации – урок изучения нового материала, ролевая игра.

Оборудование: учебник, презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов, листы с шаблонами таблицы для закрепления материала, карточки -«письма»для проведения рефлексии, наборы пищевых продуктов, демонстрационные плакаты «Пищевые вещества», «Химические формулы витаминов».

Ход урока.

План урока:

Организационный момент (1мин.)

Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)

Изучение нового материала (15 мин.)

Закрепление изученного материала (5-7 мин.)

Подведение итогов урока ,рефлексия(4 мин.).

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя и учащихся

Организационный момент (1-2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Этот урок мы проведём  в виде ролевой игры. Я редактор нового видеожурнала. Меня зовут Баженова Инна Вячеславовна. А вы - мои читатели.

Учитель оценивает готовность учащихся к работе. Учащиеся стоя приветствуют учителя. Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть.

Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)

В предыдущих выпусках журнала мы познакомили вас с некоторыми особенностями обмена веществ в нашем организме. Поговорили о роли в нём белков, жиров, углеводов  и минеральных веществ. Как вы думаете, какие вещества ещё принимают активное участие в обмене?

 (1слайд)

Учащиеся отвечают, определяя тем самым тему урока.

Изучение нового материала (30  мин.)

(Слайд2)Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

(Слайд3) помимо этого сегодня мы узнаем Что значит слово «витамин».

(Слайд4) В1880г доктор Лунин закончил диссертацию Посмотрите интервью с ним и ответьте какое же открытие он сделал?

Только Через 30 лет врач Казимир Функ назвал эти вещества словом созвучным слову жизнь-VITA- вещества дающие жизнь.

(Слайд5)А теперь наша редакция предлагает принять участие в конкурсе, заполнив в ходе чтения журнала таблицу, приз 5бонусных баллов каждому.

(Слайд6 ) Как  любой журнал, наш не лишён рекламы. Первым предлагается вашему вниманию витамин А

  • входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз – родопсина
  •  играет важнейшую роль в формировании эпителиального слоя кожи и слизистой
  • Влияет на рост
  • Оказывает антираковое действие
  • Содержится только в продуктах животного происхождения: печени.  В растениях этого витамина нет, но есть вещество из которого организм может его синтезировать каротин, содержащийся в красных овощах и фруктах

Однако употреблять их нужно обязательно с маслом или сметаной так как витамин А жирорастворимый и таким образом лучше всасывается.

В каком месте всасываются жиры?

(Слайд7)Следующей представлена группа витаминов В. Водорастворимые витамины, которые отвечают за

  • Витамин В1 Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене.

Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.

  • В2(рибофлавин)
  • Участвует в процессах кроветворения
  • Влияет на функции слизистых оболочек пищеварительных органов

В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых.

Витамин В12 или цианокобаламин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. Содержится в мясе, печени, рыбе.

(Слайд8) Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям

Витамин С содержится в плодах шиповника,  капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.

Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.

(Слайд9) И следующая статья «Галерея авитаминозов»

Мечтая о совершенстве фигуры многие ограничивают себя в питании, но редко кто знаком с последствиями полного отсутствия витаминов. А зря….

(Слайд10) Дефицит витамина С(цинга) Общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.

(Слайд11) Дефицит витаминов В При недостатке - анемия.

У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - это как раз и является причиной недостатка витамина В2, бери – бери параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника

(Слайд12) Дефицит витамина А  При недостатке развивается  "куриная слепота"

(Слайд13) Дефицит витамина D рахит необратимыми

изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа

 (Слайд14) И ещё реклама витамин D Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже человека.

Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.

А сейчас проверим правильность заполнения вами таблицы Обменяйтесь таблицами с соседом.

Итак первая строка описывает витамин D.

Вторая –витамин А

Третья –витамин В

Четвёртая – витамин С.

 

Учащиеся отвечают,

Заполняют таблицу, определяя по содержащим витамин продуктам нужную графу.

В тонком кишечнике.

Дети обмениваются

работами.

Закрепление изученного материала –

(Слайд15) Но знания часто недостаточно. Необходимо иметь убеждение. Поэтому я приглашаю вас в химическую лабораторию, где вы сможете убедиться, действительно ли в продуктах питания содержатся витамины.

Как видите  наш эксперт, не закончил опыт, вспомните пожалуйста, может ли растительное масло являться источником витаминаА.

(Слайд16) а теперь немного о моде.

Согласно последним тенденциям, в моде:

  •  бархатная кожа,
  •  блестящие волосы,
  •  красивое тело,
  •  крепкое здоровье и
  •   долголетие.

Вопрос: Из предложенных про-

дуктов выберите те, что позво-

лят вам следовать моде незави-

симо от времени года?

Ответить на вопрос вам помогут ваши заполненные таблицы.

На стол ставится блюдо с набором натуральных объектов из которых дети должны выбрать, наиболее необходимые к употреблению, обосновав свой ответ.

В заключение мне хотелось бы повторить слова Гиппократа : «Всё есть яд и всё есть лекарство - всё зависит от дозы»

Как вы понимаете это высказывание?

Нет

Работа в микрогруппах.

Итоги урока

(Слайд17) А теперь дорогие читатели, что же вы узнали из нашего журнала?

  • Витамины - это биологически активные вещества, действующие на организм в малых количествах;
  • Необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав всех ферментов , являющихся катализаторами;
  • Делятся  на жирорастворимые  и водорастворимые
  • Авитаминоз- отсутствие того или иного витамина в организме в результате потреблении неполноценных питательных веществ;
  • Гипервитаминоз- передозировка витаминов, проявляющееся как тяжелое отравление организма

Организованный конец урока, рефлексия.

(1-2 мин.)

(слайд18)Вот мы и дочитали до конца наш журнал. Нам очень важно ваше мнение, пишите нам. До встречи.

Учащиеся кладут в почтовый ящик цветные карточки..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...