Методическая разработка. Проектная деятельность
методическая разработка по биологии

Лысенко Марина Руфатовна

Методическая разработка. Проектная деятельность на уроках биологии с целью укрепления и обощения знаний и навыках, полученных на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.metod_.razrabotka.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЙОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

Развитие коммуникативных навыков у школьников через организацию проектной работы в классе

номинация: «Научно-исследовательская и проектная деятельность педагогов и обучающихся»

Методическая разработка: рекомендации для учителей по организации проектной деятельности в школе

Автор: Лысенко Марина Руфатовна,

учитель биологии и химии

МОУ «Маякская СОШ»  

 

2023 г.


Школьный проект, как эффективный способ обучения

На современном этапе развития образования каждый учитель обязан творчески подходить к своей деятельности, находить новые методы обучения и анализировать результаты. Особое внимание следует уделять усилению практической составляющей и деятельному подходу в обучении. Компетентностный подход является одним из основных принципов модернизации образования и направлен на развитие умений и навыков учащихся. В своей работе я стараюсь мотивировать учеников к творческой деятельности, работать в коллективе и преодолевать трудности на пути к успеху.

Проектная деятельность – один из наиболее эффективных способов обучения школьников, который позволяет им применять полученные знания на практике и развивать свои навыки самостоятельно.

Одним из главных преимуществ проектной деятельности является то, что она помогает ученикам научиться работать в команде, общаться и решать проблемы. Проектная деятельность способствует развитию аналитики, творческих способностей и умения находить нестандартные решения. Кроме того, проектная деятельность помогает ученикам применять полученные знания на практике, что повышает их интерес к учебе. Проекты могут быть различными: от научных исследований до творческих проектов.

Проектная деятельность в школе может иметь множество положительных эффектов и развивать у учеников множество навыков и умений. Вот некоторые из них:

  1. Развитие самостоятельности и ответственности: ученики, участвующие в проектной деятельности, должны самостоятельно определять цели, задачи, методы и ресурсы для выполнения проекта. Это развивает у них навыки принятия решений, планирования и организации.
  2. Развитие коммуникативных навыков: проектная работа требует взаимодействия с другими учениками и учителями, что развивает навыки коммуникации, сотрудничества и лидерства.
  3. Развитие критического мышления: ученики должны анализировать, оценивать и интерпретировать информацию, чтобы прийти к правильным выводам и решениям. Это развивает критическое мышление и способность анализировать и анализировать информацию.
  4. Развитие творческих способностей: проектная деятельность требует творческого подхода к решению проблем и использованию различных методов и технологий. Это способствует развитию творческих способностей и креативности.
  5. Развитие навыков презентации и публичных выступлений: ученики, выполняющие проекты, должны уметь представлять свои результаты и объяснять свои идеи и решения. Это развивает навыки презентации и публичных выступлений.
  6. Развитие исследовательских навыков: ученики, занимающиеся проектной деятельностью, должны проводить исследования и анализ данных, чтобы найти решения проблем. Это развивает исследовательские навыки и способность к анализу данных.
  7. Развитие аналитических навыков: ученики должны уметь анализировать данные и информацию, чтобы принимать правильные решения и делать выводы. Это развивает аналитические навыки и способность принимать обоснованные решения.
  8. Развитие лидерских качеств: ученики, которые участвуют в проектной работе, могут стать лидерами в своей школе или классе. Они учатся принимать ответственность за свои действия и решения, а также управлять другими людьми.
  9. Развитие умения работать в команде: проектная деятельность часто требует совместной работы нескольких учеников. Это учит детей работать вместе, слушать друг друга, сотрудничать и достигать общих целей.

Виды проектной деятельности в школе:

  1. Исследовательский проект – это проект, который направлен на изучение определенной темы или проблемы. Ученики проводят исследования, анализируют данные и делают выводы.
  2. Творческий проект – это проект, в котором ученики создают что-то новое, оригинальное или необычное. Например, это может быть создание фильма, музыкального произведения, спектакля или арт-проекта.
  3. Социальный проект – это проект, направленный на решение какой-либо социальной проблемы. Ученики могут работать над улучшением экологической ситуации, борьбой с бедностью или помощью нуждающимся людям.
  4. Бизнес-проект – это проект, связанный с созданием нового бизнеса или улучшением существующего. Ученики изучают рынок, проводят исследования конкурентов и разрабатывают план действий для достижения успеха.
  5. Образовательный проект – это проект, целью которого является повышение уровня знаний и навыков учеников. Например, это может быть проведение уроков по новым темам, разработка учебных материалов или создание онлайн-курсов.
  6. Культурный проект – это проект, посвященный культурному наследию и традициям. Ученики могут изучать историю и культуру своей страны, исследовать местные достопримечательности или создавать культурные мероприятия.
  7. Спортивный проект – это проект, связанный со спортом. Ученики могут заниматься спортом, организовывать спортивные мероприятия или разрабатывать программы тренировок.

Это только некоторые из видов проектной деятельности, которые могут быть реализованы в школе. Важно, чтобы ученики были вовлечены в проектную деятельность и получали от нее удовольствие и пользу.

Для того чтобы успешно использовать проектную деятельность в обучении, рекомендую следующее:

  • Определить цели и задачи проекта. Это поможет ученикам понять, что они должны сделать и зачем они это делают.
  • Создать проектную группу. Это может быть группа учеников или несколько групп. Важно, чтобы ученики работали вместе и помогали друг другу.
  • Разработать план работы. План должен содержать все этапы работы, сроки выполнения каждого этапа и ответственных за выполнение каждого этапа.
  • Предоставить ученикам необходимые материалы и ресурсы. Это могут быть книги, журналы, интернет-ресурсы, инструменты и т.д. Важно, чтобы ученики имели доступ к необходимым материалам.
  • Оценивать работу учеников. Оценка работы учеников должна быть объективной и справедливой. Важно учитывать, как качество работы, так и время, затраченное на ее выполнение.
  • Обсуждать результаты работы. Обсуждение результатов работы помогает ученикам понять, как они могут улучшить свою работу в будущем.
  • Поощрять учеников за их успехи. Поощрение учеников помогает им сохранять мотивацию и продолжать работать над своими проектами.

Разработать и предоставить проект, конечно же, всегда не просто. Для того ученику необходимо сосредоточиться и изучить большое количество источников. Учитель и родитель играют важную роль в осуществлении проектной деятельности в школе. Учитель должен помочь ученикам выбрать тему проекта, разработать план работы, распределить роли в команде и оценить результаты. Родитель же может помочь ученику собрать информацию, проанализировать ее и разработать идеи. Кроме того, родитель может помочь ученику оценить результаты проекта и скорректировать его план в случае необходимости (Таблица 1, Приложение 1).


Осуществление проектной деятельности на уроках биологии и химии

Проектная деятельность на уроках биологии может иметь множество преимуществ. Она позволяет ученикам применять свои знания и навыки на практике, решать реальные проблемы и задачи, а также развивать критическое мышление, творческие способности и исследовательские навыки.

Один из способов использования проектной деятельности на уроке биологии - это создание проектов, связанных с изучением живых организмов. Ученики могут исследовать различные виды животных, растений или микроорганизмов, проводить эксперименты и наблюдения, анализировать полученные данные и делать выводы.

Другой способ - это создание проектов, связанных с экологической проблематикой. Ученики могут проводить исследования по загрязнению окружающей среды, разрабатывать проекты по сохранению природных ресурсов и участвовать в экологических акциях.

Также можно использовать проектную деятельность для создания проектов, связанных с медициной. Ученики могут исследовать заболевания, проводить эксперименты на животных или людях, разрабатывать методы лечения и профилактики заболеваний.

Наконец, проектная деятельность может быть использована для создания проектов по биотехнологии. Ученики могут разрабатывать новые методы выращивания растений или животных, создавать генетически модифицированные организмы или разрабатывать биологические средства защиты растений от вредителей.

В целом, использование проектов на уроках биологии позволяет ученикам расширять свои знания и навыки, развивать критическое мышление и творческие способности, а также участвовать в решении реальных проблем и задач, связанных с биологией и окружающей средой.

При изучении биологических тем я часто использую метод проектов, который помогает учащимся развивать свое мышление, экспериментировать и учиться выделять главное в изучаемом материале. Этот метод также позволяет каждому ученику проявить свою индивидуальность, развивать творчество и фантазию. При использовании метода проектов учащиеся могут адаптироваться к изменяющимся условиям и работать в различных коллективах, что очень важно для успешной жизни в современном мире. В ходе этой работы учащиеся под руководством учителя решают реальные проблемы и получают результат, который можно увидеть и почувствовать. Это позволяет им лучше понять изучаемый материал и развить свои навыки в экологической деятельности.

Проектную деятельность на уроках биологии использую, к примеру, для изучения темы “Экосистема”. Ученики создают проект, который поможет им лучше понять, как различные факторы влияют на экосистемы и как их можно сохранить.

Один из способов использования проектной деятельности на уроках биологии – это создание проекта “Исследование экосистем”. Ученики выбирают одну из экосистем (например, лес, озеро) и исследуют ее. Они должны собрать данные о климате, растительности, животном мире и других факторах. Затем ученики должны проанализировать эти данные и сделать выводы о том, как данная экосистема функционирует и какие факторы на нее влияют.

Также использую такую схему и для создания проектов, связанных с сохранением экосистем. Например, ученики могут изучить проблемы загрязнения окружающей среды и предложить способы их решения. Они могут провести исследования, чтобы определить, какие виды загрязнения наиболее опасны для экосистем и как можно снизить их воздействие.

Кроме того, подобный вариант работы может быть использован для создания проектов, направленных на сохранение биоразнообразия. Ученики могут исследовать различные виды растений и животных и определить, какие из них находятся под угрозой исчезновения. Они могут также разработать планы действий для сохранения этих видов.

В целом, проектная деятельность на уроках биологии может помочь ученикам лучше понимать, как функционируют экосистемы, какие факторы на них влияют и как их можно сохранять. Она также развивает у учеников навыки работы в команде, анализа данных и презентации результатов.

В соответствии со стандартами ФГОС второго поколения, каждый ученик должен обучаться проектно-исследовательской деятельности, и эта работа должна быть приоритетной в учебных программах по всем предметам, включая биологию. Особое внимание уделяется проектной работе в программе по биологии, которая также помогает в достижении метапредметных и личностных результатов. Проекты проводятся на уроках и во внеурочное время, а также могут быть индивидуальными или групповыми и представляют собой часть самостоятельной работы учеников под руководством учителей.

Проектная и исследовательская деятельность учеников 7 класса представляет собой сложный период в развитии детей, когда формальное логическое мышление начинает развиваться быстрее, а подростки стремятся к реализации своих возможностей и принятию ответственности за свои поступки. Однако, существует множество возможностей для развития и укрепления этих навыков через проектную деятельность во время внеурочной работы.

В ходе выполнения проекта ученикам выпадает возможность работать над интересными и значимыми для них задачами, основываясь на их интересах и способностях. А также способствует развитию социальных навыков и формированию самостоятельности, так как ученики должны работать самостоятельно и принимать решения в процессе работы над проектами.

Кроме того, проектная деятельность во внеурочной работе может помочь ученикам утвердиться на уровне взрослых и стать более уверенными в себе и своих способностях. Уважение чувства взрослости и самостоятельности подростков является важным аспектом их развития, и работа над проектом может помочь им достичь этого.

Таким образом, работа над проектами во внеурочной деятельности является эффективным способом развития проектных и исследовательских навыков учеников 7 класса, а также способствует укреплению их чувства взрослости и самостоятельности, что важно для их дальнейшего развития.

За два учебных курса под моим руководством было представлено два исследовательских проекта, подготовленных учениками 7-го класса: «Альтернативные виды топлива», Ширлянова Екатерина изучала и анализировала топливные ресурсы нашей планеты, и «Лечение животными», Панова Анна рассматривала пользу здоровья человека от общения с животными (Приложение 2, 3).

Научное общество учащихся (НОУ) - это организация, созданная для развития научного интереса и творческих способностей учащихся. Оно объединяет школьников, увлеченных наукой и желающих заниматься научной деятельностью.

Основная цель НОУ – развитие у учащихся интереса к науке и исследовательской деятельности, а также подготовка к участию в научных конференциях, олимпиадах и других научных мероприятиях.

В рамках работы НОУ проводятся различные научные исследования, эксперименты, конференции, конкурсы и другие мероприятия. Учащиеся могут участвовать в этих мероприятиях, представляя свои научные проекты и исследования. Кроме того, работа научного общества учащихся способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и самостоятельно принимать решения. Работа над научными проектами предполагает добровольное участие школьника. Тема проекта выбирается самостоятельно, с помощью учителя. Работа над проектом длится несколько месяцев и включает консультации с руководителем. Проектная деятельность способствует формированию рефлексивных, поисковых, исследовательских, коммуникативных и оценочных навыков.

В 2021-2022 учебном году на научной конференции был представлен научно-исследовательский проект по химии на тему «Исследование качества бензина», где ученики 9 класса Гаджиев Адис и Марков Вячеслав, под моим руководством исследовали бензин, взятый с нескольких заправочных станций нашего района. При соблюдениях всех правил безопасности в школьной лаборатории учениками проводились исследовательские опыты, показывающие качественность топливного ресурса (Приложение 4).

Научно-исследовательская деятельность в младшей школе может быть организована различными способами. Один из наиболее распространенных подходов - это проведение исследовательских проектов, в которых ученики исследуют определенную тему и собирают данные, анализируют их и делают выводы.

Например, ученики могут изучать различные природные явления, такие как смена времен года, погода и т.д. Они могут проводить наблюдения, собирать данные и анализировать их, чтобы сделать выводы о том, как изменения в природе влияют на жизнь человека.

Еще один подход – это проведение экспериментов. Ученики могут создавать свои собственные эксперименты, используя доступные материалы и инструменты, и наблюдать за результатами. Они могут исследовать свойства различных веществ, проводить опыты с водой и воздухом, изучать магнитные свойства железа и т.д. Важно, чтобы научно-исследовательская деятельность была интересной и познавательной для учеников, и чтобы они чувствовали себя уверенно и комфортно при проведении исследований. Учитель должен помочь ученикам выбрать тему исследования, составить план работы и поддерживать их в процессе исследования.

В 2022-2023 учебном году на районном проектном форуме «Ступеньки открытий» ученицы 4 класса нашей школы Викторова Анна и Оруджова Самира представили вниманию экспертной комиссии проект на тему «Мир малых объектов». На занятиях по внеурочной деятельности «Я - исследователь» ученики младшей школы познакомились с микроскопом и проводили исследовательские работы с его помощью. Я, как руководитель проекта, показывала и объясняла школьницам, как нужно рассматривать объекты под увеличением (Приложение 5).

Обмен опытом среди педагогов - это важная часть профессионального развития и улучшения качества образования. Он позволяет педагогам обмениваться знаниями, опытом и идеями, что способствует повышению эффективности обучения и улучшению результатов. Одним из способов обмена опытом является проведение семинаров, мастер-классов и конференций, на которых педагоги могут обмениваться своими знаниями и практическим опытом.

Важно отметить, что обмен опытом должен быть основан на взаимном уважении и поддержке. Педагоги должны быть готовы делиться своими знаниями и опытом, но также должны уважать мнение и опыт других педагогов. В Приложении 6 представлена разработка мастер класса по проектной деятельности на уроках биологии. Не менее важным остается обсуждение результатов, когда после завершения проекта есть возможность обсудить результаты работы с коллегами и проанализировать, насколько успешно была достигнута цель проекта.


Заключение

Проектная деятельность является эффективным способом развития творческих способностей, критического мышления, умения работать в команде и коммуникативных навыков учащихся. Она также способствует формированию у учеников навыков самоорганизации и самостоятельности, что является важным качеством для успешной карьеры в будущем. Поэтому необходимо создавать условия для развития проектной деятельности в школах и привлекать учащихся к участию в различных проектах.

Завершая все сказанное выше, хочу заметить, что самым главным для меня является заинтересованность учащихся в такой форме работы, как проектная деятельность по биологии и их радость после защиты проектов, когда они слышали отзывы учителей и других ребят о проделанной ими работе, желание ребят продолжить уже в следующем учебном году работу над другими проектами.

Методическая разработка может быть использована в любой школе, где проводится проектная деятельность. Она может быть полезна учителям, которые хотят улучшить свою работу в области проектной деятельности, а также ученикам, которые хотят узнать больше о том, как правильно выполнять проекты.


Список литературы

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  2. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
  3. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. 2013. - № 4. – С. 13-18
  4. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
  5. Лернер Г.И. Материалы курса «Педагогическая современному учителю»: лекции 4 –5. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 20 с.
  6. Рохлова В.С. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое пособие – М.: МИОО, 2006. – 96 с.
  7. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000

Приложение 1

Таблица 1. Комплексная работа над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

  • определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
  • создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

  • проблему проекта;
  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

  • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
  • личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

  • определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
  • установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

  • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
  •  организовать группы;
  • распределить роли в группах;
  • спланировать деятельность по решению задач проекта;
  • продумать возможные формы презентации результатов проекта;
  • продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

  • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • планирование работы;
  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
  • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

  • самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • анализ и синтез данных;
  • формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели.

Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

  • подготовка презентационных материалов;
  • подготовка публичного выступления;
  • презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;
  • подводит итоги обучения;
  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
  • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задач;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы;
  • рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп/учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Проектная деятельность обучающихся в творческом объединении "Мастерим бумажный мир"

Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения...

Методическая разработка проектной деятельности "Добро пожаловать в Ржев"

Работа со студентами первого курса над пректом " Welkom to Rzhev". Создание презентаций по темею...

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка-описание реализации системы проектов по воспитанию коммуникативной культуры учащихся и духовно-нравственному развитию. Эти проекты реализованы в рамках городской программы "Тол...

Методическая разработка - Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Проектирование - это метод учебного поиска, который базируется преобразовании информации, побуждает к самостоятельному решению проблемы, развивает творческие способности детей. Проектная технология по...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Методическая разработка"Проектная деятельность"

Презентация подготовлена для районного конкурса Учитель года -2014...