Воздушное питание растений
план-конспект урока по биологии (6 класс)


Предварительный просмотр:

                                                               

Тема урока: Воздушное питание растений

           

Предмет: Биология                                Класс: 6

Цели урока:

Обучающие:

  - познакомить учащихся со способами питания растений

  - дать представление о фотосинтезе, обеспечить усвоение учащимися знаний

       об особенностях протекания процесса фотосинтеза.

  - обеспечить усвоение учащимися понятий: автотрофные и гетеротрофные

     организмы.

   - подвести учащихся к пониманию взаимосвязи корневого и воздушного питания.

   - показать значение зеленых растений в жизни планеты.

   - практически доказать выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе.

Развивающие:

   - уметь обосновывать роль света в процессе фотосинтеза, делать выводы о космической роли зеленых растений.

   - совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения выделять главное.

   - развивать коммуникативные способности учащихся.

   - формировать умение наблюдать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательные:

   - развитие познавательного интереса учащихся.

   - воспитание у учащихся бережного отношения к зеленым растениям.

   - формирование умений высказывать и отстаивать свою точку зрения.

     Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают о способе получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

Метапредметные: развивается умение на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.

Личностные: формируется  экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.

     Тип урока: Изучение нового материала

     Форма урока: Комбинированный

     Технологии урока: здоровье-сберегающие, практико-ориентированные, наглядно- демонстрационные.

              Необходимое техническое оборудование:

  1. Мультимедиа презентации.
  2. Горшочное растение (обильно политое за день до опыта)
  3. Полиэтиленовый пакет
  4.  Ножницы
  5.  Шпагат
  6.  Датчик концентрации кислорода
  7.  Датчик концентрации углекислого газа
  8.  Регистратор данных (компьютер, ноутбук и т.п.)
  9. компьютер, проектор.

Структура и ход урока, внеурочного занятия

Этапы урока

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты

1

                   Организационный                                                              

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

2

Актуализация знаний

Повторение ранее изученного материала.

Постановка целей урока

Организует беседу по вопросам

-органы цветкового растения;

- почему лист имеет плоскую форму

- корневое питание, роль корня в поглощении воды и растворенных минеральных солей;

- зеленый лист как специализированный орган воздушного питания, особенности строение листа;

- виды пластид, роль хлоропластов

Вспоминают раннее изученный материал, отвечают на вопросы.

Презентация 1

(слайды 4-7)

Приводят примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находят различия в их питании., Делают записи в тетради определений Автотрофы. Гетеротрофы.

(слайд 10)

Видеофрагмент движение цитоплазмы

  1. Познакомить учащихся со способами питания растений
  2. Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи корневого и воздушного питания.

3

Изучение новой темы.

Практически доказать выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе.

Фотосинтез как процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, его этапы – рассказ учителя

Способы питания растений: почвенное и воздушное, их взаимосвязь – беседа

Проводит опыт, используя цифровое оборудование.

Презентация 1

(слайд 8-9)

Виртуальная лабораторная работа.

Презентация 2

Условия, необходимые для протекания фотосинтеза (самостоятельная работа с учебником).

Выполняют наблюдения и измерения

доказать, что растение в процессе  

фотосинтеза выделяет кислород.

доказать, что растение на свету    

образует крахмал.

4

Закрепление изученного материала

обобщение изученного материала

Дискуссия по вопросу: Кто же играет главенствующую роль в жизни растения. Листья или корни?

- корень – орган почвенного питания

- лист – орган воздушного питания;

Презентация 1 слайд 12

Самостоятельная работа.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Сформулировать выводы об особенностях протекания процесса фотосинтеза.

- в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ;

- при фотосинтезе выделяется кислород;

- органические вещества расходуются на рост и развитие органов;

- особенность питания растений – поглощение минеральных веществ, создание органических веществ, а затем их расходование.

5

Итог урока

Запись дом. зад.

Просмотр Видеофрагмента Вальс цветов

релаксация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воздушное питание растений Биология 6 класс Пеньковская Е.М. МБОУ СОШ № 7 г. Сальск

Слайд 2

Уметь объяснять процесс фотосинтеза, раскрыть стадии этого процесса. Практически доказать выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе. Научиться понимать взаимосвязь воздушного и корневого питания. Познакомиться с понятиями : автотрофные и гетеротрофные организмы.

Слайд 3

Актуализация знаний. Изучение нового материала. Виртуальная лаборатория. Практические опыты Закрепление материала (работа с рабочей тетрадью) Выводы.

Слайд 4

Органы цветкового растения Стебель Лист Цветок Плод Корень Повторение темы :

Слайд 5

Почему лист имеет плоскую форму ?

Слайд 6

Пластиды Придают окраску клеткам и органам растения Бесцветные, участвуют в запасании веществ, находятся в неосвященных частях растения Зеленые, участвуют в образовании органических веществ.

Слайд 7

Корневое питание растений. Углекислый газ Кислород

Слайд 9

Ι – расщепление воды до водорода и кислорода. I I – водород соединяется с углекислым газом и образуется сахар.

Слайд 10

Автотрофы – организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества, запасая в них солнечную энергию и делая ее доступной для других организмов. Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, созданными автотрофами.

Слайд 11

Фотосинтез- синтез органических соединений из неорганических, идущий с использованием энергии света в зеленых растениях

Слайд 12

лист - орган воздушного питания; в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ; при фотосинтезе выделяется кислород; органические вещества расходуются на рост и развитие органов; особенность питания растений - создание органических веществ, а затем их расходование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение. Опыт № 1 - Докажем, что растение на свету выделяет кислород.

Слайд 2

Одна из мышек может погибнуть

Слайд 4

Почему погибла мышка ?

Слайд 5

Зеленое растение поставим в темное место на 2 – 3 дня Через 2 – 3 дня прикрепим на лист растения трафарет, затемняя его часть, и оставим на свету на сутки. Опыт № 2 - Докажем, что растение на свету образует органические вещества

Слайд 6

Прополоскаем листья в кипящей воде в течении 2 минут. Затем опустим в кипящий спирт. Через 8 -10 часов срезаем эти листья, снимаем с них затемняющие трафареты. Внешне листья никак не изменились.

Слайд 7

Хлорофилл переходит в спирт, который от этого становится зеленым. Лист обесцвечивается. Опустим обесцвеченные листья в раствор йода.

Слайд 8

Рассмотрим окрашивание листа. После обработки раствором йода затемненная часть листа окрасится в коричневый цвет. Так как здесь крахмал не образовался, потому что лист не получал световой энергии. Незатемненная часть листа, содержащая крахмал посинела. Растение на свету образует органическое вещества – углеводы (сахара).



Предварительный просмотр:

                                             Рабочая тетрадь.

Ученик: _____________________________________   Дата: «_____» _____________

  1. Углекислый газ необходим растениям для:  

- питания

- дыхания

- фотосинтеза  

- поглощения воды

         2.   Кислород необходим растениям для:

               - питания

               - дыхания

               - фотосинтеза

               -  размножения

        3.    В процессе фотосинтеза растение:

              - поглощает углекислый газ

             - поглощает кислород

             - выделяет углекислый газ

             - образует минеральные вещества

       4.   Фотосинтез происходит в

             - хлоропластах

             - ядре

             - вакуолях

             - цитоплазме.

       5.  Процесс фотосинтеза идет

              - только на свету

              - только в темноте

              - и на свету и в темноте.

              - в любое время суток.

       6.  Функции дыхания, фотосинтеза, испарения выполняет

             - корень

             - лист

             - цветок

             - плод.

        7.  Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету     называется:

            - питание

            - дыхание

            - размножение

            - фотосинтез  

 

       8.  Если поместить горящую лучинку в закрытый сосуд с растением, стоящим на свету, она будет ярко гореть, так как растение:

           - поглощает углекислый газ

          - выделяет углекислый газ

          - поглощает кислород

          - выделяет кислород

      9.   Выпишите определения

Фотосинтез --------------------------------------------------------------------------------

Автотрофы --------------------------------------------------------------------------------

Гетеротрофы ------------------------------------------------------------------------------

10.  Выводы по уроку:

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздушное питание растений.

Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества....

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез»

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез» Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза.Задачи:образовательная: углубить и расширить представления о питании растений; сформировать...

Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"

Методическая разработка  урока биологии на тему «Воздушное питание растений».  Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...

Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез".

6 класс (линия В. В. Пасечника). Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, исследование, ...

Урок по теме "Воздушное питание растений"

Класс: 6Технология проблемного обученияТип урока:  Урок изучения новой темыУчебная задача: Выяснение необходимости хлорофилла, энергии света и углекислого газа  для процесса фотосинтеза....