технологическая карта по биологии
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Акимиев Александр Арманович

Технологическая карта по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_biologii.docx661.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 9

Тема урока: «Здоровое питание и пищеварение»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностная цель: формирование и развитие словесно-логического мышления, аргументации своего мнения и позиции, самостоятельной и учебно-организаторской деятельности.

Содержательная цель: раскрытие понятий «питание», «пищеварение», «питательные вещества», изучение особенностей строения пищеварительной системы; воспитание навыков бережного отношения к своему здоровью.

Формируемые универсальные учебные действия:

Предметные: сформировать представление о сущности процессов питания и пищеварения, о составе пищи и роли ферментов в процессе пищеварения и о строении органов пищеварения.

Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.

Личностные: создать условия для личностной рефлексии, сформировать способности к саморазвитию, воспитание бережного отношения к собственному организму.

Познавательные: смысловое чтение и извлечение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать оценку учителя и выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: уметь формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности.

Приемы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, работа с учебником, демонстрация таблиц.

Образовательные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, таблица «Пищеварительная система человека», презентация.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(электронно-образовательный ресурс)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные,

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка внутренней готовности выполнения учебной деятельности

(3мин)

 

Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой (прием «Фантастическая добавка» - приложение1)

Ученики встают, здороваясь с учителем; настроились на работу.

Взаимодействуют с учителем

Л. – развитие учебных мотивов.

П. - осуществление поиска необходимой информации.

Р. - умение организовать выполнение заданий учителя.

К. - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

(4мин)

Демонстрация

слайда №1

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831aa.png

Слайда №2

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831ab.png

Слайда №3

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831ac.png

Просит выдвинуть предположение

о теме предстоящего урока

На слайде №1

представлена картинка.

Проанализируйте ее содержание. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Предполагаемый ответ «Питание»

Какой процесс жизнедеятельности связан с этим свойством живых организмов? (для подсказки включить слайд №2)

Предполагаемый ответ «Пищеварение»

Таким образом, тема урока будет…

Предполагаемый ответ «Питание и пищеварение» Слайд №3

Высказывают свои предположения.

Формируют тему урока.

Записывают число и тему урока в тетради.

Л. – развитие познавательных интересов.

П. - установление причинно-следственных связей и выдвижение гипотез, и их обоснование.

Р. – планирование своих действий с поставленной задачей.

К. – уметь формировать собственное мнение и учитывать мнение других.

3. Этап выявления места и причины затруднений.

Цель: организация анализа обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения; осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей (2мин)

 

Каждый из вас может сказать, что он ел на завтрак, и что он хочет съесть на обед. Каждый знает своё любимое блюдо и что он просто терпеть не может. А вы можете ответить, зачем человек каждый день принимает пищу, т. е. осуществляет процесс питания?

Предполагаемый ответ «Поддержание жизни»

Надеюсь, что к концу урока вы сможете дать полный ответ на поставленный вопрос.

Обучающиеся пытаются ответить на вопрос.

П. - выдвижение гипотез и их обоснование.

Р. - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Целеполагание.

К. - сотрудничество в поиске и сборе информации.

4. Этап построения проекта выхода из затруднений.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

(3мин)

Демонстрация слайда №4

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831ad.png

Слайда №5

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831ae.png

Демонстрация слайда №4, где перечислены термины нашей темы, используя их, сформулируйте цель и задачи урока (для подсказки демонстрация слайда №5).

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть формируют, какие знания им нужно построить и чему научиться).

Л. – формирование границ собственного знания и незнания.

П. – ориентировка на разнообразие способов решения задач.

Р. – планировать свое действие.

К. – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

(13 мин).

Физкультминутка

(2 мин)

Демонстрация слайда №6

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831af.png

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Организация изучения нового материала в виде фронтальной беседы и работы с текстом учебника.

Мы знаем без воздуха человек может прожить

- Сколько человек проживет без воды?

- Сколько человек проживет без пищи?

- Почему человеку необходимо есть?

Пища необходима для поддержания жизни, это источник энергии и строительного материала. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

В чем заключается пластическая и энергетическая функция пищи?

Найдите в тексте  определение пластического и энергетического обмена и выпишите в тетрадь. 

Необходимые для жизни питательные вещества человек получает из пищи.

-На какие группы по происхождению подразделяют пищу?

- Назовите продукты питания наиболее богатые белками, жирами и углеводами?

-Почему для полноценного питания рацион человека должен включать и животную и растительную пищу?

- Как вы думаете, а почему молекулы белков, жиров и углеводов расщепляются?

- Скажите, на какие вещества расщепляются белки, жиры и углеводы?

Найдите в тексте определение процесса пищеварения.

Запишите определение в тетрадь.

Процесс пищеварения состоит из этапов.

Посмотрите на слайд и определите последовательность этапов процесса пищеварения: Слайд №6

Показывает и выполняет вместе с обучающимися

Работают с текстом учебника. Отвечают на поставленные вопросы.

Записывают определения в тетрадь

Высказывают свои предположения.

Выполняют вместе с учителем

Л. - развитие познавательных интересов.

П. - смысловое чтение,

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

структурирование знаний.

Р. - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л. -  Развитие скоростно-силовых качеств

Р. - планировать свои действия

6. Этап первичного закрепления с проговариванием.

Цель: усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач

(5мин)

Демонстрация слайда №7

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831ag.png

Организация закрепления в виде игры «Верю, не верю»

А сейчас я предлагаю вам поиграть и проверить свои знания по нашей теме. Для этого вы все встанете со своих мест. Я буду зачитывать факты. Если вы будете согласны с утверждением, то останетесь стоять, а если не согласны – присядете на свое место. Всем понятно? Тогда, начали…

Слайд №7

Спасибо. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали, что-то новое для себя

Высказывают свои предположения.

Л. - развитие познавательных интересов.

П. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р. - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

саморегуляция как способность к выбору

самоконтроль процесса выполнения задания.

К. - выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях

(5мин)

 

Учитель просит самостоятельно

выполнить упражнение в рабочей тетради

Работают самостоятельно в рабочих тетрадях.

П. – использование таблицы, схем для решения задач.

Р. – выполнять учебные действия в материализованной умственной форме.

К. – уметь договариваться и приходить к общему решению.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний

(3мин)

Демонстрация слайда №8

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831ah.png

- Ребята, какая цель нашего урока была?

Выделите для себя (слайд №8):

- На уроке я узнал....

- Я умею ....

- Теперь я буду применять....

Озвучивают цель урока и результаты своей деятельности.

П. – структурирование знаний.

Р. – осуществляют контроль по результату.

К. – уметь формулировать собственные мнения и позицию.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

(5мин)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u232211/t1541227831ah.png

Вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале урока («Зачем человек каждый день принимает пищу, т. е. осуществляет процесс питания»).

Какой ответ вы можете дать на него сейчас?

Подводит итоги урока: раздает листы самоконтроля (приложение 2) и проверяет самооценку работы обучающихся.

Дает домашнее задание.

Выставляет оценки за урок.

Спасибо за урок!

Высказывают свои мнения и актуализация полученных новых знаний.

Оценивают свои результаты и записывают домашнее задание.

Л. –формирование адекватной и позитивной самооценки.

П. - установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Р. - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

анализ полученных результатов,

формулирование выводов.

К. - выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной и устной форме,

Сотрудничество со сверстниками и педагогом.

Приложение 1.

А теперь… Представьте, что мы находимся в полицейском участке Лондона. Комиссар полиции расследует дело смерти мистера Смита. Мистер Смит был очень состоятельным человеком, но умер от того, что каждый день он кушал жареную курицу, фаршированную черносливом, с плавающими в масле профитролями, по бокам блюда печеный рулет из свинины... Сначала он ел с неохотой, но он не хотел обидеть жену, т.к. она целый день ждала его с работы. Со временем ему это даже понравилось. Он торопился домой, а там его ждали новые вкусные блюда. Вечером, когда он усаживался перед телевизором, он ставил перед собой большое блюдо с печеными булочками, пирожными и печеньем. Вы знаете, когда человек смотрит телевизор, он незаметно для себя может съесть столько всего, что и сам не поверит.

Когда он попал в больницу, врачи признали: и сахарный диабет, и ожирение, и гастрит и еще кучу всяких медицинских непонятных болезней».

Найдите ответ на мой вопрос: о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? 

Приложение 2.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Природа наделила человека разумом, способным постичь любые знания! Когда человек использует свой разум, Природа одобрительно улыбается ему. Когда же человек им не пользуется, она стоит рядом с безграничным терпением и состраданием, и ждёт, пока он поумнеет”. Генеша

Оцени свою работу на уроке, как, по - вашему мнению, Природа сегодня улыбается вам, или еще ждёт? - лист самооценки

1 Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься.

2.Мои знания по теме выросли

3.Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу

4.Участвовал в диалоге на уроке

5.Активно работал в группе (паре) с раздаточными материалами: рисовал, писал, заполнял таблицу.

6.Работал с учебной и дополнительной литературой.

7.Выступал перед классом с сообщением, представлял итоги своей работы

8. Помогал товарищу

9.Я буду применять знания, полученные на уроке, т.к. они полезны для будущей жизни

Критерии оценки «Как я поработал на уроке?» (лист самооценки).

9 - 8 «+»-отличная работа на уроке

7- 6 «+»-хорошая работа на уроке

5-4 «+»-удовлетворительно поработал на уроке

3-1 «+» - стоит задуматься над изменением отношения к учебе

Список использованной литературы:

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Учебник. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2016.- 333 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2016.

3. Биология 5-9 кл.: рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. - М.: Дрофа, 2017. - 54 с.

4. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Для школьников и абитуриентов / составитель Л.В. Елкина. - изд. 2-е . – Минск, 2010. - 416 с.

5. Человек. Энциклопедия. – М.: Росмен, 2008. – 119 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии "Функции белков"

Данная технологическая карта рассматривает все этапы урока, на которых подробно представлена деятельность учителя и деятельность обучающихся....

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...