Главные вкладки

    Статья по истории по теме:
    ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ К ДИСТАНЦИОННЫМ ОЛИМПИАДАМ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

    Киселев Сергей Александрович

    Статья посвещена особенностям использования дистанционных олимпиад в процессе изучения истории и обществознания. В статье раскрыты вопросы касающиеся истории возникновения дистанционных олимпиад и особенности подготовки к ним. Так же приведены примеры заданий, которые позволят ученикам развить навыки работы с информацией.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ К ДИСТАНЦИОННЫМ ОЛИМПИАДАМ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

    Киселев Сергей Александрович,

    учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа№3»

    Сегодня информация стала не только важнейшим компонентом для Мирового экономического и политического развития, но и базовым компонентом для личностногоразвития каждого человека. Информация является ресурсным элементом для образования на всехуровнях,  в том  числе и для  включения  человека  в научную  и творческую деятельность, что  в  свою очередь  создаетплатформу  для развития  науки, техники, искусства.

    Следует, однако, отметить, что огромные потоки информации требуют умения оценивать эту информацию,  определять  ее  достоверность и надежность. В  связи  с этим возрастает значимость деятельности учителя и ученика в  процессе освоения  и внедрения новых образовательных стандартов,  в которых  социальные  запросы определяютцелиобразованиякакобщекультурное, личностное и познавательноеразвитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую  компетенцию  образования  как «научить  учиться».

            Одним из способов формирования умений работать с информацией  является участие в дистанционных олимпиадах.

    Дистанционные обучающие олимпиады  — активно набирающая обороты форма инноваций в образовании, основанная на сотрудничестве и сотворчестве учителя и ученика. Хотя слово «олимпиада» и присутствует в названии, в первую очередь дистанционная олимпиада  — форма получения новых знаний, повышающая мотивацию учащихся к обучению за счет использования компьютера и Интернет.

    Конкурсы (олимпиады) направлены на достижение следующих общественно полезных целей:

    • развитие у школьников интереса к учебным дисциплинам;
    • содействие активизации внеклассной и внешкольной работы по учебным дисциплинам;
    • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него;
    • обеспечение условий для реализации потенциала российской молодежи;
    • выявление одаренных детей – школьников;

            Участие в них позволяет ребятам расширить кругозор, углубить знания по предмету, пополнить портфолио, иногда это единственные (кроме школьных) олимпиады, в которых школьники могут принять участие.

    У дистанционных олимпиад, в силу большого количества участников есть и свои критерии оценивания это: оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализации. Кроме общих критериев применяются предметные критерии оценки работ, а также критерии, относящиеся к конкретному типу задания.

    Участие в такой олимпиаде требует специальной подготовки обучающихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Для этого необходимо развивать критическое мышление. Готовясь к дистанционной олимпиаде по истории, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути событий, которые предложены источником. История – это один из тех предметов, который просто заучивать бессмысленно. Поэтому подготовка к олимпиаде требует внимательности.

    Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит детей (да и обычных) пользоваться источниками информации.

    На подготовительном этапе преподаватель разрабатывает задания и предоставляет информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определённых усилий. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

    Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя. В результате у учащихся будут формироваться следующие умения: умения находить информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; включать информацию в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации; умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; умения четко формулировать то, что узнали из информационного источника; принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»; самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации); видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

    Для формирования умений в наиболее обобщенном виде важны следующие составляющие информационной культуры: знание основ компьютерной грамотности и понимание закономерностей информационных процессов; умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи; умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т.д.;

    понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств решения проблем человеком (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков; умение применять полученную информацию при принятии решений в практической деятельности.

    На уроке необходимо задать правильный вопрос или дать задание, которое подтолкнуло бы ученика или класс к размышлению.

    От качества формулирования вопроса зависит и конечный результат мыслительной деятельности ученика. Если вопрос или задание интересно, вовлекает в рассуждения, его хочется выполнять, возникает желание размышлять по его поводу, искать варианты ответов. Отсюда и вытекает важный вывод, состоящий в том, что учитель должен уметь так формулировать вопросы, чтобы они раскрывали интеллектуальный, творческий потенциал ученика и давали возможность почувствовать себя первооткрывателем, то же самое должно присутствовать в олимпиадных заданиях.

            Очень важно помочь ученикам освоить приемы работы с компьютером необходимые для оформления и пересылки результатов олимпиады по электронной почте.

    Для наиболее эффективной подготовки можно предложить следующие практические моменты:

    1. Включение в процесс урока сообщений из СМИ.

    На уроке дети вместе с преподавателями будут проводить анализ данных сообщений, поиск ошибок, некорректной информации, или же информации, подтверждающей рассказ учителя или же информацию из учебной литературы.

    На уроке истории и обществознания – политические события.

    2. Дискуссии, дебаты, обсуждения.  Такие занятия лучше проводить в игровой форме.

    3. Подготовка детьми собственных сообщений (в различной форме, в т.ч. и мультимедийной), построенных на медиаобразовательных принципах.

    Приведем пример практического задания, направленного на формирование умений работы с информацией. Тема информационных сообщений может быть любая, выбранная педагогом или предложенная детьми.   В качестве примера задания по истории можно предложить обсуждение  - «Петр I превратил Россию в мировую державу». Цель: определение достоверности полученной информации

            Задачи: Найти несколько различных информационных источников, в которых подтверждается или опровергается данное заключение.

            Проанализировать информационные источники, представить свою версию доказательства или опровержения данной информации. Рекомендуется осуществлять поиск информации в различных информационных системах: энциклопедии, книги, учебники, газеты и журналы, Интернет. В процессе учащиеся отрабатывают технологию поиска информации, работы с библиотечными каталогами, гипертекстовыми поисковыми системами. Роль преподавателя  - корректировать работу учащихся, обучать их грамотно составлять поисковые запросы, подбирать ключевые слова и  пр. На этапе представления своей версии информации можно попросить учащихся представить информацию в виде научной статьи, рекламного сообщения.  Важно аргументировать свою точку зрения, подкрепляя ее фактами. Обязательны ссылки на источники информации.

    В результате подготовки и участия в дистанционных олимпиадах у учащихся изменяется представление о предмете и его границах, ( например задания связанные с монетами заинтересовали учеников и они узнали о такой науке как нумизматика и что она является вспомогательной исторической дисциплиной, у учеников появилось новое увлечение). Изменяется представление о методах выполнения заданий, ученики открывают для себя новые источники информации которые помогают в учебе, в выполнении домашнего задания и в самообразовании. У учащихся появляются личные мотивы участия в олимпиадах, им хочется показать лучший результат, найти не стандартный ответ на вопрос, а предложить что то свое. Ученики приобретают умения и навыки грамотно, развернуто, формулировать свой ответ, приводить доказательства. При выполнении заданий учащиеся должны оформлять свою работу на компьютере с учетом определенных требований, что развивает в них навыки работы с компьютером, что безусловно пригодится им в будущем.

    Ученикам дистанционные конкурсы и олимпиады очень нравятся. В этом учебном году из моих учеников участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах приняли участие 34 ученика, 9 из которых получили дипломы победителей 1,2,3 степени, остальные получили сертификаты участников. После получения результатов, мы в рамках элективного курса, прорабатываем задания, ученики оценивают свои результаты, обсуждают  какие задания вызвали затруднения и какие были им интересны.

    Помимо непосредственно олимпиад, большой интерес у учеников вызывают различные интернет конкурсы, например Всероссийский конкурс презентаций «Символы России», где ученикам предлагается подготовить презентацию, в которой должны быть отражены 10 самых значимых символов нашего государства. Так как одним из условий оценивания дистанционных олимпиад является оригинальность, то ученики старались используя различные источники информации найти необычные символы, которые на их взгляд могут быть символами нашего государства. Это очень хорошо развивает способности работать с информацией учеников и способствует их творческому самовыражению.

            Порой в конкурсах и олимпиадах хотят участвовать не только сильные ребята. В таких олимпиадах могут участвовать все желающие дети, для них это стимул, возможность показать себя на, свои знания и таланты на Всероссийском уровне.

    Дистанционные олимпиады и конкурсы очень хорошо подходят тем образовательным учреждениям где ученики в силу отдаленности от центров не могут принять участие в районных или краевых олимпиадах и мероприятиях.

    Вместе с тем дистанционные формы образования не лишены недостатков. В частности, негативно влияет на подростка замена личного контакта педагога и ученика на общение с компьютером, что само по себе здоровье не укрепляет. Кроме того, возможно проявление нравственных проблем в связи с увеличением времени общения с компьютером, а не с живыми людьми. Ученикам все сложнее выражать свои мысли и вести диалог, ведь они все больше общаются друг с другом в социальных сетях и с помощью иных средств связи.

    Эти проблемы могут быть разрешены путем интеграции очных и дистанционных форм обучения, создания интерактивных программ, которые в отличии от "застывшего" текста учебника представляют информацию в форме беседы, состязания и тому подобного, побуждающего к собственной деятельности учащихся. В процессе деятельности формируется личный опыт, который составляет, возможно, наиболее прочную основу образования.

    На мой взгляд подготовка и участие в дистанционных олимпиадах является полезным компонентом в деятельности как учеников так и учителя,  они позволяют ученикам расширить кругозор, углубить знания по предмету, попробовать свои силы в соревнованиях всероссийского уровня, подготовиться к более сложным и ответственным очным олимпиадам. а учителю помогают обрести опыт в подготовке учеников, раскрыть талант и способности, выявить одаренных детей и тем самым совершенствовать свои педагогические способности.

    Используемые ресурсы:

    1. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.

    2. Журин А.А. Принципы отбора информации СМИ // Электронная публикация Http://mediaeducation.ru/publ/jurin11.htm

    3. Ламекин В.Ф. Окно в мультимедиа и Internet: Курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997.- 378 с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Умение работать с информацией как необходимая компетенция современного студента

    На сегодняшний день у большинства студентов первых курсов не сформированы умения работы с источниками информации. Задача современного педагога должна сводиться к обучению приемам формирования и наибол...

    О дистанционном обучении, как о новом опыте работы с учениками.

    Данный материал предназначен для родителей. Можно использовать классному руководителю на родительском собрании. Статья освещает взгляд на дистанционное обучение и включает правила безопасной работы в ...

    УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

    В этой работе рассматриваются основные приемы работы с информацией, используемые на уроках информатики и ИКТ....

    Организация работы по подготовке учащихся к дистанционным олимпиадам и конкурсам как способ развития их способностей

    В статье описан опыт работы по организации участия школьников в разнообразных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах по информатике....

    РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Статья содержит рекомендаци по работе с информацией на уроках английского языка в начальной школе  по УМК Кузовлева В. П....

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

    Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. В современных условиях от специалиста любого уровня требуется профессиональная...