Конспекты уроков
презентация к уроку по биологии

Здесь я выкладываю свои конспекты и презентации к урокам

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе по теме «Алюминий и его свойства» 

 

План урока: 

1. История открытия алюминия. 

2. Положение алюминия в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и возможная степень окисления. 

3. Распространение алюминия в природе. 

4. Физические свойства. 

5. Химические свойства (лабораторная работа). 

6. Применение алюминия. 

 

Написание темы урока в тетради «Алюминий и его свойства» 

 

Актуализация опорных знаний. 

Что знаю об алюминии. Заполни

Что знаю об алюминии из повседневной жизни 

Что узнал об алюминии на уроке 

1. 

2. 

и т.д. 

 

1. 

2. 

и т.д. 

 

В конце 19 – начале 20 веков алюминий ценился выше золота. 

Алюминий в виде соединений был известен ещё в глубокой древности. По свидетельству античных историков и писателей, квасцы (от латинского – «алюмен») добывали во многих местах и применяли в качестве протравы при крашении. Один из римских полководцев во время войны с персами велел обмазывать боевые башни квасцами, что делало деревянные башни огнестойкими, поэтому все попытки персов сжечь их были безуспешными. 

В своё время Н.Г.Чернышевский назвал алюминий «металлом социализма», т.к. почти в течение четверти века оставался музейной редкостью. Впервые он был использован для изготовления нескольких декоративных лат для личной охраны Наполеона l l l и игрушек для его наследника. 

  1. История открытия алюминия. 

В 1754 году была найдена основа квасцов - глинозём. Антуан Лавуазье, итальянский учёный  первым заподозрил в ней наличие окисла металла, но выделить известными тгда способами в чистом виде не смог. И только в 1825 году  Карл Эрстед, учёный Дании получил впервые алюминий в чистом виде, используя для этого калий в виде амальгамы. Спустя два года немецкий учёный Фридрих Вёлер получил алюминий в порошкообразном виде. А вот задача превратить его в слиток оказалась очень сложной. 18 лет упорного труда позволили учёному приготовить алюминий в виде гранул размером всего лишь со спичечную головку. Новый металл оказался очень красивым, похожим на серебро, но значительно более лёгким. 

  1. Положение алюминия в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и возможная степень окисления. 

Период- 3 Группа- 3 Подгруппа - главная Порядковый № - 13 Аr- 27 Протоны- 13 Нейтроны – 14 Электроны- 13В соединениях степень Окисления только +3 

Строение атома- Al + 13        2е; 8е; 3е.  

1 

2 

3 

4 

5 

металлы 

Al 

неметаллы 

  1. Распространение алюминия в природе. 

Алюминий  третий по распространенности элемент после кислорода и кремния. Большинство природных соединений алюминия имеют вулканическое происхождение. Продукт затвердевания расплавленной магмы – гранит. Он слагается из трёх минералов: полевого шпата, слюды и кварца. Преобладает в граните полевой шпат KAlSi3O8, который относится к наиболее распространённым минералам и носит название алюмосиликат 

  1. Физические свойства (работа с коллекцией). 
  1. Демонстрация теплопроводности алюминия: постепенное отрывание канцелярских кнопок на пластилине от алюминиевой проволоки, один конец которой нагревается. 
  1. Демонстрация куска алюминия, обращается внимание на матовый металлический блеск. 
  1. Демонстрация фольги из алюминия, обращается внимание на пластичность и лёгкость. 
  1. Демонстрация растворимости в воде алюминия. Обращается  внимание на положение алюминия в ряду напряжений. Даётся объяснение образования оксидной плёнки на поверхности металла. 

Алюминий  простое вещество – металл, хорошо проводит эл. ток, пластичный, имеет металлическую химическую связь, tплавл.=6600 , на воздухе всегда покрыт оксидной плёнкой: написать уравнение реакции (Al +O2 = …) 

  1. Химические свойства алюминия. самостоятельная работа . работа с учебником сделать конспект
  1. Закрепление знаний. 
  • - По каким внешним признакам можно отличить изделия из алюминия от изделий других металлов? 

- Опишите области применения алюминия и укажите свойства, на которых основано его использование

  • - Почему алюминиевая посуда не разрушается в кипящей воде и не подвергается атмосферной коррозии. 
  • - При производстве алюминиевой проволоки расплавленный алюминий пропускают через круглое отверстие. Струя затвердевает, не разбиваясь она капли. Почему? 
  • - Основу для изготовления косметической пудры составляет каолин (глина) – силикат алюминия – Al2O3*2SiO2*2H2O . почему дешёвые пудры очень подвержены действию влаги: быстро слёживаются и на кожу ложатся комками? 

 

  1. Домашнее задание.  написать сообщение про алюминий  . 



Предварительный просмотр:

 Урок по химии 9 класс Щелочноземельные металлы  

Ход урока

- Где находятся щелочные металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?

Ученик:

- В периодической системе щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе, на внешнем уровне 1 электрон, который щелочные металлы легко отдают, поэтому во всех соединениях они проявляют степень окисления +1. С увеличением размеров атомов от лития к францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая активность.

Учитель:

- Физические свойства щелочных металлов?

Ученик:

- Все щелочные металлы серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, лёгкие, мягкие и легкоплавкие. Их твёрдость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.

Учитель:

- Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы по вариантам:

  •   Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
  • прочитать параграф учебника и ответить на вопросы

1. Перечислите щелочноземельные металлы

- Это магний, кальций, стронций, барий, радий.

2. Почему данные металлы назвали щелочноземельными?

Ученик:

Происхождение этого названия связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название "земли"

Учитель:

3. Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Ученик:

- II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра, чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.

Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов?

Ученик:

- Металлы II группы главной подгруппы - это серебристо-белые вещества, хорошо проводящие тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления, наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия, обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета.

Проблема: В каком виде щелочноземельные металлы встречаются в природе?

Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений?

Ответ: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне)

Физкультминутка – отдых глазам.

Учитель:

- Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?

Ученик:

- Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами ( с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.

Учитель:

- А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочноземельных металлов.

4. Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов.

Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочноземельными металлами.

  • работать в вытяжном шкафу
  • на подносе
  • сухими руками
  • брать в малых количествах

Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.

Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой.

Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария

Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

5. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке, что понравилось.

6. Домашнее задание.

§ 12 упр.1(б) упр.4

Литература.

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001
  2. Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2008
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002
  4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2005.
  5. Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание

29.03.2010



Предварительный просмотр:

Межшкольный конкурс исследовательских работ учащихся 1 – 11 классов «Юный исследователь»

Секция: Биология и экология

Глобальное потепление: миф или реальность?

Доржонова Юлия

ученица 11 класса

ГБОУ «Цакирская СОШИХЭН»

Научный руководитель: учитель биологии Цыренова Э.Ц

1

Содержание работы

  1. Введение        3
  2. Цель, задачи работы        4
  3. Теоретические выкладки        5
  4. Практическая часть работы        8
  5. Анализ полученных данных        10
  6. Выводы        11
  7. Заключение        12
  8. Использованная литература        13
  9. Приложение №1        14
  10. Приложение №2        14
  11. Приложение №3        15
  12. Приложение №4        15
  13. Приложение №5        16
  14. Приложение №6        16
  15. Приложение №7        17
  16. Приложение №8        17
  17. Приложение №9        18
  18. Приложение №10        18

2

Введение

Каждый, кто внимательно следит за научными новостями, не испытывает недостатка в свидетельствах потепления климата. Практически еженедельно появляются сообщения об исследованиях в этой сфере. Вот британские натуралисты сообщают о смещении к северу ареалов некоторых видов птиц. Канадцы отмечают, что северные реки остаются замерзшими в среднем на две недели меньше, чем полвека назад. В Гренландии в последние годы резко ускорилось движение ледников, спускающихся к морю. Арктические льды отступают летом значительно дальше на север, чем прежде. На Антарктическом полуострове, который вытянулся в сторону Южной Америки, тоже идет быстрое разрушение ледников. По некоторым данным, стал замедлять свое течение Гольфстрим…

Складывается впечатление, что на Земле действительно наступает «оттепель». Однако, чтобы говорить об этом уверенно, нужно проследить за глобальными изменениями температуры приземного воздуха, что совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд: температура на нашей планете испытывает значительные колебания как во времени, так и в пространстве.

Чтобы с некоторой точностью определить ее среднюю величину, нужны тысячи измерений, причем, что важно, все они должны быть выполнены по единой методике. А чтобы уверенно зафиксировать потепление, такие измерения надо проводить непрерывно в течение нескольких сотен лет. Подобной методики пока не существует.

Большинство метеостанций создано лишь недавно, а самые старые, где накоплены многолетние наблюдения, часто расположены в больших городах, где с развитием энергетики стал формироваться особый микроклимат, существенно отличающийся от климата окружающих территорий. Например, зимой в центре Москвы температура может быть на 5 градусов выше, чем по области. Не хватает метеостанций в полярных районах, в горах, в развивающихся странах. Почти не охвачены измерениями обширные пространства океанов. Из-за сложностей анализа глобальных изменений температуры некоторые ученые до сих пор не признают потепление фактом и предпочитают говорить о нем как о правдоподобной гипотезе, нуждающейся в тщательной проверке. И все же подтверждений с каждым годом становится все больше.

Цель работы – осознание наличия глобального потепления как серьёзной проблемы и его опасности для человечества; доказательство либо опровержение существующих гипотез и теорий на основе местного материала.

В соответствии с поставленной целью основными задачами являются:

  1. Изучить научную литературу, касающуюся данной проблемы;

  1. Изучить историю и причины появления глобального потепления;

  1. Опираясь        на        теоретические        выкладки,        выявить        опасность        глобального потепления для человечества;

  1. Получить на Цакирской метеостанции информацию о количестве осадков за определённый месяц того или иного года, средней, максимальной и минимальной температуре, средней влажности в январе и июле в период с 1990 по 2015 гг., составить соответствующие графики и проанализировать их;

3

  1. Сделать соответствующие выводы

Исследование проводилось в апреле 2015 года, анализу подвергались научные гипотезы по проблеме на данный период и статистические показатели Цакирской метеостанции с 1990 по 2015 годы.

Теоретические выкладки

На рубеже XXI века проблема глобального потепления климата не перестаёт волновать мировую общественность, учитывая весьма негативные и социально- экономические последствия для окружающей среды и современной цивилизации. В ходе человеческой деятельности в атмосферу ежегодно выбрасывается огромное количество различных загрязняющих веществ, изменяющих её химический состав. Многие из них (диоксид углерода, метан, оксиды азота, хлорфторуглероды и др.), пропуская солнечные лучи, препятствуют длинноволному тепловому излучению от земной поверхности. Часть этого поглощённого теплового излучения атмосферы направляется обратно к поверхности Земли, создавая парниковый (тепличный) эффект.

Парниковым эффектом атмосферы называется разность между средней температурой поверхности планеты и её радиационной температурой (величина, характеризующая полную (по всему спектру) энергетическую яркость излучающего тела). Средняя температура по всей Земле в целом приблизительно равна +15 °C, а её радиационная температура -18 °C, следовательно, парниковый эффект на Земле сейчас равен +33 °C.

Парниковый эффект был обнаружен Жозефом Фурье в 1824 году и впервые был исследован в 1896 году известным шведским учёным, лауреатом Нобелевской премии (1903 г.) Сванте Августом Аррениусом (1859-1927). С тех пор идея принимается за веру практически без проверки. Эта точка зрения была полностью поддержана решениями международных экологических конгрессов в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 г. и в Киото (Япония) в 1997 г.. Согласно прогнозам сторонников этих идей, к 2100 году потепление климата может достигнуть 2,5-5 ˚С, а вызванное этим потеплением повышение уровня океана составит 0,6-1м, что уже может вызвать затопление прибрежных территорий. По самым пессимистическим прогнозам, потепление будет способствовать расширению пустынь, исчезновению мерзлоты, эрозии почв и т.д.. Согласно одной из гипотез, глобальное потепление приведёт к остановке или серьёзному ослаблению Гольфстрима. Это вызовет существенное падение средней температуры в Европе (при этом температура в других регионах повысится, но не обязательно во всех), так как Гольфстрим прогревает континент за счёт переноса тёплой воды из тропиков.

Согласно гипотезе климатологов М. Юинга и У. Донна, в криоэре существует колебательный процесс, в котором оледенение (ледниковый период) порождается потеплением климата, а дегляциация (выход из ледникового периода) — похолоданием. Это связанно с тем, что в Кайнозое, являющемся криоэрой, при оттаивании ледяных полярных шапок увеличивается количество осадков в высоких широтах, что зимой приводит к локальному повышению альбедо (характеристика отражательных свойств поверхности какого-либо тела). В дальнейшем происходит снижение температуры глубинных районов континентов северного полушария с последующим образованием ледников. При замерзании ледяных полярных шапок ледники в глубинных районах континентов северного полушария, не получая достаточно подпитки в виде осадков, начинают оттаивать.

Научное мнение, выраженное Межгосударственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН, и непосредственно поддержанное национальными академиями наук стран «Большой восьмёрки», заключается в том, что средняя

4

температура по Земле поднялась на 0,7 °C по сравнению со временем начала промышленной революции (со второй половины XVIII века), и что «бо́льшая доля потепления, наблюдавшегося в последние 50 лет, вызвана деятельностью человека», в

первую очередь выбросом газов, вызывающих парниковый эффект, таких как углекислый газ (CO2) и метан (CH4). Исследование с участием ученых из Шотландии, Канады и Австралии показало, что вероятность естественных, а не антропогенных причин изменения климата на планете составляет не более 5%. Согласно тому же исследованию, с 1980 года средняя температура воздуха на планете поднялась на 0,5

°C, и Земля продолжает нагреваться примерно на 0,16 °C за десятилетие. Однако, известный американский учёный, бывший президент Национальной академии наук США Ф.Зейтц официально заявляет, что “экспериментальные данные по изменению климата не показывают вредного влияния антропогенного использования углеводородов; в противоположность этому, имеются веские свидетельства, что увеличение содержания в атмосфере углекислого газа является полезным и приводит к положительному влиянию на естественный прирост растений и животных в окружающей среде Земли”.Важно сказать, что при замерзании вода связывает некоторое количество углекислого газа, а при таянии – высвобождает его. Этим объясняется то, что в периоды межледниковых потеплений концентрация этого газа в атмосфере всегда повышалась. Поэтому, углекислый газ является следствием потепления, а не его инициатором.

Были предложены разнообразные гипотезы, объясняющие изменения температуры Земли:

  • Вариации радиуса и вытянутости земной орбиты. Расстояние от Земли до Солнца изменяется не только на масштабах времен порядка 100 миллионов лет, но и с периодом около 20 тысяч лет. При этом уровень летней инсоляции полушарий регулярно варьируется почти на 10% из-за удаления от Солнца.
  • Колебания наклона земной оси. Наклон земной оси к плоскости орбиты составляет 23,5° и испытывает колебания величиной 1° за десятки и сотни тысяч лет. Эти изменения влияют на температурный контраст между высокими и низкими широтами.
  • Флуктуации интенсивности космических лучей. Флуктуация – это случайные отклонения от среднего значения физических величин, характеризующих систему из большого числа частиц. Космические лучи ионизируют атомы в атмосфере Земли. Ионы служат центрами конденсации водяного пара и способствуют образованию облаков, что повышает альбедо Земли. Интенсивность космических лучей меняется при движении Солнечной системы по Галактике.
  • Изменение светимости Солнца. Сейчас количество энергии, поступающей от Солнца, колеблется очень незначительно (примерно на 0,1%). Между тем нельзя исключить более значительных колебаний на длительных отрезках времени.
  • Переполюсовка земного магнитного поля. Характерный масштаб — порядка четверти миллиона лет. Правда, последняя переполюсовка произошла 780 тысяч лет назад. В момент смены полярности атмосфера в меньшей мере защищена от действия солнечного ветра и космических лучей.
  • Парниковые газы в атмосфере. Удерживают инфракрасное излучение Земли, препятствуя его уходу в космос.
  • Изменения ландшафтов. От характера земной поверхности и растительности на ней зависит количество рассеиваемого излучения и в конечном счете альбедо Земли. В частности, существенное влияние на ландшафт оказывают сельское хозяйство и

урбанизация.

  • Падения астероидов, крупные вулканические извержения, ядерные взрывы на поверхности Земли. Выброс аэрозолей в стратосферу уменьшает количество солнечной энергии, поступающей на Землю, а пыль в тропосфере увеличивает облачность — так называемый эффект «ядерной зимы». Продолжительность — от нескольких месяцев до десятков лет.

Хакерский инцидент (ноябрь 2009)

В ноябре 2009 года в результате действий группы неизвестных хакеров был взломан почтовый сервер Университета Восточной Англии и общественности стало известно о переписке ученых. Критики заявили, что из переписки можно сделать вывод, что последние годы температура на Земле не повышается. Руководство Университета Восточной Англии распространило заявление, в котором подборка писем для публикации называется тенденциозной и «отрицающей признанный мировым сообществом факт негативного воздействия деятельности человека на климат». Также в ответ на критику Климатический центр Университета Восточной Англии (CRU) в сотрудничестве с Метеорологическим бюро Центра Хедли (Met Office Hadley Centre) 7 декабря 2009 г. разместил в свободном доступе часть базы данных, на основе которых рассчитывались температуры поверхности Земли. Данные представляют собой выборку, содержащую информацию с около 1500 наземных метеостанций из общего числа в 5000 станций.

Практическая часть работы

Я получила на Цакирской метеостанции информацию о количестве осадков за определённый месяц того или иного года, средней, максимальной и минимальной температуре, средней влажности в январе и июле в период с 1990 по 2015 гг.. Вот такие таблицы я составила в этом учреждении на основе архивных данных.

Январь

Года

Средняя температура за месяц

(в °C)

Максимальная температура за месяц

(в °C)

Минимальная температура        за месяц

(в °C)

Влажность (в

%)

Среднее количество

осадков        за месяц (в мм.)

1990

-11,4

1,3

-30,3

81

42,2

1991

-11,4

1,2

-34,2

82

35,8

1992

-10,3

2,2

-25,2

86

44,9

1993

-10,8

-3,1

-22,9

82

2,4

1994

-9,5

0,9

-23,9

84

31,8

1995

-11,2

1,3

-23,3

83

20,9

1996

-16,1

-5,5

-26,0

85

12,1

1997

-16,9

2,0

-31,9

84

49,1

1998

-11,2

-1,4

-26,2

85

27,4

1999

-10,0

2,2

-29,9

83

71,9

2000

-7,9

1,2

-26,6

84

37,7

2001

-6,2

3,2

-28,1

87

58,3

2002

-19,4

-3,2

-37,7

79

32,7

2003

-11,1

1,3

-33,0

84

30,1

2004

-8,5

2,3

-24,2

87

21,5

2005

-9,0

1,9

-25,3

84

25,2

2006

-18,0

-6,2

-36,3

79

23,9

2007

-3,5

5,4

-21,2

86

78,7

2008

-11,7

2,0

-28,5

82

49,8

2009

-11,4

0,2

-27,4

84

48,4

2010

-6,2

3,2

-28,1

87

58,3

2011

-19,4

-3,2

-37,7

79

32,7

2012

-10,8

-3,1

-22,9

82

2,4

2013

-7,9

1,2

-26,6

84

37,7

2014

-19,4

-3,2

-37,7

79

32,7

2015

-11,7

2,0

-28,5

82

49,8

Июль

Года

Средняя температура за месяц

(в °C)

Максимальная температура за месяц

(в °C)

Минимальная температура        за месяц

(в °C)

Влажность (в

%)

Среднее количество

осадков        за месяц (в мм.)

1990

19,7

32,3

8,8

70

57,0

1991

19,5

34,6

6,8

69

58,5

1992

17,5

30,8

6,8

71

80,7

1993

17,4

27,2

7,3

71

77,2

1994

16,6

27,9

9,2

80

80,3

1995

19,9

31,4

8,3

64

24,3

1996

20,7

34,4

9,3

65

19,3

1997

18,0

32,6

6,4

68

58,1

1998

22,1

35,0

10,5

67

64,9

1999

21,7

31,4

9,0

60

13,6

2000

21,8

33,2

8,5

68

39,9

2001

20,5

33,5

8,6

63

31,7

2002

21,9

34,1

8,0

64

34,2

2003

20,8

30,6

11,6

78

44,1

2004

22,0

34,0

11,4

67,7

142,0

2005

19,0

32,3

7,5

76

166,0

2006

17,9

33,6

6,6

66

81,8

2007

20,0

33

7,5

75

102,1

2008

21,1

31,7

11,5

70

45,6

2009

19,3

30,4

7,0

60

60,6

2010

18,0

32,6

6,4

68

58,1

2011

22,1

35,0

10,5

67

64,9

2012

21,9

34,1

8,0

64

34,2

2013

20,0

33

7,5

75

102,1

2014

21,1

31,7

11,5

70

45,6

2015

19,3

30,4

7,0

60

60,6

На основе этих данных составила графики (Приложения № 1-10) и проанализировала их. На графиках средних температур (Приложение №1 и №2) провела контрастные линии, обозначающие среднемноголетние температуры в январе и июле (в °C), а на графиках среднего количества осадков (Приложение №7 и №8) – среднегодовое количество осадков за январь и июль (в мм.).

Анализ полученных данных

Первое, что бросается в глаза – это то, что самые большие амплитуды колебаний явно просматриваются во всех графиках хода температуры за январь. Следовательно, заметные изменения климата, в основном, происходят зимой, в частности, в январе.

Амплитуды колебаний температуры во всех графиках резко начинают увеличиваться в период с 2000 по 2007 гг.. Это время характеризуется также нестабильностью среднемесячного выпадения количества осадков и влажности.

Между графиками средних температур (Приложение №1 и №2) и среднего количества осадков (Приложение №7 и №8) прослеживается явная связь: с увеличением температуры увеличивается и количество выпавших осадков, то есть между ними прямо пропорциональная зависимость.

Из графиков минимальных (Приложение №5 и №6) и максимальных (Приложение

№3 и №4) температур видна их нестабильность и тоже прямо пропорциональная зависимость.

Конечно, 20 лет наблюдений ещё не достаточно для того, чтобы говорить о заметном изменении климата, но тенденции уже прослеживаются.

Выводы

  1. Изучила научную литературу в рамках проблемы и обнаружила множество разногласий среди авторов, каждый из которых предлагает свою версию причин возникновения глобального потепления.
  2. Изучила историю и возможные причины появления глобального потепления. Выяснила, что существует колебательный процесс, в котором оледенение (ледниковый период) порождается потеплением климата, а дегляциация (выход из ледникового периода) — похолоданием; что при замерзании вода связывает некоторое количество углекислого газа, а при таянии – высвобождает его. Этим объяснила то, что в периоды межледниковых потеплений концентрация этого газа в атмосфере всегда повышалась, поэтому, углекислый газ является следствием потепления, а не его инициатором. Узнала, что глобальное потепление имеет место в нашей жизни и не зависит от нас. Мы не являемся инициаторами этой проблемы, но можем ускорить её проявление путём негативного воздействия на окружающую среду (например, выбросы промышленных предприятий, автомобильные выхлопы, бессознательное уничтожение лесных и животных ресурсов и так далее).
  3. Глобальное потепление может вызвать затопление прибрежных территорий, по самым пессимистическим прогнозам, будет способствовать расширению пустынь, исчезновению мерзлоты, эрозии почв, возможно приведёт к остановке или серьёзному ослаблению Гольфстрима, что вызовет существенное падение средней температуры в Европе (при этом температура в других регионах повысится, но не обязательно во всех), так как Гольфстрим прогревает континент за счёт переноса тёплой воды из тропиков и т.д., а после этого спровоцировать оледенение (ледниковый период).
  4. Получила на Цакирской метеостанции информацию о количестве осадков за определённый месяц того или иного года, средней, максимальной и минимальной температуре, средней влажности в январе и июле в период с 1990 по 2015 гг., составила соответствующие графики и проанализировала их. Выявила, что изменения климата, в основном, происходят зимой, в частности, в январе. Период с 2000 по 2007 гг.. характеризуется нестабильностью среднемесячного количества выпадаемых осадков, влажности и амплитуд температур. Выявила прямо пропорциональную зависимость между средней температурой и количеством выпадаемых осадков, между минимальными и максимальными температурами.

Заключение

Прирост температуры – сотые доли градуса в год, поэтому у человечества и природы есть время приспособиться.

Таким образом, итогом исследования стало понимание того, что проблема глобального потепления существует в реальности, но!

  1. Человечество в этом “не виновато”, мы не являемся причиной потепления, но можем служить катализатором.

  1. Глобально потепление выражается в увеличении количества осадков и нестабильности температурного режима, характерных для умеренного климатического пояса.

Использованная литература

  1. Еженедельник “География”, № 36/2004, стр. 6-10.
  2. “География в школе”, № 8/2008, стр. 33-39, статья профессора Ростовского государственного университета В.А. Вронского “Глобальное потепление климата и окружающая среда на рубеже XXI века”
  3. Журнал “Вокруг света”, №7(2790) Июль 2006 г., рубрика “Досье”
  4. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь “Европедия”, издательство “Олма-пресс”, Москва, 2003 год
  5. Интернет-ресурсы

Тезисы

Каждый, кто внимательно следит за научными новостями, не испытывает недостатка в свидетельствах потепления климата. Практически еженедельно появляются сообщения об исследованиях в этой сфере. Вот британские натуралисты сообщают о смещении к северу ареалов некоторых видов птиц. Канадцы отмечают, что северные реки остаются замерзшими в среднем на две недели меньше, чем полвека назад. В Гренландии в последние годы резко ускорилось движение ледников, спускающихся к морю. Арктические льды отступают летом значительно дальше на север, чем прежде. На Антарктическом полуострове, который вытянулся в сторону Южной Америки, тоже идет быстрое разрушение ледников. По некоторым данным, стал замедлять свое течение Гольфстрим…

Складывается впечатление, что на Земле действительно наступает «оттепель». Однако, чтобы говорить об этом уверенно, нужно проследить за глобальными изменениями температуры приземного воздуха, что совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд: температура на нашей планете испытывает значительные колебания как во времени, так и в пространстве.

Чтобы с некоторой точностью определить ее среднюю величину, нужны тысячи измерений, причем, что важно, все они должны быть выполнены по единой методике. А чтобы уверенно зафиксировать потепление, такие измерения надо проводить непрерывно в течение нескольких сотен лет. Подобной методики пока не существует.

Большинство метеостанций создано лишь недавно, а самые старые, где накоплены многолетние наблюдения, часто расположены в больших городах, где с развитием энергетики стал формироваться особый микроклимат, существенно отличающийся от климата окружающих территорий. Например, зимой в центре Москвы температура может быть на 5 градусов выше, чем по области. Не хватает метеостанций в полярных районах, в горах, в развивающихся странах. Почти не охвачены измерениями обширные пространства океанов. Из-за сложностей анализа глобальных изменений температуры некоторые ученые до сих пор не признают потепление фактом и предпочитают говорить о нем как о правдоподобной гипотезе, нуждающейся в тщательной проверке. И все же подтверждений с каждым годом становится все больше.

Цель работы – осознание наличия глобального потепления как серьёзной проблемы и его опасности для человечества; доказательство, либо опровержение существующих гипотез и теорий на основе местного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...