Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"
план-конспект занятия по биологии (9 класс)

Сергеева Ирина

Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока по биологии 9 класс «Эндокринная система человека»

Тема урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть особенности строения эндокринной системы человека, нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции и меры профилактики эндокринных заболеваний.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о роли гормонов в обменных процессах в организме человека, познакомить с нарушениями нейрогуморальной регуляции, с мерами предупреждения эндокринных заболеваний;

Развивающие: развивать умения поиска информации в тексте учебной статьи, ее переработки и трансформации, развивать коммуникативные умения работы в парах и группах;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда, формировать бережное отношение к здоровью, уважительное отношение к деятельности ученых, осуществлять взаимодействие, построенное на принципах доверия, взаимоуважения и взаимопонимания.

Планируемые результаты: изучить особенности строения эндокринной системы человека, выяснить, в чем заключается причина аномалий в развитии человека.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие (учебно-воспитательные), развивающего обучения, ИКТ.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: групповая дискуссия, самостоятельная работа, работа с таблицей, решение биологических задач.

Оборудование: учебник, рабочий лист (приложение№1), раздаточный материал (приложение №2), проектор, презентация, интерактивная доска, мобильная схема «Железы внутренней секреции», магнитная доска.

I. Актуализация. Введение

– Ребята, сегодняшний наш урок мы посвятим изучению самого удивительного существа. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «любопытнейшим явлением».

Человек всегда был и будет  самым любопытнейшим  явлением для человека.

В.Г.Белинский

– Подумайте, о ком идет речь?
– Кто способен создавать восхитительные сооружения?
– Кто может покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты?
– Кто способен мыслить и познавать мир? Вы правильно догадались – Человек!


Человек вызывает, постоянны интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Так, одно из произведений Д.В.Григоровича посвящено мальчику, который мог фиксировать тело в неестественных позах и закручиваться спиралью.

 Большинство книг, произведений искусств основываются на реальных событиях и фактах.

На доске – репродукция «Джоконды»

-Сотни лет не перестаёт восхищать людей портрет молодой женщины, знаменитой своей загадочной улыбкой. Её называют Джокондой или Моно Лизой, хотя имя, изображённой на портрете женщины, до сих пор установить не удалось. Это одна из картин величайшего художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

-Как вы думаете, почему этот знаменитый портрет оказался на нашем уроке?

-По мнению некоторых учёных, изображённая на портрете женщина страдала расстройством функции щитовидной железы - эндемическим зобом.

Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки и злой оскал собаки, рычание, готовность отразить возможную атаку. А вспомните ваши ощущения, когда вы болеете за свою любимую спортивную команду. Сколько эмоций, переживаний. Всё это невозможно без участия особых веществ гормонов. Их выделяют железы внутренней секреции.

Человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить маленькие паращитовидные железы или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а нередко и к смерти. И речь пойдет о железах внутренней секреции (эндокринных железах).

Тема нашего урока: «Эндокринная система человека»

-Эндокринная система, как и нервная, регулирует работу всего организма.

-С помощью чего осуществляется нервная регуляция (нервных импульсов)?

- В основе нервной регуляции лежит рефлекторный принцип.

-что такое рефлекс?

-Основой рефлекса является рефлекторная дуга.

Однако механизм гуморальной регуляции здесь совсем иной- это химическая регуляция. В её основе лежит действие особых активных химических веществ – гормонов.

Итак, эндокринные железы, как вы уже поняли, выделяют особые вещества (гормоны) в кровь, лимфу. А эндокринная система – система регуляции работы внутренних органов посредством гормонов.  

Гормоны изменяют рост и развитие организма, регулируют обмен веществ, поддерживая его в норме. (Свойства и функции гормонов).

Перед вами задача.

До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.

Этот пример демонстрирует нарушения в деятельности организма, и определяет важную проблему

Проблема: Почему возникают различные отклонения от нормального развития человека?

Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.

Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человека?  

II. Изучение нового материала

– Итак, эндокринная система образована тремя компонентами.

 Обратите внимание на доску. Последовательно выстраиваем схему.

https://urok.1sept.ru/articles/511832/img1.gif

– Возможно, нарушения в развитии связаны с одним из компонентов желез внутренней секреции. Каковы ваши гипотезы?

– Мнения разделились. Ваши гипотезы можно разделить на группы:

  • нарушения связаны с деятельностью самих желез;
  • нарушения связаны с транспортировкой гормонов;
  • нарушения связаны с количеством и спецификой действия гормонов.

– Любое предположение требует доказательств. Необходимо подтвердить или опровергнуть предположение научными фактами. Именно этим мы и займемся.

– Внимание! Для решения проблемы мы создадим экспертные группы. Каждая пара учащихся получает задание.

Вам необходимо прочитать текст, найти нужную информацию в учебнике и заполнить определенную колонку в таблице с названием болезни и её симптомы, вызванные недостатком или избытком гормона желез внутренней секреции.

Через 10 минут, от каждой группы выступает один человек с кратким аргументированным докладом.

Алгоритм ответа на листах с заданиями.

работа в группах

Итак, ребята, давайте вернемся к нашей цели.

Выяснить причины появления аномалий в развитии человека?  

С каким компонентом связаны нарушения в работе желез внутренней секреции?

Ответы детей

Мы выяснили, что изменения активности желез внутренней секреции и нарушении их функций приводит в серьезным расстройствам. Цель достигнута!

– Уважаемые эксперты, благодаря вашему умению работать сообща над поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от нормального развития.

рефлексия: что вы узнали нового? что вас заинтересовало?

III. Обобщение

– Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока биологии нервная система человека

очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...

Конспект урока биологии "Мочевыделительная система человека"

Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения...

Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс

Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем....

Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система".9 класс коррекционная школа

Мочевыделительная  система. Почки -  органы выделения. Предупреждение болезней почек. Конспект урока с презентацией и заданием на повторение....

Конспект урока по анатомии "Дыхательная система человека" (8 класс, биология)

Конспект урока по анатомии с использованием технологии проблемного диалога....

Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса.

Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса, авторы учебника- Драгомилов,Маш,Беляев....

Конспект урока по биологии с использованием ЭОР по теме "Половая система человека" 8 класс

На уроках биологии можно активно применять электронные образовательные ресурсы, которые оказывают значительную помощь....