Зачет по главе 6 « Условия жизни в биосфере»
тест по биологии (10 класс)

Соколовская Ирина Владимировна

Зачет по главе 6 « Условия жизни в биосфере»  10 класс углубленный уровень УМК И.Н. Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_po_glave_6_usloviya_zhizni_v_biosfere.odt64.28 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет по главе 6 « Условия жизни в биосфере»

Задание 1.

1.Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2.Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А)  зарастание пруда ряской;

Б)  увеличение численности мальков рыб;

В)  поедание мальков рыбы жуком-плавунцом;

Г)  образование льда;

Д)  смыв в реку минеральных удобрений.

ГРУППА ФАКТОРОВ

1)  биотические

2)  абиотические

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

3.Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А)  повышение концентрации СО2 в атмосфере из-за транспорта;

Б)  зарастание просеки в лесу;

В)  изменение ландшафта из-за извержения вулкана;

Г)  усиление ветра;

Д)  превращение болота в луг вследствие осушения;

Е)  выпадение меньшего среднегодового количества осадков;

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

1)  абиотический

2)  биотический

3)  антропогенный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

4.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых экологических факторов относят к абиотическим?

1)  температура воздуха

2)  взаимодействие карася и щуки

3)  возведение дамб на реках

4)  среднее количество осадков за год

5)  солёность воды

6)  вырубка леса

Задание 2.

1. Организмы на планете освоили среды жизни:

а. атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера;

б. мировой океан;

в.  материки и острова;

г. наземно-воздушная,  водная, почвенная, организменная.

2. Что можно отнести к условиям среды:

а. взаимоотношения между организмами;

б. климат;

в. влияние человека;

г. все факторы, оказывающие влияние на организм.

3. Особенность почвы как среды обитания:

а. большая плотность;

б. большое количество органических веществ;

в. много света;

г. много воздуха.

4. Черты приспособленности к водной среде обитания:

а. обтекаемая форма тела;

б. расчлененная форма тела;

в. кожное дыхание;

г.
5
. Чем отличается наземно-воздушная среда?

а. много кислорода и света;

б. незначительные  перепады температуры;

в. большая плотность газов;

г. равномерное распределение влаги.

6. В чем особенность организма как среды обитания?

а. постоянная температура;

б. недостаточная увлажненность;

в. активное движение;

г. большое занимаемое пространство.

7. Летние и зимние заморы не возникают в следующих средах жизни:

а) морских водоемах; б) озерах и прудах; в) реках; г) почве.

8. Для повышения плавучести планктонные организмы обрели следующие приспособления:

а) увеличенные размеры тела;

б) уменьшенный размер и плотность тела;

в) уменьшенный размер и количество выростов тела;

г) медленная скорость движения в воде.

9. Совокупность организмов обитающих на дне водоемов называется:

а) бентос; б) нектон; в) планктон; г) нейстон.

10. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

а) температурный режим, пониженное содержание кислорода, наличие воды в разных

формах, присутствие солей и органических веществ;

б) световой режим, перепады давления, изменение гравитационной составляющей;

в) изменение солевого состава по временам года, сочетание плотности и давления грунтов;

г) одинаковое значение рН среды, одинаковый состав микрофауны и микрофлоры.

11. Совокупность живых существ обитающих у поверхности воды, на грани водной и

воздушной среды называются:

а) планктон;

 б) бентос;

в) нейстон;

г) нектон.

12. Совокупность особей населяющих толщу воды и способных переноситься течением,

называется: 

а) бентос;

б) планктон;

в) нейстон;

г) нектон.

13. Самая насыщенная (в пересчете на объем) жизнью среда:

а) почва;

б) атмосфера;

в) пресные воды;

г) моря и океаны.

14. Паразитическим организмом не является:

а) фитофтора;

б) вирус табачной мозаики;

в) шампиньон, опенок луговой;

г) повилика, заразиха.

15. Самую большую скорость передвижения животные развивают:

а) в водной среде; б) в воздушной среде; в) в наземной среде; г) в почве.

16. Организмы, обитающие в толще воды и свободно плавающие, входят в группу:

а) нейстона; б) бентоса; в) нектона.

17. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого

явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) увеличение концентрации озона в воздушной среде.

18. Эдафобионты - это:

а) обитатели грибов; б) обитатели водоемов; в) обитатели почв; г) обитатели воздушного пространства.

19. В наибольшей степени подвержены воздействию радиации, колебаний температур

и силы ветров обитатели следующей среды:

а) водной; б) почвенной; в) наземно-воздушной; г) живых организмов как среды обитания.

20. Самое большое число видов животных, находящихся в анаэробных условиях, населяет:

а) водную среду;

б) наземно-воздушную среду;

в) почвенную среду;

г) живые организмы как среду обитания.

21. Из всех сред жизни наиболее богата по числу видов:

а) водная;

б) внутренняя среда живых организмов как местообитание;

в) наземно-воздушная;

г) почва.

22. Первые живые обитатели Земли появились:

а) в почве; б) в наземной среде; в) в водной среде; г) в воздушной среде.

23.Распашка целины в целях выращивания зерновых культур  — пример действия фактора:

а) биотического;

б) абиотического;

в) антропогенного;

г) ограничивающего.

24.Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организмов:

а) антропогенный;
б) ограничивающий;
в) абиотический;
г) стимулирующий.


Задание 3.

Выберите признаки, характерные для специфических условий жизни в определенной среде.

Коды ответов:

1) Мягкий температурный режим

2) Достаточно высокая плотность среды

3) Сравнительно малая плотность среды

4) Ограниченность кислорода

5) Резкие изменения температуры

6) Различный солевой состав

7) Практически неограниченный запас пищи

8) Относительная стабильность условий

9) Практически полное отсутствие кислорода

10) Активное сопротивление среды обитания

11) Относительно постоянное количество кислорода

Ответы:

Наземно-воздушная среда-_________________

Водная среда-____________________________

Живой организм-_________________________

Распределите предложенных животных по средам жизни

1. Пчела.

2. Планктон.

3. Кальмар.

4. Бактерии

5. Гремучая змея.

6. Дождевой червь.

7. Крот

8. Солитер.

9. Горный орел.

10. Сазан.

11. Вошь.

12. Дафния.

13. Кролик

14. Карась.

15. Комар.

16. Нематоды.

17. Слепыш.

A. Почва…….

B. Наземно-воздушная…….

C. Водная……..

D. Живые организмы……..

Задание 4.

Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.

Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека, ... (грозит, не грозит)

высыхание;  в среде их обитания колебания температуры,  солености,  давления ... (сильные,

слабые); среда, в которой они обитают, для них химически ... (агрессивна, не агрессивна); они... (имеют, не имеют) защитные покровы; они ...(имеют, не имеют) органы, связанные с

поиском пищи; они ... (имеют, не имеют) слух; они ... (имеют, не имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц ... (большое, не большое).

Задание 5.

Среда обитания:

1) древесина;

2) крона дерева;

3) пещера;

4) околоводные пространства;

5) река, озеро, море.

Животные: а) жук-типограф; б) речная выдра; в) тюлень-монах; г) белка-летяга; д) протей; е) северная слепоглазка (рыба);  ж) игрунковая обезьяна; з) бобр.

Задание 6.

Условия обитания, влияющие на форму и размер тела рыб:

1) толща воды;

2) придонные слои;

3) водоросли;

4) поверхность океана.

Рыбы: а) скат; б) тунец, акула; в) летучая рыба, сарган; г) морской конек.
Задание 7.

Допишите определения

1. Выталкивающую силу воды определяет ее .........................

2. В водоемах ...................................... режим воды более мягок, чем на суше.

3. Массовая гибель обитателей водоемов, вызванная нехваткой кислорода, называется………………

4. Морские организмы не могут жить в пресных водах так же, как и пресноводные — в морях, в основном из-за концентрации ..............................

5. Как по разнообразию биологических видов, так и по плотности заселения организмами самой насыщенной средой жизни является ....................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по главе 1 . Множества и операции над ними" 8 класс

Зачет по главе 1 . Множества и операции над ними" 8 класс...

Зачет по главе 1 ( Мерзляк ) 6 класс

Зачет по главе 1 ( Мерзляк ) 6 класс...

Зачет по главе 3 ( Мерзляк ) 6 класс

Зачет по главе 3 ( Мерзляк ) 6 класс...

Зачет по главе 4 "Происхождение живого вещества" 10 класс углубленный уровень

Тест "Происхождение живого вещества" 10 класс углубленный уровень УМК И.Н. Пономарева...

Программа элективного курса по биологии для обучающихся 11 класса "Многообразие и феномен жизни в биосфере"

Выпускники 11 класса, ориентированные на сдачу ГИА в форме ЕГЭ по биологии, должны обобщить и повторить весь курс школной биологии. Данный элективный курс поможет им в этом....

Зачет по главе 2 « Общие биологические явления и методы их исследования» 10 класс углубленный уровень

Зачет №2 « Общие биологические явления и методы их исследования»10 класс углубленный уровень УМК И.Н. Пономарева...

Зачет по главе 5 « Биосфера как глобальная экосистема»

Зачет по главе 5 « Биосфера как глобальная экосистема» УМК И.Н. Пономарева...