Зачет по главе 9 «Вид и видообразование»
тест по биологии (10 класс)

Соколовская Ирина Владимировна

Зачет по главе 9 «Вид и видообразование» УМК И.Н. Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_po_glave_9_vid_i_vidoobrazovanie.docx56.31 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет по главе 9 «Вид и видообразование»

1.  Продолжите фразу.

1) Процесс возникновения новых видов - … .

2) Русский ученый, создавший учение о движущей и стабилизирующей форме естественного отбора - ...................................................................... .

2. Соотнесите механизмы и пути видообразования

Механизм видообразования

А) Изолирующими барьерами служат различия в условиях обитания

Б) Возникновение новых видов путем кратного увеличения числа хромосом (полиплоидизация)

В) Возникновение репродуктивной изоляции

Г) Пространственная изоляция популяций в случае мигрирования популяции за пределы ареала исходного вида

Д) Разделение исходного ареала родительского вида на несколько изолированных самостоятельных ареалов в результате горообразования

Е) Образования разных видов вьюрков на Галапагосских островах.

Пути видообразования

1. Географическое (аллопатрическое) видообразование

2. Экологическое (симпатрическое) видообразование

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Установите соответствие между эволюционными процессами и уровнями, на которых эти процессы начинаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А)  формируются новые виды

Б)  возникновение насекомых

В)  изменяет генофонд популяции

Г)  прогресс достигается путём идиоадаптаций особей популяции

Д)  прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации

Е)  развитие плавательных перепонок у уток

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

УРОВЕНЬ

1)  микроэволюционный

2)  макроэволюционный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

 

4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия буроголовой синицы-гаички. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Небольшая подвижная синица, распространена в Европе и Азии. (2) Чаще встречается в хвойных лесах северных широт. (3) Питается беспозвоночными личинками, семенами растений. (4) Гнездится в апреле−мае, птенцы появляются в июле. (5) В кладке 5–9 яиц с красноватыми крапинками. (6) В местах обитания человека встречается редко, отдавая предпочтение сплошной тайге или заросшим берегам рек.

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Бобр обыкновенный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1)Длина тела бобра достигает 1–1,3 метра, а масса тела  — 30–32 кг. (2) Бобры предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек, стариц, прудов и озёр, водохранилищ, ирригационных каналов и карьеров. (3)Пищей для бобра служит в основном кора деревьев и молодые ветки. (4)Переваривание целлюлозы растительной пищи происходит в толстом кишечнике. (5)Бобры могут под водой задерживать дыхание на 15 минут, проплывая при этом до 750 метров. (6)Потомство бобры оставляют один раз в год, продолжительность беременности составляет 105–107 дней.

6. Выберите три предложения, в которых приведены морфологические признаки вида Двугорбый верблюд. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

         (1)Двугорбый верблюд  — вид парнокопытных млекопитающих семейства верблюдовых. (2)Двугорбый верблюд характеризуется в среднем бóльшими, чем у других современных верблюдов, размерами и массой. (3)От одногорбого верблюда отличается также наличием двух горбов и более густым шёрстным покровом. (4)Виды верблюдов являются близкородственными, они могут скрещиваться, производя на свет жизнеспособные плодовитые помеси. (5)Взрослый верблюд-самец весит в среднем около 500 кг, самки значительно меньше, 320–450 кг. (6)Верблюд перестаёт расти в возрасте 7 лет.

7. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А)  увеличение длины шеи жирафа

Б)  появление двух видов птиц  — с большими и маленькими крыльями  — в условиях сильного ветра на островах

В)  наилучшая выживаемость крабов со средней толщиной панциря

Г)  уменьшение размеров тела у грызунов

Д)  увеличение числа тёмных бабочек берёзовой пяденицы в условиях городского смога

Е)  наибольшая выживаемость птенцов при среднем количестве яиц в кладке

ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

1)  движущий

2)  стабилизирующий

3)  дизруптивный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

8. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А)  выживание черепах только со средней толщиной панциря

Б)  увеличение размеров тела у слонов

В)  увеличение средней скорости бега у гепардов

Г)  появление двух рас погремка (ранне- и позднецветущей) на сенокосных лугах

Д)  уменьшение размеров ушной раковины у кротов

Е)  наибольшее выживание детёнышей млекопитающих, имеющих средние размеры при рождении

ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

1)  движущий

2)  стабилизирующий

3)  дизруптивный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания разрывающей (дизруптивной) формы естественного отбора. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1)Два вида кишечной палочки сформировались из одной исходный культуры в результате специализации на питание разными сахарами. (2)В постоянно изменяющихся условиях среды норма реакции признаков постепенно смещается, внешний облик организмов изменяется. (3)При длительном летнем покосе полей сформировались весенняя и осенняя расы растений погремка. (4)Наутилуса и гаттерию, относящихся к группам, другие представители которых полностью вымерли, называют живыми ископаемыми. (5)В результате интенсивного вылова арктической белой рыбы после схода льда летом большинство представителей перешло к нересту ранней весной или поздней осенью. (6)Виды глубоководных раковинных моллюсков морфологически слабо отличаются от близких к ним видов из палеонтологической летописи.

10. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания микроэволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)При адаптации микроорганизмов к воздействию антибиотиков формируются резистентные (устойчивые) популяции. (2)Менее приспособленные особи не оставляют потомства, поэтому их генотипы постепенно вытесняются из популяции. (3)Многоклеточные животные произошли от колониальных жгутиконосцев, при этом клетки в колонии приобрели способность синхронно делиться и формировать клеточные контакты. (4)У двухслойных животных закладывается два зародышевых листка, а у трёхслойных в дополнение образуется мезодерма. (5)У птиц более 80 млн лет назад полностью исчезли зубы, по видимому, для облегчения скелета. (6)Виды рода Зяблик в Европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом эти виды занимают одну экологическую нишу.

Ответы:

1.       1 – микроэволюция

            2 – Иван Иванович Шмальгаузен.

2.  222111

3. 121121

4.  236

5. 456

6. 235

7. 132112

8.  211312.

9. 135

10. 126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к зачету по геометрии 7 класс. Глава I. "Начальные геометрические сведения". Глава II. "Треугольники".

В материал включены не только вопросы, но и задания с продолжением ответа. В ответах обязательно наличие примеров с чертежами и обозначениями....

Зачет по главе 1 . Множества и операции над ними" 8 класс

Зачет по главе 1 . Множества и операции над ними" 8 класс...

Зачет по главе 1 ( Мерзляк ) 6 класс

Зачет по главе 1 ( Мерзляк ) 6 класс...

Зачет по главе 3 ( Мерзляк ) 6 класс

Зачет по главе 3 ( Мерзляк ) 6 класс...

Зачет по главе 4 "Происхождение живого вещества" 10 класс углубленный уровень

Тест "Происхождение живого вещества" 10 класс углубленный уровень УМК И.Н. Пономарева...

Зачет по главе 2 « Общие биологические явления и методы их исследования» 10 класс углубленный уровень

Зачет №2 « Общие биологические явления и методы их исследования»10 класс углубленный уровень УМК И.Н. Пономарева...

Зачет по главе 5 « Биосфера как глобальная экосистема»

Зачет по главе 5 « Биосфера как глобальная экосистема» УМК И.Н. Пономарева...