Конспект урока
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Майорова Ксения Алексеевна

Конспект урока по теме "Многообразие земноводных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mnogoobrazie_zemnovodnyh.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по биологии  на конкурс «Учитель года»

Информация об учителе

Майорова Ксения Алексеевна, учитель биологии филиала МБОУ Сосновская СШ №2 «Крутецкая ОШ».

Стаж – 4 года

Квалификационная категория – 1 кв.кат.

Тема урока

Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Обобщить и расширить знания о классе Земноводные

Задачи урока

обучающие: познакомить обучающихся с многообразием земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию, показать значение земноводных в природе и жизни человека;


развивающие: 
развивать познавательные общеучебные умения: выделять главное, сравнивать отряды земноводных,  работать с дополнительной литературой;


 воспитательные: 
способствовать экологическому и нравственному воспитанию при рассмотрении вопроса о значении земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним.

Планируемые результаты

Предметные УУД: расширить кругозор  обучающихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.
 
Метапредметные УУД:  
продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология; развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.

Личностные УУД: 
  привить  обучающимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Познавательные УУД:
 продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

Оборудование

компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных их значение и охрана”, интерактивная доска, компьютер подключенный к интернету, приложения.

Методы обучения

Частично-поисковый

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

     -Здравствуйте ребята! Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в путешествие в мир биологии вместе со мной. Меня зовут Ксения Алексеевна, и я очень рада встречи с вами, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем продуктивной работы.

Настраиваются на работу

Актуализация знаний

-С каким классом животных вы познакомились на прошлом уроке? (Земноводные, или амфибии)

- Почему он получил такое название? (могут обитать в 2 средах)

Ребята, я прошу вас обратить внимание на слова Марка Твена.                                                                  «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны».                          

 Что  они означают?                                                                                                                                           – На сегодняшнем уроке мы с вами еще больше узнаем об этом.

Я прошу вас обратить внимание на слайд. Перед вами представители 2-х разных классов хордовых животных. Поможем юному натуралисту. Наша задача разделить животных на классы. Желающие?

-Какие трудности вы испытали? Чтобы справится с данным заданием что мы должны знать?

- Ребята, в свзи с этой проблемой, кто-то может предположить тему нашего сегодняшнего урока? (Многообразие земноводных)

-Какую цель мы ставим перед собой?

Хорошо!

Звучит песня “.... Пиявки и лягушки, фу какая гадость!”

-А каково ваше отношение к лягушкам? Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:( ответы учащихся :скользкие, холодные ,страшные, мерзкие ,из-за них бывают бородавки.)

- У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. От того насколько правильно вы ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!

Для путешествия вы разделены на группы. Я прошу вас выбрать ответственного в каждой группе. Спасибо

Первая этап «Объясни» На совещание вам дается пол минуты, готовность-поднятая рука. (читает задание один из учеников)

1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

 (Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

Хорошо, идем дальше!

2. Видеофрагмент из мульфильма “Лягушка – путешественница”

Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важна для лучшего дыхания лягушки)

Ребята, по этой теме, для вас подготовили сообщение учащиеся из Крутецкой школы, посмотрим на слайд.

Предполагаемый ответ. Некоторые земноводные в засушливых районах способны сами производить жидкость в виде росы. Например, коралловолапая литория — лягушка, обитающая в Австралии — может выбираться ночью из тёплого укрытия наружу. Там она охлаждается, а затем возвращается обратно, после чего на её теле образуется конденсат, который лягушка впитывает всей поверхностью кожи.

Вы большие молодцы!

И заключительное задание на этом этапе: Знаете ли Вы, почему в старину было принято бросать лягушку в ведро с молоком?

Предполагаемый ответ:

Дело в том, что холодильников в ту пору не было, а у лягушки влажная кожа обладает бактерицидными свойствами, именно поэтому молоко с лягушкой никогда не скисало.

Идем дальше. Этап “Эволюционный”

Жофруа Сент-Илер говорил “Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторения выхода позвоночных на сушу.” О каком явлении говорил ученый? (превращение головастика во взрослое земноводное) смотрим все в подтверждении этих слов на слайде .

-Ну вот, ребята, наша небольшая разминка закончена. Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока. На карте этот этап называется "Новые сведения". И много трудного и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь. Мы познакомимся с многообразием земноводных.

Отвечают на вопросы

Работают с учебником и дополнительной информацией

Выполняют задания

Изучение нового материала

Внимание! Вопрос. Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, а у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины). Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.

- Класс земноводные включает в себя 3 отряда: Безхвостые, Безногие и Хвостатые. Запишите, пожалуйста схему в рабочие листы

Ребята, мы с вами узнали, на каие отряды делится класс Земноводные.  Сейчас я вам предлагаю поработать с  учебником (параграф 38 ) и дополнительной информацией, которая находится на столах приложение 1. Задание на экране. На выполнение задания-5 минут. По мере готовности-поднятая рука, ответственный в группе познакомит нас с характеристикой и представителями.

Спасибо! В качестве закрепления выполним небольшое задание. В правом нижнем углу у нас характеристики отрядов, а в правом верхнем представители отрядов. Надо расставить соответствие.

А теперь поработаем с приложением №2. Какие земноводные вас поразили? (работа идет 3 мин.) могут быть выбраны такие факты:

Пустынная австралийская жаба запасает в своем теле в период дождей так много воды, что становится похожей на шишковатый теннисный мяч. С давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду.

Китайская саламандра может прожить без пищи год, прудовая лягушка — полтора года. За это время лягушка станет легче почти на 1/3, ее печень уменьшится на 70%, а сердце — на 1/5.

В Южной Америке обитает так называемая парадоксальная жаба. Головастики этого вида амфибий достигают в длину 25 см, в то время как размеры взрослой жабы в 10 раз меньше — всего 2 см. и т. д.

- Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится.

- Оказывается форма зрачка у земноводных может многое рассказать. Кто перед вами. Работа по слайду

- А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда? -----    черный ящик - Учитель читает.

 1.В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)

2.Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки.

(комуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)

 

Очень сложный  вопрос.  Но не думайте, что вы проиграли. Вы победили

Потому что познакомились с новым словом  из области бионики.

 

Ребята  оказывается земноводные  приносят  огромную   пользу!

Может быть кто-то из вас знает чем ещё могут быть полезны земноводные?                                             

1.Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2.Объект питания позвоночных.

3.Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4.Объект для научных исследований.

Индикаторы чистоты окружающей среды.

5.Пища для человека в некоторых странах.

 

 

- За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке.

 

- А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!"

Закрепление полученых знаний

Мы завершаем путешествие по болоту и последний завершающий этап "Логический" один из самых трудных! Будьте внимательны! Внимание на слайд. Хорошо, ребят в начале урока, у нас возникли трудности с распределением животных на классы. Вернемся к этому заданию.

-Ну вот ребята и подходит к концу наш урок.

– Давайте вернёмся к словам М. Твена: на что же способна лягушка?
– плавать;
– прыгать;
– летать (японская веслоногая);
– жить без легкого (безлегочные саламандры и тритоны);
– уничтожать насекомых слизней: лягушек, ящериц, змей ( жаба-ага и лягушка бык);
– лечить (яд из кожной слизи тропических лягушек).

Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к Земноводным?

Вернемся к цели нашего урока. Достигли ли мы ее? Объясните

-Большое спасибо Вам за урок.

Вам дома предстоит  изучить  параграф  и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

·        Биологическую задачу об особенностях Земноводных.

·        Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...