Компетентностный подход в освоении биологических знаний как способ развития обучающихся
статья по биологии

Банеева Инна Юрьевна

Мы живем в сложное, но интересное время – на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценивать свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Банеева Инна Юрьевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории,

МБОУ «СОШ № 19» г. Чита,

Забайкальский край

Компетентностный подход в освоении биологических знаний

как способ развития обучающихся

Мы живем в сложное, но интересное время – на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценивать свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.

Школа должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Поэтому нужно стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;
  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
  • Многообразие подходов и точек зрения;
  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

Что даёт компетентностный подход?

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,
  • Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,
  • Подготовку учащихся к успеху в жизни,
  • Повышает степень мотивации учения,
  • Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Учитель должен планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов. В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха». Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств, а достижения учащихся отмечать не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой, уметь видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Учитель должен понимать строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно, главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся....

Информация о реализации разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы по английскому языку обучающимися

На уроке английского языка как на одном из самых сложных для изучения предметов особенно важно учитывать принципы разноуровневого подхода: - природосообразности - доступности -систематичности - послед...

Компетентностный подход к освоению методических систем в современных УМК.

Концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе...

Реализация компетентностного подхода в освоении методических систем в современных УМК в преподавании английского языка.

Иноязычные компетенции обозначены в стандартах. Их-5: речевая, языковая, учебно-познавательная, социально-культурная, компенсаторная...

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...

«Совершенствование качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»

Работа содержит информацию об опыте совершенствования  качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ...