Естественно-научная грамотность 6 класс, биология. Тема: Движения растений.
методическая разработка по биологии (6 класс)

Орлова Ольга Александровна

 

Комментарий  к заданию по формированию естественно-научной  грамотности 6 класс по биологии на тему: «Движения растений».

      Комплексное задание «Движение растений» (3 задания). Ситуация, рассматриваемая в комплексном задании, близка и знакома ученикам, поскольку комнатные растения имеются практически в каждом кабинете биологии и в каждой семье. Дети часто принимают участие в уходе за комнатными растениями, они поливают растения и наблюдают за их ростом и развитием. Комплексное задание включает 3 отдельных задания. Задания относятся к компетенции «научное объяснение явлений». По типу эти задания относятся к заданиям – письменный ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комментарий  к заданию по формированию естественно-научной  грамотности 6 класс по биологии на тему: «Движение растений».

      Комплексное задание «Движение растений» (3 задания). Ситуация, рассматриваемая в комплексном задании, близка и знакома ученикам, поскольку комнатные растения имеются практически в каждом кабинете биологии и в каждой семье. Дети часто принимают участие в уходе за комнатными растениями, они поливают растения и наблюдают за их ростом и развитием. Комплексное задание включает 3 отдельных задания. Задания относятся к компетенции «научное объяснение явлений». По типу эти задания относятся к заданиям – письменный ответ.

    Задание 1 – наиболее простое из всех трёх представленных, для его выполнения учащимся нужно применить имеющиеся биологические знания о движениях растений и написать правильный ответ.  

   Задание 2 относится уже к среднему уровню сложности, для ответа на него учащимся необходимо использовать текст задания и знания параграфа учебника, объяснения учителя  на уроке. Учащимся нужно правильно сделать вывод о том, что растения не могут активно передвигаться, но они могут совершать движения отдельными частями тела.

    Задание  3 относятся к повышенному уровню.  При ответе на это задание учащимся предлагается перечислить все виды и подвиды движений у растений.

    В целом комплексное задание «Движение растений» можно отнести к среднему уровню сложности. При этом сложность заданий варьирует от низкого (1) к среднему (2) и повышенному (3) уровню сложности. Комплексное задание «Движения растений», применительно к 6 классу, можно использовать на уроках биологии при изучении вопросов, связанных с условиями роста и развития растений. Отдельные задания можно использоваться для формирования исследовательских умений, если описанные в нем эксперименты проводить в реальности.

Естественно-научная грамотность  6 класс, биология.

Тема урока: Движение растений.

Задание:   Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Текст «Движение растений».

       На уроке биологии в 6 классе ребята изучали тему: «Движение растений». Учитель рассказал ученикам о том, что растения не могут активно передвигаться как животные, но выполняют движения отдельными частями тела. Затем он показал им комнатное растение и попросил запомнить, куда повернуты цветки и листья. Когда учитель поставил горшок с цветком на подоконник, то развернул его в обратную сторону. На следующий день, когда дети пришли в кабинет, то обратили внимание на растение: листья и цветы были направлены  в другую сторону.

Вопросы:

1. От чего зависит положение листьев и цветков на данном растении?

2. Какие выводы должны были сделать ученики, после изучения новой темы?

3. Какие ещё виды движений есть у растений?

Критерии оценивания задания 1:

• Содержательная область оценки: живые системы

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: местный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: письменный ответ

• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

• Максимальный балл: 1

• Способ проверки: учитель (эксперт)

Система оценивания:

Балл

Содержание критериев

1        

Правильно сделан вывод: положение листьев и цветков зависит от направления лучей солнечного света

0

Ответ отсутствует

Критерии оценивания задания 2:

• Содержательная область оценки: живые системы

 • Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: местный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: письменный ответ

• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

• Максимальный балл: 2

• Способ проверки: учитель (эксперт)

Система оценивания:

Балл

Содержание критериев

2        

Правильно сделан вывод: растения не могут активно передвигаться, но могут совершать движения отдельными частями тела.

1

Правильно сделан только один из выводов

0

Ответ отсутствует

Критерии оценивания задания 3:

• Содержательная область оценки: живые системы

 • Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: местный

• Уровень сложности: повышенный

• Формат ответа: письменный ответ

• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

• Максимальный балл: 3

• Способ проверки: учитель (эксперт)

Система оценивания:

Балл

Содержание критериев

3        

Правильно перечислены виды  движения у растений:

- ростовые: тропизмы и настии;

- сократительные.

2

Правильно перечислен только один вид движения с разновидностями

1

Правильно перечислены оба вида, но без разновидностей

0

Ответ отсутствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Программа элективного курса "Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.

Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и б...

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...

Задания по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах.

Данная разработка представляет собой авторские задания  по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах....

Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева

Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева...