Внеурочное занятие "Снег, его значение"
план-конспект занятия по биологии (6, 7 класс)

Рассчитан на учащихся 6-7 классов. Интегрированный урок по биологии и географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_sneg_ego_znachenie.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Снег, его значение»

Сегодня у нас интегрированное занятие по теме «Снег, его значение» с использованием оборудования «Точки роста».  По ходу занятия будет проведена вторая часть исследовательской работы по изучению загрязнённости снега в разных местах села Бортой.

Цель:  Выявление значения и степени загрязненности снега в селе Бортой.
Задачи работы:

  1. Рассмотреть как образуется снег и какое значение имеет снег для живых организмов.
  2. Проанализировать степень загрязнения атмосферного воздуха зимой.
  3. Выявить на какой территории села снежный покров чище.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.
  2. (15 мин) Изучение новой темы

А) Образование снега Кристаллики льда и снега (презентация. слайд )

Вопрос классу: что такое снег? Как образуется снег? Нарисовать снежинку.

Пока дети рисуют снежинку:

 Ежегодно с 2012 года в предпоследнее воскресенье января отмечается всемирный День снега. Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта 

По замыслу организаторов, Всемирный день снега должен служить популяризации зимних видов спорта и активного, здорового образа жизни.

Проходит под девизом — «Насладиться, ознакомиться и испытать!»

Этот девиз можем использовать и на этом уроке, переставив слова. «Ознакомиться, испытать и насладиться»

Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда.


Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Из-за структуры молекул воды между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.
При высокой температуре  кристаллы неоднократно вертикально передвигаются в атмосфере, частично тая и кристаллизуясь заново. Из-за этого нарушается регулярность кристаллов и образуются смешанные формы. Кристаллизация всех шести лучей происходит в одно и то же время, в практически идентичных условиях, и поэтому особенности формы лучей снежинки получаются столь же идентичны.
Снежинки
Белый цвет снега возникает благодаря заключённому в снежинке воздуху. Свет всевозможных длин волн отражается на граничных поверхностях между кристаллами льда и воздухом и рассеивается, однако в зависимости от химического состава снег может приобретать различные цвета. Снежинки состоят на 95 % из воздуха, что обуславливает их низкую плотность (100—400 кг/м³) и сравнительно медленную скорость падения (0,9 км/ч).
Самые крупные снежинки наблюдались 28 января 1887 года во время снегопада в Форт-Кьоу, штат Монтана, США; одна из них имела размеры в 15×8 дюймов (около 38×20 см). В Братске в 1971 году зафиксированы снежинки размером 20×30 см. Обычно же снежинки имеют около 5 мм в диаметре при массе около 0,004 г.
Разнообразие снежинок.
Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок.

Бывает и цветной снег. В арктических и горных регионах розовый или даже красный снег — обычное явление. Это живущие между его кристаллов водоросли окрашивают целые участки снега. Известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный в голубой, зелёный, серый или чёрный цвет. Так, на Рождество 1969 г. в Швеции выпал чёрный снег. Причина, скорее всего, в том, что он при падении впитал из атмосферы копоть и промышленные загрязнения.

Розовый снег и его причина водоросль хламидомонада снежная в горах Сьерра Невада. Его ещё называют "арбузным";
- Чёрный снег в г. Киселевск Кемеровской области; почернел из-за выбросов угольной пыли на двух обогатительных фабриках,

А в 1955 г. около Даны, штат Калифорния, выпал фосфоресцирующий зелёный снег. Жители, рискнувшие попробовать на язык его хлопья, вскоре скончались, а у людей, бравших снег в руки, появились сыпь и сильный зуд. Возникло предположение, что эти ядовитые осадки явились результатом атомных испытаний в штате Невада. Однако комиссия по расследованию этого происшествия данное предположение отвергла.

Б) Значение снега. (слайд)

                         Вопрос классу: какое значение имеет снег для живых организмов?

  1. (15 мин) Практическая работа «Анализ загрязненности проб снега».

А вы задумывались над вопросом, почему идет снег? Кому он нужен? Природа мудрая, и не зря придумала этот вид осадков именно зимой.

  1. Снег — отличный укрывной материал. Он надежно защищает землю от промерзания, спасает от высушивающих ледяных ветров.
  2. Регулирует температуру весной. Благодаря ему корни растений не испытывают резкой смены температуры и оттаивают постепенно, не разрушаясь.
  3. Контролирует рост. Снежный покров не дает растениям расцвести от внезапного потепления раньше времени. Сигналом к росту будет именно талая вода весной.
  4. Источник влаги. Не даром земледельцы радуются толстому слою снега на полях, вспоминая народную поговорку «Много снега — много хлеба». Это значит, что влага от таяния будет питать почву весной.
  5. Удобрение. Наличие в снежной массе примесей азота и серы позволяет удобрить почву питательными веществами.
  6. Защита от вредителей. Растения, защищенные снегом, реже страдают от грызунов.

Есть и вред от этих осадков.

 Под тяжестью снежного покрова могут ломаться кустарники, деревья и даже крыши домов.

Сильные снегопады способны блокировать движение автомобилей, рвут провода электропередачи.

Многие деревни остаются отрезанными от мира из-за больших снежных заносов. Таяние таких снежных завалов может вызывать наводнения и подтапливать дома и участки людей.

Снежные лавины

Благодаря своей особенности, снег накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в воздух. Поэтому снег можно использовать как своеобразный показатель загрязнения окружающей среды. В течение зимы в снежном покрове могут накапливаться различные вредные вещества.

Исследовать снег можно так же, как и воду. Для этого пробу снега растапливают, а затем проводят исследование. Исследуя пробы снега, собранного в разных местах можно получить достаточно полное представление о степени и характере загрязнения территории выявить причины и источники загрязнения.

3. (15 мин) Практическая работа «Анализ загрязненности проб снега».

Объяснение первого этапа исследования (первые два исследования должны быть сделаны накануне занятия при отборе проб). Затем пробы оставить для оттаивания.

На данном занятии проводятся остальные четыре исследования.

Определение мутности воды и рН растворов проводится с использованием оборудований «Точки роста» (датчики мутности и рН).

Алгоритм проведения исследований будет у каждого обучающегося. Каждый ученик проведет эксперимент по одной пробе.

4 пробы снега:

1 точка – возле дороги

2 точка  - во дворе дома

3 точка – возле котельной

4 точка – контрольная (чистая вода).

              После каждого измерения данные вносятся в таблицу.

  1. Выводы по выполненной исследовательской работе.

Результаты измерений.

Место пробы снега

Запах проб

Цвет

Цвет талой воды

Наличие осадка

Мутность снега

рН снега

1

1 точка (возле дороги)

2

2 точка (во дворе дома)

3

3 точка ( возле котельной)

4

4 точка (чистая вода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»

Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных  растений....

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Аттестационная работа "Значение и место внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии"

Эта работа будет интересна учителям русского языка при выборе форм внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС в основной школе. Здесь приводится в пример технологическая карта внеурочного занятия в 1...

"Значение внеурочной деятельности -презентация"

Удовлетворяет их индивидуальные интересы в физическом совершенствовании и способствует формированию к занятиям спорта....