Разработка урока по теме "Структура экосистем"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_struktura_ekosistem.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Структура экосистем

Задачи: раскрыть сущность понятия «Экологическая система»; конкретизировать это понятие  изучением её структуры: пространственной, видовой и экологической. Продолжить развивать представления о целостности и материальности живой природы, формировать ответственное отношения к ней.  

Демонстрация: таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; таблицы с изображением дубравы, водоёма, ИКТ.

Основные понятия: экосистема, биоценоз, биотоп, биогеоценоз, структуры: пространственная, видовая, экологическая; биотоп, зооценоз, фитоценоз,  микробиоценоз.

Этапы урока

        Организационный момент

        Проверка знаний

1. Индивидуальный опрос о разнообразии биотических отношений (тест).

2. Составление логической цепочки  «Экологические факторы» (у доски).

3. Фронтальная работа с классом: а) определить биотические отношения (слайд 2)

                                                           б) высказать своё мнение (слайд 3)

       Актуализация знаний  

Наш мир – не случайность, не хаос – есть система во всём. (слайд 4)

Как вы понимаете это высказывание, и какое отношение оно имеет к теме нашего урока «Структура экосистем. Биогеоценозы»

       Определение целей и задач урока.

      Изучение нового материала

  1. Термин «экосистема» был введен английским ботаником А. Д. Тенсли в 1935 году. (слайд 5)
  2. Составные части экосистемы (слайд 6)
  3. Сравнивание экосистемы с биогеоценозом(слайд 7) .
  4. Отличие экосистемы от биогеоценоза (Экосистема - более широкое понятие. Границы биогеоценоза определяются растительным сообществом)   (слайд 8 -9)
  5. Структура экосистемы. (слайд 10)

План изучения:

  1. Как  устроена?
  2. Что входит в её состав?
  3. Зачем такое построение?

а)  Пространственная структура определяется ярусным            расположением. Позволяет эффективно использовать солнечный свет и ресурсы почвы.

б)  Видовая структура обусловлена видовым разнообразием её обитателей и    плотностью их популяции. Обеспечивает стабильность экосистем.

в)  Экологическая структура – соотношение групп видов, выполняющих определённые функции в сообществе (продуценты, консументы, редуценты). Обеспечивает стабильное существование экосистемы, способность к самоподдержанию.

      6. Экосистема дубравы. Самостоятельная работа с учебником  - заполнение таблицы «Экосистема дубравы» (слайд 11)

      Заключение                                    - Ну что же, подведём баланс,

Чтоб в стихотворном виде

Экосистему юный глаз

                                                                Отчётливо увидел.

                                  Она система потому,

                                  Что в ней по форме строгой

                                  Необходимый всем продукт

                                  Идёт своей дорогой.

                                                 И кто в системе служит –

                                                Живёт себе, не тужит.

                              Вот на зелёный стебелёк,

                              Садится пёстрый мотылёк,

                              Попил нектар со всех цветов

                              Их опылил – и в путь готов.

                                              Но тут попался - Боже мой! –

                                              На завтрак птице луговой,

                                             А у неё гнездо в траве

                                             И куча птенчиков в гнезде.

                                             И уж, конечно, их помёт

                                             Питанье травушке даёт.

                                                        В лесу опять приплод зайчат,

                                                        И все с хорошим аппетитом –

                                                        Того гляди, кусты съедят

                                                        И даже обглодают липы.

                      Но с прибавлением семьи

                      Поздравить можно и лисицу.

                       Лисятам завтраки нужны

                       И ужин тоже пригодится.

                                                     Вот так и охраняют лес

                                                     Его жильцы в экосистеме,

                                                     И лисью шапочку жене

                                                    Лесник под Новый год наденет.

                    И так, короче говоря,

                    Экологической системе

                    Дано поддерживать себя

                    В упитанном,  здоровом теле.

Задание на дом   (слайд12 - 13)

Обязательное

  •  Изучить § 5.4;
  •  Ответить на вопросы в конце параграфа;
  •   Заполнить таблицу «Экосистема дубравы».

По желанию

  • Составить синквейн (экосистема, биогеоценоз, структура экосистемы и др.);
  •  Составить опорную схему урока  в виде логической цепочки.

Закрепление знаний

Выскажите своё мнение (слайд14)

Заполните кластер «Экологические структуры» (слайд15)

Блиц опрос  (слайд16)

Назвать компоненты экологической системы (слайд17)

Выскажите своё мнение (слайд18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

урок-презентация "Свойства экосистем"

презентация  к уроку "Свойства экосистем"...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...