Роль учителя в формировании умений работать с информацией биологического содержания при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии

Дубинина Елена Александровна

 Роль учителя  в формировании умений работать с информацией биологического содержания при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль учителя  в формировании умений работать с информацией биологического содержания при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии            

  «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,

 а тот, кто не научился при этом учиться»

Элвин Тоффлер

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности.

Умение — психологическое (интеллектуальное) и практическое действие, совершаемое человеком в различных видах деятельности на основе имеющихся знаний.

Умения — это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями.

Умения в обучении — обычно это простые действия с объектом.

Методика формирования умений заключается в следующем:

  • пояснение учащимся цели выполнения действий и мотивов ее достижения;
  • подробное и понятное разъяснение учителем последовательности выполнения действий, составляющих в совокупности умение;
  • выполнение действий учащимися при помощи учителя;
  • использование умения в аналогичной ситуации;
  • перенос умения в новую ситуацию.

Группы школьных умений в биологии

Группа умений

Общая характеристика умений

Интеллектуальные (умственные)

Интеллектуальные действия, обеспечивающие познание и осмысление окружающей действительности, включая ее биологическую составляющую (анализировать, сравнивать, конкретизировать, систематизировать, классифицировать, обобщать)

Практические (трудовые)

Практические действия, обеспечивающие преобразование биологических объектов (выращивать, ухаживать, высевать, обрабатывать, дезинфицировать, соблюдать, выполнять)

Специальные

(предметные)

Интеллектуальные и практические действия, обеспечивающие описание, объяснение и преобразование биологических объектов, изучаемых в школьной биологии (характеризовать, приводить примеры, обосновывать,  распознавать,  определять,  применять знания, формулировать выводы, наблюдать)

Общие

(общеучебные)

Интеллектуальные действия, используемые при обучении и обеспечивающие усвоение биологического материала (работать с учебником и другими источниками информации, осуществлять самоконтроль и т.д.)

Информация - сведения в письменной или устной форме и, одновременно, процесс передачи или получения сведений различными способами.

Информационная деятельность - это такая деятельность школьников, при которой организуется работа с любыми источниками информации с целью получения сведений.

Источниками информации для школьников являются:

Литературные источники: учебники, научная и научно-популярная литература, справочники, энциклопедии и т.п.

Аудио- и видеоисточники: аудионосители, научные и научно-популярные фильмы, мультимедийные программы.

Глобальные компьютерные сети.

Человек - специалист в какой-либо научной области знаний.

Реальные объекты действительности: объекты природы, происходящие в природе процессы.

                      Рассмотрим литературные источники информации по биологии.

Учебная литература - источники информации, которые активно применяются в процессе обучения.

Учебник: основной источник учебных знаний, которые должны быть усвоены в рамках учебной дисциплины, в частности, биологии.

Учебное пособие: как правило, служит дополнением к учебнику; содержание пособия охватывает весь курс или часть его, содержит больше практических рекомендаций. Может выражать точку зрения автора, отличающуюся от того, что изложено в учебнике.

Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях, сведения об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.          К такой литературе по биологии можно отнести:

Энциклопедии

Энциклопедический словарь

Терминологический словарь

Справочники

Научная литература - содержит сведения строго научного характера, как правило, в какой-либо узкой области биологического знания. С подобной литературой могут работать старшеклассники, занимающихся на элективных курсах по биологии, в классах с углубленным изучением предмета, выполняющие исследовательскую работу.

Художественная литература - это литература, в которой автор, дает описание каких-либо биологических объектов, процессов, событий.

Иллюстрации - это изображения, сопровождающие и дополняющие текст. Они могут быть выполнены в виде рисунков,  фотоснимков, репродукций, карт, схем и т. п. Иллюстрации не только дополняют текст, но и сами служат источниками получения новой информации, особенно, если на них представлено изображение биологического объекта. С помощью иллюстраций можно сравнивать, описывать признаки систематической группы и т.п.

Современный человек каждый день получает большой объем информации. Интернет, телевидение, печатные издания  требуют новые способы для ее усвоения.

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование смыслового чтения и работа с текстом. Ведь сегодня работа с текстом исключает пассивную позицию ученика, как потребителя готового текста. Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф.Смит, Н.Н. Светловская, И.А. Зимняя, В.М. Филатов. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем письменная.  

На смысло – ориентирующем этапе основными умениями смыслового чтения будут:

Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;

Определять из текста значение терминов;

Сопоставлять информацию из разных частей текста;

Устанавливать в тексте последовательность действий.

Выделять главную мысль отдельных частей текста;

Делать выводы на основе информации из текста;

Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот;

Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

На  рефлексивно – личностном этапе основными умениями смыслового чтения будут:

Применять знания, полученные из соответствующих  информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации;

Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов;

Самостоятельно конструировать новую по отношению к тексту ситуацию.

Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности .

 

Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.

1. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА ) с созданием эталонов ответов.

2. Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта,кластера.

3. Текст как основа для выполнения творческого задания ( электронная презентация, стихотворение).

4. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста .

5. Текст как вариант модуля урока

В примерной программе написано : «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: «… умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».

Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Роль учителя состоит в формировании таких умений у обучающихся при подготовке к ОГЭ по биологии.

Рассмотрим  часть 2 контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена

Задание №25 Объяснение роли биологии в современном мире.

В практической деятельности людей. Проверяет умение  Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.

25.Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20085

Пояснение.

Пчелы как и все насекомые имеют незамкнутую кровеносную систему, которая состоит из сосудов и полостей, по которым в теле пчелы циркулирует гемолимфа, поэтому как таковых артерий и вен у них нет.

У насекомых кровь (гемолимфа) не переносит газы, а выполняет другие функции (трофическую, экскреторную, защитную), поэтому не может быть «артериальной» или «венозной» крови.

Задание №26.

Использование научных методов для изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических экспериментов.

26.Учёный изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?

Пояснение.

1. Инфекционные частицы, заражающие листья табака, меньше, чем клетки.

2. Возбудителем заболевания является неклеточная форма жизни — вирусы.

Задание №27. Работа с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

27. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какое вещество способствует склеиванию пищевого комка?

2) Какова роль соляной кислоты в пищеварении?

3) Какие ещё железы пищеварительной системы были изучены учёными- физиологами конца ХIX — начала ХХ в.? Укажите три любые железы.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Муцин.

2) Активизирует пепсин, разрушает водородные связи в молекулах белка, разрушает стенки растительных клеток, а также убивает бактерии.

3) Слюнные железы, поджелудочная железа, печень.

Задание №28. Проверяется Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

28.Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность некоторых рыб

Названия рыб

% белков

% жиров

Калорий в 100 г

Вобла

18

2,8

95

Окунь

17

0,6

73

Карась

17

0,5

74

Шпрот

17

7,6

136

Лосось

24

12

200

Стерлядь

17

6

116

Карп

20

1,5

94

 

1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Лосось.

2) Окуней и карасей — самая низкая калорийность.

3) Лосось и шпрот.

Примечание:

В настоящее время считается оптимальным содержанием пищи (белки : жиры : углеводы = 1 : 1 : 4).

Задание №29. Научиться Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов. Уметь обосновывать необходимость рационального и здорового питания.  Определять энергозатраты.

29. Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.

1) Какова энергетическая ценность завтрака?

2) Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приёмами пиши она получила 2900 ккал?

3) Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%

Пояснение.

1) Энергетическая ценность второго завтрака рассчитывается как сумма энергетических ценностей каждого из блюд 350 ккал  (омлет с ветчиной)+ 68 ккал  (чай с сахаром) = 418 ккал.

2) Нет. Так как второй завтрак Натальи должен содержать 2900 ккал · 0,18 = 522 ккал, то второй завтрак с энергетической ценностью в 418 ккал ниже нормы.

3) В желудке начинают расщепляться белки. Белки в желудке расщепляются под действием протеолитических ферментов, например, пепсина.

Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи всех школьных предметов, в том числе и биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение работать с информацией как необходимая компетенция современного студента

На сегодняшний день у большинства студентов первых курсов не сформированы умения работы с источниками информации. Задача современного педагога должна сводиться к обучению приемам формирования и наибол...

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

В этой работе рассматриваются основные приемы работы с информацией, используемые на уроках информатики и ИКТ....

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ К ДИСТАНЦИОННЫМ ОЛИМПИАДАМ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Статья посвещена особенностям использования дистанционных олимпиад в процессе изучения истории и обществознания. В статье раскрыты вопросы касающиеся истории возникновения дистанционных олимпиад и осо...

ОГЭ. 29.Работа с текстом биологического содержания

Материал для отработки Задания №29 ОГЭ....

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Статья содержит рекомендаци по работе с информацией на уроках английского языка в начальной школе  по УМК Кузовлева В. П....

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. В современных условиях от специалиста любого уровня требуется профессиональная...

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...